Дело № 2-884/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2017 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым, в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре судебного заседания Городиленко К.А.,
с участием представителя истца Александровской О.Г., представителя Администрации г. Алушты Реброва А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулаковой А.И. к Муниципальному образованию Городской округ Алушта в лице Администрации г. Алушта, Администрации г. Алушта, третье лицо Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушты, о признании незаконным использования Генерального плана с. Лучистое и Лаванда утвержденного 18.07.2007 года. признании незаконным постановления Администрации г. Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным заявлением которое по существу мотивировано тем, что решением Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ей разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадь. <данные изъяты> га, расположенного в <адрес>, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек.
Она обратилась в Администрацию г. Алушты для реализации завершения оформления права собственности, однако постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка градостроительной документации.
С данным решением истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Основания иска по существу сводятся к тому, что доказательств того что спорный участок относится к землям лесного фонда не имеется, на момент разрешения составления проекта отвода данный участок не имел препятствий к выделению в связи с чем в последующих решениях в том числе при формировании генплана необходимо было учитывать его таковым. Истец полагает что именно ввиду противоречивых действий ответчика имеется препятствие к дооформленною ее прав.
Уточнив исковое заявление, истица просит суд признать незаконным использование Генерального плана сел Лучистое, Лаванда от 18.07.2007 г. № 473, актуализированного Решением № 7 от 25.03.2013г. «О генеральном плане с. Лучистое, п. Лаванда Лучистовского сельского совета» в части применения его к дооформлению прав на земельные участки согласно Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 года № 38-ЗРК; признать незаконным Постановление Администрации города Алушта № от ДД.ММ.ГГГГ; признать за Сулаковой А.И. право собственности па земельный участок площадью <данные изъяты> земель населенных пунктов, разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Александровская иск поддержала по основаниям изложенным в нем, дополнительно поясняла что генплан на который ссылается ответчик не был утвержден в установленном законом порядке, а лишь был актуализирован решением самого совета, что не соответствует закону.
Представитель Администрации г. Алушты пояснил что с иском он не согласен, принятое решение полагает законным и обоснованным, поскольку согласно градостроительной документации испрашиваемый земельный участок отнесен к категории территории лесопарковой зоны.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушты в судебное заседание не явился, извещён надлежаще о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Согласно решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98) истице разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес>, <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек.
13.10.2015 года истица обратилась к главе администрации с просьбой о предоставлении данного земельного участка в порядке завершения оформления прав (л.д. 99 оборот).
Постановлением Администрации г. Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ Сулаковой А.И. отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка в <адрес> <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации – Генеральному плану с. Лучистое, Лаванда Лучистовского сельского совета, в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка градостроительной документации. (л.д. 96)
Согласно информации начальника управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 97 оборот) испрашиваемый земельный участок градостроительной документации – Генеральному плану с. Лучистое, Лаванда Лучистовского сельского совета, отнесен к категории лесопарковой зоны.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что До 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК) переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2017 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крьщ.
Абз. 1 ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации, землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым: (далее - Порядок) установлено следующее.
Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), н основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон).
Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется ю основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно п. 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, рассматривая вопрос о завершении оформления права истца на земельный участок, начатого до принятия Закона № ФКЗ, необходимо установить факт возникновения у него такого права соответствии с действовавшим до 21.03.2014 г. на территории Республики Крым законодательством Украины.
Ст. 14 Конституции Украины предусмотрено, что земля являет основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуют гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине (на момент принятия решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ) устанавливался Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
К предусмотренным ст. 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относится передача земельных участков в собственность гражданам.
В соответствии со ст. 83 ЗК Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно ст.116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Ч. 6 ст. 118 ЗК Украины (в редакции, которая действовала на момент обращения истца в Лучистовский сельский совет) предусмотрено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующие районные, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка. Совет Министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или сельские, поселковые, городские советы рассматривает ходатайство в месячный срок и дают согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляют мотивированный отказ в его предоставлении (п.7 ст. 118 ЗК Украины).
Ст. 140 Конституции Украины определяет, что местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села, поселка, города - самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их органы.
Порядок избрания органов местного самоуправления, их функционирование и полномочия предусмотрены в Законе Украины «О местном самоуправлении в Украине».
Система органов местного самоуправления определена в ст. 5 этого Закона, согласно которой она включает территориальную громаду; сельский, поселковый, городской совет; сельского, поселкового, городского голову; исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; районные и областные советы, которые представляют совместные интересы территориальных громад сел, поселков, городов; органы самоорганизации населения.
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Ст. 46 указанного Закона установлено, что сельские, поселковые, районные в городах, городские советы проводят работу сессионно. Совет в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст. 59 Закона).
Как усматривается из материалов дела, решением Лучистовского сельского совета истице дано разрешение на подготовку проекта землеустройства по передаче земельного участка в собственность площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.
Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами ш гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства отмены либо изменения по состоянию на 21.03.2014 г. решения Лучистовского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истице дано разрешение на подготовку проекта землеустройства по передаче земельного участка, право на разработку проекта землеустройства которого, было оформлено в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21.03.2014 г.
О наличии таких обстоятельств не заявлялось и в судебном заседании.
Основанием для отказа Сулаковой А.И. в предоставлении запрашиваемого земельного участка, послужило несоответствие испрашиваемого земельного участка градостроительной документации, поскольку земельный участок расположен на территории лесопарковой зоны, что отражено в сообщении Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Алушты.
Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014г. N313 предусмотрено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а именно: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Указанные выше положения Закона в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявления предполагают наличие сразу двух обстоятельств: несоответствие места расположения объекта градостроительной документации и документации по планировке территории.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь положениями Закона № 6-ФКЗ, Закона № 38-ЗРК, Порядка № 313, суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцу в удовлетворении заявления о передаче земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на него без подробного изучения всех указанных выше обстоятельств, вследствие чего существуют основания для признания постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Сулаковой А.И. в предоставлении земельного участка, незаконным.
При этом, использование либо не использование ответчиком при принятии оспариваемого решения Генерального плана сел Лучистое и Лаванда, само по себе не создает правовых последствий для ответчика, такие правовые последствия создаются самим постановлением, которое признано судом незаконным, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконным использования ответчиком вышеуказанного генерального плана.
Также, в части исковых требований о признании права собственности на земельный участок, суд полагает что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в данной части в связи с их преждевременностью, а именно для приобретения права собственности законом предусмотрена специальная процедура, препятствий для прохождения которой, с учетом данного судебного решения, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1, 11,12, 67,195, 198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Иск Сулаковой А.И. к Муниципальному образованию Городской округ Алушта в лице Администрации г. Алушта, Администрации г. Алушта, третье лицо Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушты, о признании незаконным использования Генерального плана с. Лучистое и Лаванда утвержденного 18.07.2007 года. признании незаконным постановления Администрации г. Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности - удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации г. Алушты № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении заявления граждански Сулаковой А.И.».
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 27.10.2017 года.
Судья Алуштинского
городского суда Д.А. Изотенко