Дело № 2-253/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2015 г. Армянский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующей -судьи -Исроиловой В.У.,
при секретаре -Клюевой В.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Армянска –Хоменко Н.В.,
представителя ответчика –Петренко В.В.,
представителя третьего лица Кирилюк С.В.-Иванив Н.В.,
представителя третьего лица Отдела образования администрации г. Армянска -Ужитчак В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Армянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Армянскому городскому совету о признании решения органа местного самоуправления в части незаконным и его отмене, третьи лица –Кирилюк С. В., Отдел образования администрации г. Армянска,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Армянска обратился в суд с заявлением к Армянскому городскому совету о признании решения органа местного самоуправления в части незаконным и его отмене, третьи лица –Кирилюк С.В., Отдел образования администрации г. Армянска, мотивируя тем, что решением 33 сессии Армянского городского совета 5 созыва от 24.06.2009 г. «О внесении дополнений и изменений в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 г.» встроенные нежилые помещения здания школьных мастерских расположенные по адресу: г. Армянск, мкр-н имени Г. Корявко, 12 –г включены в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 г. 24.12.2009 г. в нарушение ЗУ «Об образовании» и ЗУ «О приватизации государственного имущества», на основании договора купли-продажи имущество образовательного учреждения Армянским городским советом продано Кирилюк С.В. В соответствии со ст. 5 ч. 2 ЗУ «О приватизации государственного имущества» общегосударственное значение имеют и не подлежат приватизации объекты образования, в соответствии со ст. 36 ч.7, 63 ЗУ «Об образовании» учебные заведения, основанные на общегосударственной или коммунальной собственности, имеют статус государственного учебного заведения, объекты образования и науки, финансируемые из бюджета, а также подразделения, технически связанные с образовательным и научным процессом не подлежат приватизации, перепрофилированию или использованию не по назначению. На основании изложенного просит признать незаконным и отменить решение 33 сессии Армянского городского совета 5 созыва от 24.06.2009 г. в части включения встроенных нежилых помещений здания школьных мастерских по адресу: г. Армянск, мкр-н имени Г. Корявко, 12 –г в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 г.
Помощник прокурора в судебном заседании требования заявления поддержал и просил признать незаконным решение 33 сессии Армянского городского совета 5 созыва № 519 от 24.06.2009 г. «О внесении дополнений и изменений в перечень объектов коммунальной собственности, подлежащих приватизации в 2009 году» в части включения встроенного нежилого помещения здания мастерских, расположенных по адресу: г. Армянск, мкр-н имени Г. Корявко, 12-г в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 г.
Представитель ответчика в судебном заседании требования заявления не признал, просил в удовлетворении требований заявления отказать, пояснив, что в нежилом помещении здания мастерских обучение не проводилось, здание находилось в аварийном состоянии, школы нуждались в обеспечении тепла, исходя из интересов школ, дошкольных учебных заведений принято решение об отчуждении встроенных нежилых помещений зданий мастерских, с целью установления миникотельной, для обеспечения беспрерывного процесса обучения детей в школах и детских садах. Обратил внимание, что прокурором г. Армянска пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица Кирилюк С.В. –Иванив Н.В. в судебном заседании требования заявления не признал, просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что акты законодательства РФ не могут распоространять свое действие на решения принятые в 2009 г., так как законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов. В соответствии со ст. 5 ч.2 ЗУ «О приватизации государственного имущества» приватизации не подлежат объекты имеющие общегосударственное значение, в том числе, объекты образования, финансируемые из государственного бюджета. В соответствии со ст. 14 ЗУ «Об образовании» местные органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют государственную политику в области образования в пределах своей компетенции и устанавливают, не ниже определенных Министерством образования Украины минимальных нормативов, объемы финансирования учебных заведений, учреждений, организаций системы образования которые являются коммунальной собственностью и обеспечивают финансирование расходов на их содержание, таким образом указывает, что спорный объект приватизации финансировался из местного бюджета, а не государственного. Ссылается, что в соответствии со ст. 63 ЗУ «Об образовании» объекты образования и науки, финансируемые из бюджета, а также подразделения, технологически связанные с учебным или научным процессом не подлежат приватизации, перепрофилированию или использованию не по назначению, однако приватизированный объект не использовался длительное время в связи аварийным состоянием здания и не был технологически связан с учебным процессом. Также указывает об отсутствии норм права, предусматривающих возможность проведения прокуратурой Российской Федерации проверки отчуждения имущества иностранного государства и обращения в суд с целью защиты нарушенных прав Украины.
