РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием помощника прокурора Алтайского района Ковалевой А.Н.,
при секретаре Цобенко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Козобы М. В. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Алтайского района Республики Хакасия обратился в Алтайский районный суд с исковыми требованиями в защиту интересов Козобы М.В. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить Козобе М.В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Краснопольский сельсовет <адрес>.
Исковые требования мотивированы следующим. Козоба М.В. являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по достижении восемнадцатилетнего возраста имеет право на получение жилья. Козоба М.В. администрацией Алтайского района не обеспечена жилым помещением, право на обеспечение жилым помещением Козобы М.В. до настоящего времени не реализовано. Бездействием администрации Алтайского района, выразившимся в не предоставлении жилого помещения Козобе М.В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения, нарушены её права на жилище в муниципальном фонде.
В судебном заседании помощник прокурора Алтайского района Ковалева А.Н. поддержала исковые требования, приведя в обоснование заявленных исковых требований те же доводы, что и в исковом заявлении.
Истица Козоба М.В. в зал суда не явилась, судом приняты меры к её извещению о дате времени и месте слушания дела.
Представитель ответчика Администрации Алтайского района Республики Хакасия Устьянцева Е.Н., действующая на основании доверенности, показала, что администрация Алтайского района возражает, против удовлетворения заявленных исковых требований. Администрация приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Алтайскому району в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Имеются лица, у которых право на получение жилого помещения возникло ранее и до настоящего времени не реализовано в связи с недостаточным финансированием, в связи с чем, внеочередное предоставление истцу жилого помещения ущемляет права иных детей-сирот, имеющих право на получение жилья.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился. О дате времени и месте слушания дела Министерство извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Республики Хакасия, истицы Козобы М.В.
Изучив материалы дела, представленные по делу доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение, не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции РФ).
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии с Федеральным Законом № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.
На территории Республики Хакасия действует Закон Республики Хакасия № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», который определяет категории лиц и порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ, граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
В соответствии со ст. 4 Закона жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия.
В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам, включенным в список, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования, с их письменного согласия жилые помещения могут предоставляться им в других населенных пунктах Республики Хакасия, в том числе расположенных в других муниципальных районах (городских округах) Республики Хакасия, на территории которых в целях формирования специализированного жилищного фонда построены многоквартирные жилые дома, жилые помещения в которых предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предусмотренных частью 3 статьи 5 настоящего Закона, договор найма специализированного жилого помещения по решению уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия заключается на новый пятилетний срок, но не более чем один раз.
Законом Республики Хакасия № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Из материалов гражданского дела следует, что 20.036.2019 года Козоба М.В. обратилась в прокуратуру Алтайского района Республики Хакасия с просьбой обратиться в суд в её интересах об обеспечении жилым помещением.
Козоба М.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями Козоба М.В. являются: отец – Козоба В.А., мать – Козоба В.А.(свидетельство о рождении).
Согласно справке о рождении №, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Над Козобой М.В. в 2008 году была установлена опека, что подтверждается постановлением.
На основании решения Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Козоба В.А. была лишена родительских прав в отношении дочери Козобы М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно реестровым записям Алтайского филиала ГУП РХ «УТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на имя Козобы М.В. недвижимого имущества не числится.
Из представленных сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, следует за Козобой М.В., ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью 53,80 кв.м., по адресу: <адрес> на основании договора о передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества на имя Козобы М.В. не имеется, что подтверждается уведомлениями.
Козоба М.В. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении.
Козоба М.В. числится в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Исследованными материалами гражданского дела суд считает установленным, что право у Козобы М.В. на предоставление ей жилого помещения возникло, однако не реализовано до настоящего времени.
Такое положение нарушает его права, предусмотренные ст.40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в списке ранее Козобы М.В., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном законом порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения искового заявления Козоба М.В. признана нуждающейся в жилом помещении, то, что доказательств наличия у неё жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком не представлено, жилым помещением она не обеспечена, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у уполномоченного органа возможности обеспечить реализацию ранее или позднее определенного срока, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу действующего законодательства прокурор и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины (пункт 9 часть 1 статья 333.36 и пункт 19 часть 1 статья 333.36 Налогового кодекса РФ).
На основании статьи 103 ГПК в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Алтайского района Республики Хакасия в защиту интересов Козобы М. В. к администрации Алтайского района Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию Алтайского района предоставить Козобе М. В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Краснопольский сельсовет <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья
Алтайского районного суда Попова Г.В.
21 мая 2019 года – дата изготовления мотивированного решения суда.