Решение по делу № 2-771/2012 ~ М-399/2012 от 22.02.2012

Дело № 2-771/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Амурск. 30 марта 2012 г.

Амурский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего, судьи КРЕМЛЕВА В.В.

при секретаре ГОРДЕЕВОЙ Е.А.

с участием истца КУЗЬМЕНКО В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску КУЗЬМЕНКО В. В. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» в лице Амурского отделения филиала «Хабаровскэнергосбыт» ОАО «ДЭК» о

- признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии,

- признании недействительным расчета электроэнергии,

- возложении обязанностей

- исключить задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды и вернуть денежные средства,

- прекратить расчет и начисление задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с требованием признать незаконной самовольную установку общедомового прибора учета потребления электрической энергии; признать недействительным расчет электроэнергии на общедомовые нужды, произведенный ответчиком за период с октября 2010 г. по январь 2012 г.; обязать ответчика исключить из лицевого счета за электроэнергию необоснованно начисленную задолженность за электроэнергию по ОДН на сумму <данные изъяты> руб.; возвратить денежные средства, уплаченные за ОДН за период с июня 2011 г. по январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб.; обязать ответчика прекратить расчет и начисление задолженности за электроэнергию на ОДН по его (истца) квартире.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчиком в нарушение норм действующего законодательства незаконно и самовольно установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.

Поскольку, как следует из представленных материалов, управляющей организацией по дому <данные изъяты> является ООО УО «Микрорайон», данная организация определением судьи от 28.02.2012 г. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец, уточнив требования, просил зачесть в счет будущих платежей внесенную им оплату за электроэнергию в период с июня 2011 г. по январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб. На иске настаивал по вышеуказанным основаниям, в суде пояснил, что является собственником квартиры <данные изъяты>. Письменный договор оказания услуг энергоснабжения ни с ответчиком, ни с третьим лицом не заключал. Решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии собственниками помещений дома <данные изъяты> не принималось. Установленный прибор общедомового учета электроэнергии собственностью жильцов дома , имеющих на праве собственности жилые помещения, не является. Несмотря на это и в нарушение действующего законодательства ответчик продолжает начислять и выставлять к оплате расходы по ОДН. При этом нарушение его прав обусловлено и тем, что в подъезде имеет место безучётное потребление электроэнергии жильцами некоторых квартир.

Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором указал, что действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.

Между УО «Микрорайон» и ОАО ДЭК заключено соответствующее соглашение, на основании которого (п. 1.1 Договора) ООО УО «Микрорайон» передает Амурскому филиалу ОАО ДЭК-Хабаровскэнергосбыт функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам-потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий по определению стоимости данной коммунальной услуги, начислению и получению платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. Условия данного договора не противоречат нормам действующего законодательства. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность обеспечить до 01.07.2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в таких домах. Добровольная, безвозмездная установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. В этой связи формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав.

Представитель третьего лица – ООО «УО «Микрорайон» представил отзыв, в котором указал, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в отношении дома <данные изъяты>.

Согласно договору, управляющая организация выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Обсуждаемый многоквартирный дом оснащен измерительным комплексом электрической энергии – общедомовым прибором учета, установка которого осуществлена за счет средств и силами ресурсоснабжающей организации, то есть соответствующим подразделением ОАО «ДЭК».

Решение об установке общедомового прибора учета объемов электрической энергии, а также о включении его в состав общего имущества многоквартирного дома, собственниками помещений не принималось. Соответственно, данный прибор учета на обслуживании управляющей организации не находится.

Управляющей организацией для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения, а также использования электроэнергии на общедомовые нужды с ОАО «ДЭК» заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ .

По условиям данного договора гарантирующему поставщику делегировано право на совершение необходимых юридических и фактических действий по определению объемов потребляемых энергоресурсов, размера их оплаты для каждого потребителя, на получение платы от потребителей. Также ОАО «ДЭК» уполномочено осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения.

Как следует из пояснений истца, письменных отзывов представителей ответчика и третьего лица, указанный дом является многоквартирным и управляется ООО «УО «Микрорайон».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УО «Микрорайон» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения (л.д. 135-139), согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью «УО «Микрорайон» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО «УО «Микрорайон» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.

Из пункта 1.3 договора следует, что ООО «УО «Микрорайон» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени.

В течение указанного КУЗЬМЕНКО В.В. времени в счетах на оплату электрической энергии, ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанные периоды, что подтверждается представленными квитанциями.

С октября 2010 года по июнь 2011 года включительно к оплате за ОДН истцу была выставлена задолженность в размере 1583,10 руб.

