Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2014 года г. Самара Мировой судья судебного участка № 24 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарскойобласти Мартынова М.Н.,
при секретаре Егоровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/2014 по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарскойобласти к Крашенинникову<ФИО> о взыскании транспортного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области обратилась к мировому судье с иском к Крашенинникову<ФИО> о взыскании транспортного налога и пени, мотивируя свои требования тем, что в МИФНС России № 18 по Самарской области из органов ГИБДД поступили сведения, что налогоплательщик имел в собственности транспортное средство <ОБЕЗЛИЧЕНО> г/н <НОМЕР> мощностью 105 л.с. Истцом в адрес должника направлялось требование <НОМЕР> от <ДАТА2> об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В указанный срок налогоплательщик не произвел оплату транспортного налога.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с Крашенинникова А.Л. сумму неуплаченного транспортного налога за 2011г. в размере 2196,60 рублей и пени в размере 56,69 рублей, а также восстановить срок на подачу искового заявления в суд, пропуск которого вызван загруженностью государственного органа, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков, физических лиц.
Представитель Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области Лухманова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суд не сообщил.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные суду документы, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено, что Крашенинников А.Л<ФИО2> (ИНН <НОМЕР>) состоит на налоговом учете как плательщик и в соответствии со ст.23 НК РФ должен соблюдать обязанности налогоплательщика, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст.23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса РФ, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
В силу ст. 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из положений ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно сведениям РЭО ГИБДД УВД по городу Самаре от <ДАТА4>, действительно, в налоговый период 2011 года, на имя Крашенинникова А.Л. было зарегистрировано автотранспортное средство <ОБЕЗЛИЧЕНО> г/н <НОМЕР> мощностью двигателя 104,69 л.с.
Из расчета Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области, транспортный налог, подлежащий уплате ответчиком за указанный автомобиль за 2011 год, составляет 2196,60 рублей.
Указанный расчет произведен на основании ст. 361 Налогового кодекса РФ и Закона Самарской области от 06.11.2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», которым предусмотрены ставки транспортного налога. В соответствии с п. 10 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением куплате налога.
Ответчик, являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, обязан в силу п.9 ст.5 Закона РФ от <ДАТА5> «О налогах на имущество физических лиц», уплачивать налог на имущество.
Однако, начисленный налог на имущество физических лиц за 2011 год ответчиком не оплачен, несмотря на извещение.
Ответчик, являясь плательщиком транспортного налога, обязан уплачивать налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
МИФНС России № 18 по Самарской области направила в адрес налогоплательщика налоговое уведомление <НОМЕР> об уплате транспортного налога за 2011 год в срок до <ДАТА6>
В связи с тем, что обязанность по уплате налога в срок, установленный в налоговом уведомлении, была ответчиком не исполнена, МИФНС России №18 по Самарской области в адрес ответчика направлено требование от <ДАТА2> об уплате налогов и пени за 2011г. со сроком исполнения до <ДАТА7>
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст.45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На основании ст.363 НК РФ, срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пункт 4 ст. 57 НК РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 52 и п.6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое уведомление (налоговое требование) федеральный законодатель связывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (ст.70 НК РФ).
Истцом была выявлена недоимка по уплате транспортного налога за 2011 год ответчиком.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что требование об уплате недоимки за <НОМЕР> по состоянию на <ДАТА8> направлено ответчику в связи с тем, что в установленный срок им не была исполнена обязанность по уплате налога, указанная в уведомлении.
Срок на взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам ст.70 НК РФ.
В силу ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска.
Мировым судьей установлено, что согласно требованию ответчик обязан был оплатить налог в срок до <ДАТА7>, в связи с неуплатой в указанный срок налога, истец обратился в суд с данным требованием лишь <ДАТА9>
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Данный срок не является сроком исковой давности, поэтому на суде лежит обязанность исследовать факт пропуска этого срока, независимо от того, ссылается ли на его пропуск налогоплательщик. Пропуск данного срока влечет отказ в иске о взыскании налога, а также пени за его несвоевременную уплату.
Срок на обращение налогового органа в суд с требованием к Крашенинникову А.Л. об уплате транспортного налога за 2011 г. на основании требования <НОМЕР> истек <ДАТА10>, иск же предъявлен <ДАТА11>
Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени, в связи с чем, оснований для взыскания с Крашенинникова А.Л. задолженности по оплате транспортного налога не имеется.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Бремя доказывания соответствующих обстоятельств лежит, в силу ст.56 ГПК РФ, на истце. Истцом не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, несмотря на то, что истцу было предложено представить такие доказательства.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлено бесспорных доказательств уважительности причин пропуска установленного срока для обращения в суд. Загруженность на работе суд не принимает в качестве объективной причины пропуска срока на обращение в суд, поскольку налоговая инспекция, являющаяся государственным органом исполнительной власти, имеющий постоянный штат, штат юристов, в том числе, других работников, специалистов, имела время и возможность для обращения в суд.
Кроме того, из представленных суду документов следует, что отсутствуют сведения о том, что истец налоговое уведомление об уплате транспортного налога, а также требование об уплате налога, ответчику вручал или отправлял.
Поскольку ответчик не получил налоговое уведомление, то у него, в силу ст.ст.57, 58 НК не возникла публично-правовая обязанность по уплате налога.
Как следствие этого, у Инспекции не имелось правовых оснований для предъявления к ответчику требований об уплате транспортного налога.
Статьей 57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Вместе с тем, в соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Приведенные положения Конституции РФ обязывают правосудие соблюдать баланс частных и публичных интересов.
Учитывая изложенное, негативные для публичных интересов последствия, возникшие вследствие недоработки государственных органов, не могут быть возложены на налогоплательщика и не могут повлечь взыскание налога с нарушением установленной законом обязательной процедуры.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ответчика транспортного налога в сумме 2196,60 рублей и пени в сумме 56,69 рублей.
Доводы истца о том, что задолженность имеется, до настоящего времени Крашенинников А.Л. имеющуюся задолженность не погасил, в бюджет денежные средства не поступили, судом не принимаются, поскольку налоговый орган утратил право на взыскание задолженности по уплате налога с ответчика.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области к Крашенинникову<ФИО> о взыскании транспортного налога в сумме 2 196 рублей 60 копеек и пени в сумме 56 рублей 69 копеек - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Куйбышевский районный суд г. Самары через мирового судью судебного участка № 24 Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 07.02.2014г<ДАТА>
Мировой судья (подпись) М.Н. Мартынова
Копия верна
Мировой судья
Секретарь