УИД 19RS0005-01-2020-000513-18
дело № 5-140/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Белый Яр 25 августа 2020 года
Судья Алтайского районного суда Республики Хакасия Белоногова Н.Г.,
при секретаре Шишлянниковой И.Л.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
Лопатиной Ю. С., <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее Управление Роспотребнадзора по РХ) с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, проведено внеплановое мероприятие по контролю в связи с расследованием причин возникновения инфекционных заболеваний в ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница».
По результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по РХ в отношении главной медицинской сестры ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница» Лопатиной Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № главная медицинская сестра Лопатина Ю.С. не выполнила свои должностные обязанности, а именно в нарушение ст.ст. 29, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.2 раздела III, пункта 3.2 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов 5.3, 6.1, 6.4.4 МР 2.2.9.2242-07. 2.2.9 не в полном объеме осуществляла производственный контроль, а именно визуальный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, в том числе за использованием средств индивидуальной защиты, соблюдением гигиенической обработки рук медицинским персоналом терапевтического отделения спиртсодержащими кожными антисептиками в мелкой расфасовке, не уделяла должного внимания организации достоверного учета случаев инфекционных заболеваний медицинского персонала. На момент проверки 17 апреля 2020 года старшая медицинская сестра терапевтического отделения находилась на рабочем месте без необходимой для снижения риска инфицирования специальной одежды и универсальных защитных устройств, Лопатиной Ю.С. должным образом не проводился регулярный мониторинг за состоянием здоровья медицинских работников и условиями проведения лечебно-диагностического процесса, в которых происходит их деятельность. На момент проверки документов, подтверждающих проведение ежедневной термометрии и опроса сотрудников перед началом рабочей для отстранения от работы персонала с проявлениями острых респираторных инфекций, не представлено.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лопатина Ю.С., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
Представитель административного органа Шавыркина Н.Л. пояснила, что согласно протоколу об административном правонарушении, Лопатиной Ю.С. вменяются нарушения, допущенные и выявленные ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день начала проведения внеплановой проверки.
Суд, выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В статье 26.1 КоАП РФ определено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ч. 1 ст. 32 указанного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (далее ООМД)».
Пунктом 1.2 раздела II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 предусмотрено, что для проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий ООМД должны регулярно обеспечиваться моющими и дезинфицирующими средствами различного назначения, кожными антисептиками, средствами для стерилизации изделий медицинского назначения, а также стерилизационными упаковочными материалами и средствами контроля (в том числе химическими индикаторами).
Ответственным за организацию и выполнение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий в лечебной организации является руководитель данной организации (пункт 1.3 раздела II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций осуществляет врач-эпидемиолог (заместитель руководителя лечебной организации по эпидемиологической работе) и/или помощник врача-эпидемиолога, имеющие специальную подготовку (далее - врач-эпидемиолог). В случае отсутствия таких специалистов вопросы организации противоэпидемических и профилактических мероприятий возлагаются на одного из заместителей руководителя лечебной организации (пункт 1.4 раздела II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10).
Согласно пункту 1.1 раздела III ответственность за организацию и проведение дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) и стерилизационных (предстерилизационная очистка, стерилизация) мероприятий, а также за обучение персонала по данным вопросам несет руководитель ООМД, который руководствуется настоящими санитарными правилами и другими действующими нормативно-методическими документами.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.2.3 предусмотрено, что в целях защиты пациентов и персонала от внутрибольничной инфекции организуется и проводится производственный контроль соблюдения требований настоящих санитарных правил в медицинских организациях при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.
Производственный контроль включает:
наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
организацию лабораторно-инструментальных исследований;
контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели являются ответственными за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля.
В силу пункта 5.3 МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний. Методические рекомендации, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в целях снижения риска инфицирования медицинский персонал в процессе повседневной трудовой деятельности должен использовать специальную одежду и универсальные защитные устройства (приспособления).