КУЗЬМЕНКО В.В. было вручено уведомление о том, что в связи с долгом подача электроэнергии будет ограничена.

С июня 2011 г. по январь 2012 г. истцом во избежание прекращения подачи электроэнергии кроме оплаты за электроэнергию, потребленную в квартире, были внесены ответчику в счёт платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды (ОДН), <данные изъяты> руб.

С выставленными счетами на оплату ОДН истец не согласен, просит исключить из лицевого счета задолженность в размере <данные изъяты>., уплаченную им сумму за ОДН включить в счет будущих платежей.

Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истцу счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО «УО «Микрорайон» Договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ООО «УО «Микрорайон» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за потребленную жильцами обслуживаемого ими многоквартирного дома электроэнергию, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

«коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;

В соответствии с п. 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае

- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,

- управляющая компания ООО «УО «Микрорайон» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,

- истец является потребителем этой услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Микрорайон», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.

То обстоятельство, что ОАО «ДЭК» не является исполнителем данного вида услуг, подтверждается и его письменными ответами, направленными на соответствующие обращения истца (л.д. 8-9, 14).

Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530).

Как следует из пункта 89 названных Правил, а также пункта «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.

Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме,

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу начисления на оплату ОДН со стороны ОАО «ДЭК» подлежат снятию с его лицевого счета в сумме <данные изъяты> руб., а средства, уплаченные истцом ответчику за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, подлежат зачету в счет будущих платежей.

Доводы представителя третьего лица о том, что прибор учета объемов электрической энергии, установленный в доме <данные изъяты>, в эксплуатацию не введен, соответствующего акта ввода не имеется (л.д. 130), опровергается пояснениями истца, письменным отзывом представителя ответчика, материалами дела (л.д. 50, 51).

Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст.166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части передачи третьим лицом ответчику полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ответчиком).

Также суд принимает как обоснованный довод истца о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН.

Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, в срок до 1.07.2012 г.

Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).

Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 1.07.2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 1 января 2013 года за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).

Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений дома <данные изъяты> с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.

Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договором электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УО «Микрорайон», ответчику право на установку общедомового прибора учета электроэнергии не предоставлено.

В общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома <данные изъяты> используемый ответчиком для расчётов за электроэнергию общедомовой прибор учета передан не был.

Учитывая установленные по делу факты, суд приходит к выводу, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в доме <данные изъяты> в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор не может быть использован для целей расчёта непосредственно с жильцами дома за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.

Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчику (ОАО «ДГК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истца о

- признании незаконными действий ответчика по начислению истцу платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,

- прекращении в дальнейшем начисления непосредственно ответчиком истцу платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Поскольку,

- как это следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ему ответчиком счетам за электроэнергию истцом внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, <данные изъяты> руб.,

- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,

- указанная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу,

требование истца о зачёте указанной суммы в счёт будущих причитающихся с него платежей за электроэнергию подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку исковые требования КУЗЬМЕНКО В.В. подлежат удовлетворению в полном объеме, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию <данные изъяты>. за требование неимущественного характера и <данные изъяты>. за требование об исключении задолженности в размере <данные изъяты> руб., зачете в счет будущих платежей <данные изъяты> руб.

По изложенному и руководствуясь ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования КУЗЬМЕНКО В. В. удовлетворить.

Признать незаконным установку общедомового прибора учёта электроэнергии по <адрес> в отношении КУЗЬМЕНКО В. В., проживающего по <адрес>.

Признать противоречащим закону расчет КУЗЬМЕНКО В. В. платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с октября 2010 года по январь 2012 года по квартире <данные изъяты>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанности

- произвести перерасчет КУЗЬМЕНКО В. В. платы за электрическую энергию по квартире <данные изъяты> Амурске за период с июня 2011 года по январь 2012 года,

- исключив из лицевого счёта на имя КУЗЬМЕНКО В. В. задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды на сумму <данные изъяты> руб.,

- зачтя в счёт будущих платежей внесенную истцом оплату за электроэнергию за период с июня 2011 г. по январь 2012 г. в размере <данные изъяты> руб.

- прекратить расчет и начисление истцу задолженности за электроэнергию за ОДН.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в бюджет Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в мотивированной форме окончательно 06.04.2012 г.

С у д ь я

2-771/2012 ~ М-399/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьменко Вадим Владимирович
Ответчики
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Кремлев Владислав Владимирович
Дело на странице суда
amursky--hbr.sudrf.ru
22.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2012Передача материалов судье
28.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2012Судебное заседание
20.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2012Дело оформлено
17.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее