РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2016 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А. при секретаре Волоховой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-347/2016 по иску Постольского Д.А. к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» об установке прибора учета электроэнергии внутри жилого дома, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований истец указал, что ** он обратился к ответчику с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям для присоединения физических лиц с присоединяемой мощностью до 15 кВт. Получил технические условия для присоединения к электрическим сетям. Пункт 11.3 технических условий возлагает на него осуществление установки узла учета электроэнергии на фасаде дома, с чем он не согласен. Он обратился к ответчику с просьбой разрешить установку прибора учета электроэнергии внутри помещения в доме. Ранее в июне 2014 года производилось технологическое присоединение до 2 кВт и прибор учета был установлен внутри жилого дома. Однако получил отказ со ссылкой на постановление Правительства № 442 от 04.05.2012 года. Технические возможности отсутствуют для установки прибора учета на опоре от которой подключен его дом. В соответствии с п.1.5.27 Правил устройства электроустановок счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов по цельсию. Допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. Должно быть стационарное утепление на зимнее время. Монтируя такую конструкцию для счетчика, возлагаются на потребителя дополнительные расходы в зимний период. В летний период температура воздуха прогревается до + 40 градусов в тени. Весной и осенью скапливается конденсат, который может привести к короткому замыканию. Все это приводит к некорректной работе счетчика, к сбою учета электроэнергии не в пользу потребителя. При размещении счетчика на фасаде потребителя лишают возможности безопасного содержания своего имущества, доступ к имуществу будет иметь любой желающий, что ущемляет его права. В соответствии с п.144 Постановления Правительства, на которое ссылается ответчик, прибор учета должен быть установлен в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, что внутри дома. При установлении на фасаде граница балансовой принадлежности увеличится. Просит разрешить установку прибора учета электроэнергии внутри жилого дома по адресу: ..., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 5000 руб., расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске, а также доводы, изложенные в письменных возражениях на отзыв ответчика. Письменные возражения на отзыв ответчика приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва на иск, который приобщен к материалам дела. Дополнительно пояснила, что пункт 1.5.27 Правил, на которые ссылается истец, не применяется к жилым домам.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетическую эффективности и о внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» собственники зданий и помещений обязаны обеспечивать оснащение их приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 приведенного закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с помощью приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Согласно п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Как следует из п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861), «граница балансовой принадлежности» - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постольский Д.А. с ** является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Энергопринимающее устройство – дом истца, технологически было присоединено к распределительным электрическим сетям ВЛ-0,4 кВ владельца объектов электросетевого хозяйства, не имеющего статуса сетевой организации – СНТ «Космос».
** между ответчиком и СНТ «Космос» был заключен договор купли-продажи имущества № по которому ЛЭП, протяженностью 2745м, расположенная по адресу: ...», земельный участок общего пользования 1 была передана в собственность ... и передана на праве хозяйственного ведения ОГУЭП «Облкоммунэнерго».
Ответчик является электросетевой организацией, осуществляет содержание и обслуживание электрических сетей.
** истец обратился к ответчику с заявлением об изменении используемой мощности до 15 кВт по уровню напряжения 0,4 кВ по уровню надежности – 3 категория.
Между истцом и ответчиком ** был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №.
Пунктом 11.3 Технических условий №, являющихся Приложением № к договору возлагается на истца обязанность установить узел учета электроэнергии со счетчиком класса точности 2.0 и выше, имеющим пломбу государственной поверки и внесенным в государственный реестр средств измерений на границе балансовой принадлежности электрических сетей. Расчетный счетчик следует установить в шкафу наружной установки, выполненном в защитном противоударном корпусе, на высоте не выше 1,7 м от поверхности земли.
Таким образом, довод истца о содержащемся в технических условиях требовании установить прибор учета на фасаде дома, не соответствует действительности.
В соответствии с п.8 Договора истец обратился к ответчику с заявлением на проведение осмотра электроустановки и указал, что прибор учета установлен в доме.
Согласно Акту № разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание от ** границей балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности, сторон считаются контакты присоединения ввода на изоляторах опоры. Данный Акт подписан истцом и ответчиком.
** Филиал «Ангарские электрические сети» ОГЭУП «Облкоммунэнерго» направил в адрес Постольского Д.А. сообщение о том, что в соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., приборы учета должны устанавливаться на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (т.е. на опоре ВЛ-0,4 кВ, от которой подключен дом истца). При отсутствии технической возможности, установки прибора учета на границе балансовой принадлежности прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (т.е. на заборе или на фасаде ближайшего к опоре здания), в котором имеется техническая возможность установки.
Правоотношения истца и ответчика регулируются п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), разделом X - Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках - в соответствии с п. 146 которых, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Таким образом, приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя.
При этом, разделом X Основных положений возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (Энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.
Как следует из п. 148 Основных положений, сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:
отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;
несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Как следует из материалов дела, истцу был разъяснен порядок установки прибора учета, выданы технические условия, которые подписаны истцом. Следовательно, действия ответчика соответствовали требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Указывая на противоречие выданных истцу Технических условий пункту 1.5.27 Правил устройства электроустановок, суд учитывает, что в соответствии с указанными пунктами Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Глав-техуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003), допускается размещение счетчиков в неотапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о разрешении установки прибора учета электроэнергии внутри жилого дома.
Поскольку в удовлетворении требований истцу отказано, не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Постольского Д.А. к ОГУЭП «Облкоммунэнерго» об установке прибора учета электроэнергии внутри жилого дома, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет составлено 29 января 2016 года.
СУДЬЯ