Пунктом 6.1.1 МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9 предусмотрено, что система санитарно-эпидемиологического надзора за внутрибольничной инфекцией медицинского персонала - система государственных мероприятий, направленных на слежение и оценку состояния общественного здоровья и среды обитания (производственной среды) в целях охраны здоровья медицинских работников. Регулярный мониторинг следует осуществлять за состоянием здоровья медицинских работников и условиями проведения лечебно-диагностического процесса, в которых происходит их деятельность. Особое внимание следует уделять организации достоверного учета случаев инфекционных заболеваний медицинского персонала различными нозологическими формами.
Согласно пункту 6.4.4 МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9 руки медицинского персонала - один из основных факторов распространения внутрибольничной инфекции в ЛПУ. Обеззараживание рук медицинского персонала (гигиеническое мытье, гигиеническая обработка, хирургическая обработка) и кожных покровов пациентов (обработка операционного, инъекционного полей, локтевых сгибов доноров) являются важнейшими мероприятиями в системе профилактики инфицирования медицинского персонала и пациентов. Обработка рук медицинского персонала обеспечивает удаление грязи, уничтожение транзиторной микрофлоры и снижение численности резидентной микрофлоры.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проведения внепланового мероприятия по контролю начальником отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по РХ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №, из которого следует, что в ходе проверки в ГБУЗ РХ «<адрес> больница» выявлены нарушения ст.ст. 29, 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, пунктов 1.2, 3.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, пунктов 5.3, 6.1, 6.4.4 МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9. На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в учреждении должным образом не организован мониторинг за состоянием здоровья медицинских работников и условиями проведения лечебно-диагностического процесса, не уделено должное внимание организации достоверного учета случаев инфекционных заболеваний медицинского персонала, не в полном объеме организован производственный контроль, а именно визуальный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, в том числе использованием средств индивидуальной защиты, соблюдением гигиенической обработки рук медицинским персоналом спиртсодержащими кожными антисептиками в мелкой расфасовке. На момент проверки старшая медицинская сестра терапевтического отделения находилась на рабочем месте без специальной одежды и универсальных защитных устройств.
Приказом главного врача ГБУЗ РХ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ № Лопатина Ю.С. принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медицинской сестры.
Из трудового договора №, заключенного с Лопатиной Ю.С. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что она обязана соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима.
Аналогичная обязанность предусмотрена и в должностной инструкции главной медицинской сестры, с которой Лопатина Ю.С. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом главного врача ГБУЗ РХ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ № ответственной за соблюдение графика производственного контроля в отделениях, подразделениях больницы назначена главная медицинская сестра Лопатина Ю.С., за выполнение санитарно-эпидемиологического режима в терапевтическом отделении больницы назначена заведующая отделением.
Программой производственного контроля, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, по терапевтическому отделению ГБУЗ РХ «<адрес> больница» предусмотрены периодичность проведения исследований воздуха, смывов, стерильности в процедурном кабинете и в столовой.
В приложении к производственной программе, в перечне должностных лиц, на которых возложена обязанность производственного контроля за соблюдением правил производственной безопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов указано, что на главную медицинскую сестру Лопатину Ю.С. возложены обязанности по составлению программы производственного контроля, контролю за осуществлением производственного контроля.
Приказом главного врача главного врача ГБУЗ РХ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ № заведующим отделениями приказано ввести с ДД.ММ.ГГГГ ограничительные мероприятия (карантин), использование медицинскими работниками средств индивидуальной защиты (масочный режим) и средств экстренной профилактики, главной медицинской сестре Лопатиной Ю.С. – усилить контроль за соблюдением противоэпидемического режима в подразделениях: текущей дезинфекции, обеззараживания воздуха, масочного режима, гигиенической обработки рук медицинским персоналом.
Из объяснений Лопатиной Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что регулярный мониторинг за состоянием здоровья медицинских работников с отметкой в журнале ежедневной термометрии в подразделениях проводился с ДД.ММ.ГГГГ. Визуальный контроль за выполнением противоэпидемических мероприятий проводился два раза в неделю совместно с помощником эпидемиолога, старшими медицинскими сестрами подразделений – ежедневно, с ДД.ММ.ГГГГ проводился инструктаж по правильному применению средств индивидуальной защиты и предупреждению распространения новой короновирусной инфекции. Маски, перчатки, одноразовые шапочки имеются в достаточном количестве, кожные антисептики поставлялись в литровых емкостях и использовались в локтевых дозаторах.
Начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по РХ ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она проводила эпидемиологическое расследование в ГБУЗ РХ «<адрес> больница» в связи с распространением новой короновирусной инфекции. Ею осматривались помещения терапевтического отделения, производился забор проб. Медицинский персонал терапевтического отделения не был обеспечен кожными антисептиками в мелкой расфасовке. На момент проверки не был предоставлен журнал по термометрии медицинского персонала, в связи с чем сделан вывод о его отсутствии. ДД.ММ.ГГГГ старшая медицинская сестра терапевтического отделения на рабочем месте находилась без маски. Поскольку на главную медицинскую сестру Лопатину Ю.С. был возложен контроль за работой среднего и младшего медицинского персонала, а также производственный контроль, считает, что главная медицинская сестра Лопатина Ю.С. должна была осуществлять визуальный контроль за выполнением медицинским персоналом требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лопатина Ю.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что визуальный осмотр медперсонала и внесение сведений о нем в журнал проводится старшей медицинской сестрой. В период ее (Лопатиной Ю.С.) работы весь медицинский персонал на рабочих местах находился в масках, с ДД.ММ.ГГГГ она находилась на самоизоляции, а ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан больничный лист нетрудоспособности.
Согласно справке ГБУЗ РХ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ и электронным листам нетрудоспособности Лопатина Ю.С. с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ находилась на амбулаторном наблюдении, была нетрудоспособна.
Оценивая приведенные выше доказательства суд приходит к выводу о том, что из представленных административным органом материалов однозначно не усматривается, что на главную медицинскую сестру ГБУЗ РХ «<адрес> больница» Лопатину Ю.С. возложены должностные обязанности по осуществлению контроля за выполнением медицинским персоналом требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 и МР 2.ДД.ММ.ГГГГ-07. 2.2.9, в том числе по визуальному контролю за соблюдением медицинским персоналом санитарно-противоэпидемических мероприятий, за состоянием здоровья медицинских работников, обязанность по осуществлению учета случаев заболеваний медицинских работников инфекционными заболеваниями, а в силу положений пункта 1.3 раздела II СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 ответственным за организацию и выполнение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий в лечебной организации является руководитель данной организации.
При этом ссылка административного органа на то, что на Лопатину Ю.С. в соответствии с должностными обязанностями главной медицинской сестры, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», возложена обязанность по контролю за работой среднего и младшего медицинского персонала в части соблюдения ими лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов, санитарных правил и норм, не может быть принята судом во внимание, поскольку должностной инструкцией, с которой ознакомлена Лопатина Ю.С., такой обязанности не предусмотрено.
Административным органом Лопатиной Ю.С. вменяется неисполнение указанных должностных обязанностей на момент проведения проверки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в период с 17 апреля по ДД.ММ.ГГГГ Лопатина Ю.С. была нетрудоспособной, в связи с чем, не могла исполнять свои должностные обязанности.
Отсутствие на рабочем месте главной медицинской сестры Лопатиной Ю.С. на период проведения внеплановой проверки (ДД.ММ.ГГГГ) подтвердила в судебном заседании начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по РХ ФИО1, непосредственно проводившая проверку.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Положениями ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуется в пользу этого лица, что соответствует требованиям части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судья, с учетом принципа презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Лопатиной Ю.С. в совершении административного правонарушения, в связи с чем приходит к выводу о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░