Дело №2-195/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Атяшево 08 июня 2015 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Инчина ФИО7,
с участием помощника прокурора Атяшевского района РМ Биряева Д.А.,
представителя администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ – Главы сельского поселения Ермекшова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Пучкиной ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия незаконным в части непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Атяшево и с. Батушево, и понуждении администрации Атяшевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории,
у с т а н о в и л:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия незаконным в части непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Атяшево и с. Батушево, и понуждении администрации Атяшевского сельского поселения организовать сбор и вывоз отходов с указанной территории.
В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Атяшевского района Республики Мордовия в мае 2015 г. проверкой исполнения законодательства об отходах производства и потребления и охраны окружающей среды установлено, что на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организованы несанкционированные свалки бытового, строительного мусора и отходов потребления.
Границы Атяшевского сельского поселения подтверждены приложением № 3 к Закону Республики Мордовия от 28.12.2004 № 117 «Об установлении границ муниципальных образований Атяшевского муниципального района, Атяшевского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района».
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30,03.1999 № 52-фЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно - эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения.
В силу положений Устава Атяшевского сельского поселения организация и осуществление мероприятий по охране на территории Атяшевского сельского поселения экологической среды возложены на администрацию Атяшевского сельского поселения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от-24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое, удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизации - бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики» Мордовия по состоянию на 19.05.2015 организованы следующие несанкционированные свалки отходов потребления: несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 100 кв.м., которая расположена в с. Батушево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по ул. Первомайская от дома №1 в 320 метрах позади приусадебного участка; несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 100 кв.м., которая расположена в с. Батушево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по ул. Ульяновская от дома №31, примерно в 230 метрах позади приусадебного участка в лесонасаждениях; несанкционированная свалка твердых бытовых отходов общей площадью 100 кв.м., которая расположена в с. Атяшево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в 30 метрах от дома №1 по ул. Первомайская вблизи трассы.
Как показала проверка, документов на использование данных земельных участков под свалки у администрации Атяшевского сельского поселения не имеется. Вывоз мусора на данные свалки осуществляется жителями Атяшевского сельского поселения. Различные виды отходов сваливаются в одну кучу.
Факты указанных нарушений подтверждаются актом проверки от 19.05.2015 года, фотографиями свалок, а также информацией администрации Атяшевского сельского поселения от 20.05.2015 года.
Функционирование несанкционированных свалок бытовых отходов без проекта и соответствующего заключения экологической экспертизы влечет за собой создание неблагоприятной окружающей среды и ограниченность природных ресурсов, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений, а также может явиться источником распространения инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения.
В судебном заседании помощник прокурора Атяшевского района РМ Биряев Д.А. требования прокурора, изложенные в заявлении, поддержал по тем же доводам, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ – Главы сельского поселения Ермекшов Д.В. требования прокурора признал и пояснил, что действительно указанные нарушения имеют место. Администрация Атяшевского сельского поселения обязуется принять меры к их полному устранению.
Суд, выслушав объяснения участвующих по делу сторон и исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Атяшевского района РМ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, каковым является населения муниципального образования. В связи с активными миграционными процессами состав населения муниципального образования постоянно изменяется, указанный круг людей нельзя индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица может быть оспорено в суде.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно акту проверки исполнения природоохранного законодательства от 19 мая 2015 года на территории Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организованы несанкционированные свалки отходов потребления. В частности, несанкционированные свалки твердых бытовых отходов общей площадью 100 кв.м. расположены: в с. Батушево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по ул. Первомайская от дома №1 в 320 метрах позади приусадебного участка; в с. Батушево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по ул. Ульяновская от дома №31, примерно в 230 метрах позади приусадебного участка в лесонасаждениях; в с. Атяшево Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в 30 метрах от дома №1 по ул. Первомайская вблизи трассы. Документов на использование данного земельного участка под свалку у администрации Атяшевского сельского поселения не имеется. Вывоз мусора на данную свалку осуществляется жителями Атяшевского сельского поселения.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 19 Устава Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия к вопросам местного значения Атяшевского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 12 этого же Федерального закона запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, бездействие администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия по организации сбора и вывоза отходов с территории с. Атяшево и с. Батушево может привести к распространению инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения, тем самым нанести вред и угрозу жизни и здоровью людей, чем соответственно нарушаются права граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Как следует из положений ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Однако, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с Администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района РМ государственная пошлина взыскана быть не может.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования прокурора Атяшевского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов с территории: с. Батушево по ул. Первомайская от дома №1 в 320 метрах позади приусадебного участка; в с. Батушево по ул. Ульяновская от дома №31, примерно в 230 метрах позади приусадебного участка в лесонасаждениях; с. Атяшево в 30 метрах от дома №1 по ул. Первомайская вблизи трассы, незаконным.
Понудить администрацию Атяшевского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз отходов с территории с. Батушево по ул. Первомайская от дома №1 в 320 метрах позади приусадебного участка; в с. Батушево по ул. Ульяновская от дома №31, примерно в 230 метрах позади приусадебного участка в лесонасаждениях; в с. Атяшево в 30 метрах от дома №1 по ул. Первомайская вблизи трассы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия путем подачи апелляционной жалобы через Атяшевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Н.М. Инчин