Дело № 2а-546/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 25 июля 2019 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Раскина Н.И., рассмотрев в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Тургеневская СОШ», Учреждение) об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Учреждения по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Заводская, 36. В ходе проверки выявлены нарушения названного законодательства, а именно установлено, что при входе в здание Учреждения по указанному адресу отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. МБОУ «Тургеневская СОШ» является объектом социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов. Просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Тургеневская СОШ», выразившееся в длительном непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов путем установки при входе в здание Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и возложить на МБОУ «Тургеневская СОШ» обязанность по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов путем установки при входе в здание Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с определением судьи от 16.07.2019 г. административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса, без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора обратиться в суд с иском, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно пунктов 5 и 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в принятом во исполнение Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ №О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений пункта 2 и пункта 15 части 3 статьи 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организацииВ пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу подпункта «а» пункта 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Тургеневская СОШ» расположено по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, р.п. Тургенево, ул. Заводская, д. 36.
Постановлением главы администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 23.11.2011 г. № 242-Р на должность директора МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» назначена Полякова В.В.
Согласно Уставу данного учреждения, утвержденного Постановлением администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 21.12.2015 г. № 1153, учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 1.1 Устава).
Основной целью деятельности Учреждения является реализация прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (пункт 2.4 Устава).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что здание названного образовательного Учреждения является объектом социальной инфраструктуры, поэтому в нём должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов.
28.06.2019 г. прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия, в присутствии директора Учреждения – Поляковой В.В., была проведена проверка о социальной защите инвалидов в деятельности МБОУ «Тургеневская СОШ».
В результате проверки установлено, что при входе в здание МБОУ «Тургеневская СОШ» отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Таким образом, суд находит установленным, что МБОУ «Тургеневская СОШ» длительное время бездействует по созданию условий для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов, а отсутствие вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, ограничивают права слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и на беспрепятственный доступ к предоставляемым услугам.
При данных обстоятельствах, требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия об обязании МБОУ «Тургеневская СОШ» устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, являются законными и обоснованными, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При подаче административного иска прокурор, действующий в интересах неопределенного круга физических лиц, был освобожден об уплаты государственной пошлины. Следовательно, учитывая положения изложенных норм закона, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Тургеневская общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская общеобразовательная школа», выразившееся в длительном непринятии мер по созданию условий для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов путем установки при входе в здание Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тургеневская общеобразовательная школа» обязанность по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа в Учреждение инвалидов путем установки при входе в здание Учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тургеневская общеобразовательная школа» в бюджет Ардатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Н.И. Раскин