Представитель третьего лица –Ужитчак В.Э. в судебном заседании требования заявления не признала, просила в удовлетвоенрии заявления отказать, пояснив, что в нежилом помещении здания мастерских по предписанию СЭС обучение не проводилось. В связи с тем, что в г. Армянске отсутствует централизованная система отопления, школы в отопительный сезон приходилось закрывать, температурный режим не давал возможности обеспечить обучение детей, власти самостоятельно решить указанную проблему не могли. Обратила внимание, что в 2010 г. обеспечение миникотельной дало возможность проводить обучение надлежащим образом в отопительный период, тепло подается по требованию и в нужном объеме, одним из главных условий продажи было обеспечение теплом не только одной школы, так, тепло подается в школы № 3 и № 4, в детский юношеский спортивный комплекс и детский сад «Аленушка», тепло подается по тарифам, утвержденным Республикой Крым. Указала, что в результате приватизации учебные процессы не пострадали, так как учебные процессы еще в 2000 годах перенесены в основное здание школы.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Храмова С.В. пояснила, что в 2010 г. с баланса городского управления образования сняты здания мастерских площадью 188,4 кв.м. и переданы на баланс отдела коммунальной собственности Армянского городского совета.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Жилина Н.Я. пояснила, что школьные мастерские (швейные, столярная и слесарная комнаты) функционировали по 2000 годы, но в 2000 г. по решению СЭС занятия были прекращены, оборудование перенесено в основное здание, где проводились и проводятся уроки труда.
Судебным разбирательством установлено, что пунктом 2 решения 33 сессии Армянского городского совета 5 созыва от 24.06.2009 г. № 519 «О внесении дополнений и изменений в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 году» встроенные жилые помещения здания школьных мастерских (мкр-н имени Г. Корявко, 12 г) включены в перечень объектов коммунальной собственности подлежащих приватизации в 2009 г.
24.12.2009 г. между Армянским городским советом и Кирилюк С.В. заключен договор купли-продажи имущества- нежилого помещения, расположенного по адресу: Украина, АР Крым, г. Армянск, микрорайон имени Генерала Корявко, 12-г, удостоверенный нотариусом Армянского городского нотариального округа АР Крым Ревякиной В.В. и зарегистрированный в реестре за № №
Согласно выписки о регистрации права собственности на недвижимое имущество от 22.01.2010 г., Кирилюк С.В. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> г, на основании договора купли-продажи от 24.12.2009 г.
25.10.2010 г. в адрес головы Армянского городского совета за исх. № 05/2972 поступил запрос и.о. прокурора г. Армянска Головко Р.Ю. о предоставлении информации, из которого следует, что в целях исполнения указания о проведении проверок соблюдения законодательства об отчуждении имущества и земельных участков образовательных учреждений, на основании ст. ст. 8, 20 ЗУ «О прокуратуре» и.о. прокурора г. Армянска в срок до 26.10.2010 г. просит предоставить информацию, в том числе, по отчуждению, перепрофилированию, ликвидации и аренде учебных заведений в период с 2005 г. по 2010 г.
26.10.2010 г. за № 02-10-23/4280 в прокуратуру г. Армянска предоставлена информация, где в п. 4 указано, что за период с 01.01.2005 г. по 24.10.2010 г. были приватизированы объекты коммунального имущества, балансосодержателями которого является городской отдел образования, в том числе, встроенные нежилые помещения (микр. Корявко, 12 г) -часть учебных мастерских УВК № 3.
Как следует из постановления № 56 от 30.06.2000 г., главным санитарным врачом Красноперекопского района Сироткиным Ю.П. постановлено прекратить эксплуатацию мастерских школ № 3 и № 4 г. Армянска. Как следует из указаного постановления мастерские школы построенные в отдельном здании находятся в аварийном состоянии, отмечается течь кровли на 80%, нарушено примыкание школы и несущей стены здания.
Как следует их архивной копии № 1803 от 03.06.2015 г., выданной Архивным отделом Администрации города Армянска, приказом № 229 от 03.10.2006 г. постановлено организовать демонтаж школьных станков из аварийной мастерской.
Выслушав пояснения строн, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 1 п.3, 23 ч.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Учитывая, что прокурором г. Армянска Республики Крым оспаривается решение № 519 от 24.06.2009 г. к спорным правоотношениям подлежат применению нормы права Украины.
В соответствии со ст. 5 ч.2 ЗУ « О приватизации государственного имущества» приватизации не подлежат объекты имеющие имеющие общегосудасртвенное значение, общегосударственное значение имеют, в том числе, объекты образования, финансируемые из государственного бюджета.
Как следует из решения № 449 от 2009 г. 29 сессии 5 созыва, решения № 603 от 2010 г. 39 сессии 5 созыва Армянского городского совета «О бюджете г. Армянска» школа финансировалась за счет средств местного бюджета, что свидетельствует о том, что финансирование школы осуществлялось не государственного бюджета.
