Дело № 2-245/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 04 июля 2016 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Селькиной Р.С.,
при секретаре Михайловой Н.Н.,
с участием прокурора Атяшевского района Республики Мордовия Бикеева Д.А.,
представителя администрации муниципального образования – главы Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Ермекшова Д.В., действующего в соответствии с решением Совета депутатов Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия от 07.10.2014 года № 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Атяшевского районного суда Республики Мордовия гражданское дело по заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики о понуждении администрации муниципального образования – Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – Атяшевское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия о понуждении администрации муниципального образования организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированных свалок: общей площадью 60,0 кв.м., по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, с. Атяшево в 300 метрах западнее от трассы Атяшево-Ардатов; свалки площадью 50 кв.м., расположенной по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Батушево, ул. Терешковой, в 50 метрах севернее от дома № 26.
В обоснование заявленных в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района Республики Мордовия в мае 2016 года проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды установлено, что на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организована несанкционированные свалки бытового, строительного мусора и отходов потребления.
Границы Атяшевского сельского поселения подтверждены приложением № 3 к Закону Республики Мордовия № 117 от 28 декабря 2004 года «Об установлении границ муниципальных образований Атяшевского муниципального района Республики Мордовия и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района».
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно – эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьями 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения.
В силу положений Устава Атяшевского сельского поселения организация и осуществление мероприятий по охране на территории Атяшевского сельского поселения экологической среды возложены на администрацию Атяшевского сельского поселения.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственнобытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по состоянию на 18.05.2016 года организованы несанкционированные свалки отходов потребления.
Как показала проверка, документов на использование данных земельных участков под свалки у администрации Атяшевского сельского поселения не имеется. Вывоз мусора на данные свалки осуществляется жителями Атяшевского сельского поселения. Различные виды отходов сваливаются в одну кучу.
Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки от 18 мая 2016 года.
Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений, а также может явиться источником распространения инфекционных и паразиторных заболеваний среди населения.
Вышеуказанные факты являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании бездействия администрации Атяшевского сельского поселения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Атяшевского сельского населения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
Учитывая то, что в связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Таким образом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор вправе обратиться в суд с данным заявлением.
В судебном заседании прокурор Атяшевского района Республики Мордовия Бикеев Д.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и обосновал их доводами, аналогичными доводам, изложенным выше.
Представитель органа, бездействия которого обжалуются – администрации муниципального образования – Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия глава Ермекшов Д.В. требования прокурора признал, пояснив, что не оспаривает факт наличия свала бытовых отходов, расположенных по указанному адресу, поскольку не организована рациональная система сбора и регулярного вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем, в указанном в заявлении месте образовался свал твердых бытовых отходов. Заверил суд, что в ближайшее время сельским поселением будут приняты меры по ликвидации стихийной свалки бытовых отходов.
Выслушав доводы прокурора района, представителя Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от в редакции от 24.11.2014 года) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в силу действующего законодательства, администрация муниципального образования - Атяшевское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия является лицом, обязанным решать вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 21, 22 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии и населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий; уличного мусора, смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно пункта 2.1.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В судебном заседании установлено, что на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, с. Атяшево в 300 метрах западнее от трассы Атяшево-Ардатов расположена свалка площадью 60 кв.м. и свалка площадью 50 кв.м., расположенная по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Батушево, ул. Терешковой, в 50 метрах севернее от дома № 26, что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды от 18 мая 2016 года, а также объяснениями представителя - главы администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия Ермекшова Д.В., данными в настоящем судебном заседании.
В силу пункта 2.2.1. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Учитывая, что несанкционированный свал твердых бытовых отходов и мусора на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия существует и в настоящее время, суд приходит к выводу, что надлежащий сбор и вывоз - ежедневный вывоз как на момент подачи заявления, так и в настоящее время, твердых бытовых отходов не осуществляется.
Несанкционированная свалки, образовавшиеся на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия явились следствием ненадлежащей организации администрацией муниципального образования сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ((в ред. Федерального закона от 24.11.2014).
Не исполнение администрацией муниципального образования – Атяшевское сельское поселение Атяшевского муниципального района Республики Мордовия требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушению чужого права, согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является одним из способов защиты гражданских прав.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает заявленные требования прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу изложенных обстоятельств, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, а так же финансовых возможностей сельского поселения, суд считает необходимым понудить администрацию Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия устранить имеющиеся нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 254, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Понудить администрацию Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных на несанкционированных свалках, по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский муниципальный район, с. Атяшево в 300 метрах западнее от трассы Атяшево-Ардатов, общей площадью 60 кв.м. и свалки площадью 50 кв.м., расположенной по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Батушево, ул. Терешковой, в 50 метрах севернее от дома № 26.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Мордовия через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Р.С. Селькина