Дело 2-419/2013 г.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
п. Атяшево 01 октября 2013 года
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Иванушкиной Т.Н.,
при секретаре Бабуровой О.В.
представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ – Ивашкиной Е.В.
истца: Калабаева А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калабаева А.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ о признании незаконным решения ГУ Управления ПФ РФ в Атяшевском районе РМ № 11 от 25 июля 2013 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью периода службы в рядах Советской Армии с 22 мая 1984 года по 25 июня 1986года и о понуждении назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 17 июля 2013 года и о взыскании судебных издержек в сумме 2700 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Калабаев А.П. обратился в суд с иском к ответчику ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ о признании незаконным решения ГУ Управления ПФ РФ в Атяшевском районе РМ № 11 от 25.07.2013 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью периода службы в рядах Советской Армии с 22.05.1984 года по 25.06.1986года и о понуждении назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 17 июля 2013 года и о взыскании судебных издержек в сумме 2700 рублей.
В обоснование требований указал, что 17 июля 2013 года он обратился в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В ходе проверки имеющихся документов было установлено, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности составляет 22 года 11 месяцев 3 дня.
15.07.2013 года - Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ было вынесено решение №11 об отказе в назначении истцу пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа.
В специальный стаж не включен период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 22.05.1984 года по 25.06.1986 года.
К установленному педагогическому стажу в виде 22 лет 11 месяцев 3 дней необходимо прибавить период службы в Советской Армии с 22.05.1984 по 25.06.1986 года.- т.е. 2 года 1 месяц 3 дня. На момент обращения истца в пенсионный орган его стаж составлял 25 лет 0 месяцев 6 дней и он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Считает решение УПФР в Атяшевском муниципальном районе РМ об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным по следующим основаниям.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но не позднее 01.01.2002 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного закона.
Просит включить спорный период в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и
обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения.
В судебном заседании истец Калабаев А.П. исковые требования поддержал и указал, что в период с 22.05.1984 года по 25.06.1986 года он служил по призыву в рядах Советской Армии, этот период в специальный стаж не включен.
Считает, что при обращении 17.07.2013 года в Гу-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано неправомерно. Просит включить спорный период в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента обращения и взыскать судебные издержки, а именно суммы госпошлины в размере 200 рублей, оплаты услуги адвоката в сумме 2500 рублей.
Представитель ответчика Ивашкина Е.В.., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в специальный стаж истца не может быть включен период прохождения военной службы по призыву с 22.05.1984 года по 25.06.1986 года ввиду того, что он в указанный период трудовой деятельностью не занимался, запись в трудовой книжке отсутствует и документов, подтверждающих данный стаж не имеется. Законодатель, определяя в п.п. 1 п. 1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 55 (в редакции постановлении Правительства Российской Федерации от 08.08.2003 года № 475) порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих, и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также иной приравненной к ней службы, не предусмотрел, зачет периодов службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По мнению представителя ответчика, включение периодов военной службы в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, может привести к необоснованному расширению круга лиц.
Суд, выслушав стороны, и исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Калабаева А.П.подлежат удовлетворению в полном объеме.
Свой вывод суд обосновывает следующими обстоятельствами.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом Российской Федерации. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта I которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Калабаева А.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, периоды службы Калабаева А.П. с 22 мая 1984 года по 25 июня 1986 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В соответствии с решением управления ПФР от 25.07.2013 года № 11 22 года 11 мес. 3 дня специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составил 24 года 2 месяца 23 дня.
С учетом необходимого принятию к зачету период службы Калабаева А.П. в рядах Советской Армии с 22.05.1984 по 25.06.1986 года его педагогический стаж на момент обращения 17.07.2013 года в Гу-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском муниципальном районе РМ составил 25 лет 0 месяцев 6 дней. Как видно из материалов дела истец по настоящее время продолжает работать учителем физкультуры МОУ «Селищинская средняя школа», Атяшевского района РМ, то есть занимается педагогической деятельностью, которая подлежит зачету в специальный стаж.
В силу изложенных обстоятельств, право на досрочную трудовую пенсию у Калабаева А.П. возникло на момент обращения 17 июля 2013 года года, т.к. на эту дату специальный стаж его работы составил более 25 лет.
Поэтому суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию с указанной даты с 17 июля 2013 года
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных ст. 96 ч. 2 ГПК РФ.
Калабаевым А.П. при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. Кроме того, им же оплачены услуги адвоката в сумме 2500 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из дела видно, что истец понес расходы в общей сумме 2700 рублей, которые являются судебными расходами, о возмещении которых он ходатайствует.
Исходя из изложенного, по мнению суда, необходимо взыскать с ответчика в пользу истца расходы в сумме 2700 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калабаева А.П. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления ПФР в Атяшевском районе РМ № 11 от 25 июля 2013 года по определению права Калабаева А.П. на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Возложить на ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ включить в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Калабаева А.П. периода службы в рядах Советской Армии с 22 мая 1984 года по 25 июня 1986 год.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ назначить Калабаеву А.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 17 июля 2013 года.
Взыскать с ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Атяшевском районе РМ в пользу Калабаева А.П. судебные расходы в сумме 2700 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Верховный Суд Республика Мордовия, через Атяшевский районный суд РМ.
Председательствующий судья: Т.Н. Иванушкина