Вместе с тем, приватизация коммунального имущества осуществляется на основании положений Закона Украины «О приватизации государственного имущества» Отчуждение имущества, являющегося коммунальной собственностью, регулируется положениями этого Закона, других законов по вопросам приватизации и осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона, органами местного самоуправления. Продажу такого имущества осуществляют органы, созданные соответствующими местными советами. Указанные органы действуют в пределах полномочий, определенных соответствующими местными советами, и в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона, являются им подчиненными, подотчетными и подконтрольными. Пунктом 30 части первой статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», в частности, установлено, что принятие решений об отчуждении в соответствии с законом коммунального имущества, утверждение местных программ приватизации, а также перечня объектов коммунальной собственности, которые не подлежат приватизации, определение целесообразности, порядка и условий приватизации объектов права коммунальной собственности отнесено к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов. Согласно части пятой статьи 60 настоящего Закона органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных общин в соответствии с законом осуществляют права по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, решать вопросы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.
В соответствии со ст. 63 ЗУ «Об образовании» объекты образования и науки, финансируемые из бюджета, а также подразделения, технологически связанные с учебным или научным процессом не подлежат приватизации, перепрофилированию или использованию не по назначению.
Однако следует из постановления № 56 от 30.06.2000 г. главного санитарного врача постановлено прекратить эксплуатацию мастерской школы № 3 Армянска, в связи с их нахождением в аварийном состоянии и приказом № 229 от 03.10.2006 г. постановлено организовать демонтаж школьных станков из аварийной мастерской, а учебные процессы перенести в основное здание.
Учитывая, что здание находилось в аварийном состоянии, обучение в мастерских не проводилось и учебные процессы переведены в основное здание, суд приходит к выводу, что нежилые помещения мастерских не были технологически связаны с учебным или научным процессом.
Кроме того, судом установлено и сторонами в судебном заседании указанный факт не оспаривался, в настоящее время в помещении здания школьных мастерских расположена миникотельная, обеспечивающая поставку тепла в школы и дошкольные учебные заведения в соответствии с тарифами, в объеме необходимом для проведения обучения в отопительный период, в связи с чем обучение проводится без перерыва.
При определении общественных интересов благодаря непосредственному знанию общества и его потребностей органы местного самоуправления имеют определенную свободу усмотрения, поскольку они первыми обнаруживают проблемы, которые могут оправдывать их действия в интересах общества и находят средства для их решения.
Суд считает необходимым обратить внимание, что прокуратурой г. Армянска АР Крым в 2010 г. проведена проверка соблюдения законодательства об отчуждении имущества и земельних участков образовательных учреждений, в том числе, по отчуждению, перепрофилированию, ликвидации и аренде учебных заведений в период с 2005 г. по 2010 г. и нарушений законности отчуждения имущества в соответствии с законодательством Украины не выявлено, решение № 519 от 24.06.2009 г. Армянского городского совета не обжаловано.
Немаловажным является и то, что срок давности обращения в суд должен исчисляться с момента, когда об указанном факте стало известно неопределенному кругу лиц в защиту прав, свобод и интересов которых обратился прокурор г. Армянска, а не с момента проведения проверки прокуратурой г. Армянска Республики Крым.
Как следует из газеты «Северная Таврида» № 37 (1008) в 2009 г. Отделом коммунальной собственности городского совета г. Армянска объявлен конкурсный отбор субъектов оценочной деятельности, для оценки объектов приватизации, в том числе встроенного нежилого помещения здания мастерских (мкр-н имени Г. Корявко, 12 г), что свидетельствует о том, что встроенное нежилое помещение здания мастерских является объектом приватизации стало известно широкому кругу лиц в 2009 г.
Несостоятельной является ссылка прокурора г. Армянска в заявлении на Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», так как указанный закон принят в 2012 г., а спорные правоотношения возникли в 2009 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Армянского городского совета № 519 от 24.06.2009 г. является законным, принятым в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Украины, в связи с чем оснований для признания его незаконным и отмене в указанной части не имеется.
На основании ст. 5 ч. 2 Закона Украины «О приватизации государственного имущества», ст. 63 Закона Украины «Об образовании», 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», руководствуясь ст.ст. 245-246,249, 254,256, 258 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявления прокурора г. Армянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Армянскому городскому совету о признании решения органа местного самоуправления в части незаконным и его отмене, третьи лица –Кирилюк С. В., Отдел образования администрации г. Армянска, отказать.
Апелляционная жалоба на решение Армянского городского суда Республики Крым может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым.
Судья: