Дело №2-1547/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Раевский «11» сентября 2014 года
Альшеевский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Аюпова И.Э., при секретаре Мухаметшиной Р.М., заявителя Салимгареева А.Н. действующего за себя и по доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ за Салимгарееву Э.Ф., заявителя Ахтямова Р.Я., представителя заинтересованного лица главы администрации СП Кармышевский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО12, представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО13 действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по РБ ФИО4 действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахтямовой Т.Г., Ахтямова Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгареева А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметова С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямова Г.Т., Ахтямовой Р.Г. о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения бывшего СПК «Победа» <адрес> РБ,
установил:
Ахтямовой Т.Г., Ахтямова Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгареева А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметова С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямова Г.Т., Ахтямовой Р.Г. обратились в Альшеевский районный суд РБ с вышеуказанным заявлением и просили признать отказ территориального Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> РБ в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Кармышевский сельсовет, <адрес>, площадью 740000 кв.м., с кадастровым номером № недействительным, признать решение Филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по РБ №Ф№ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с регистрационного учета объекта недвижимости недействительным, обязать Филиал ФГБУ ФКП «Росреестра» по РБ восстановить уникальные характеристики земельного участка, а именно кадастровый номер №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир населенный пункт, участок находится примерно 2500 метров от ориентира по направлению на юг, почтовый адресу ориентира: 452120, <адрес>, Кармышевский сельсовет, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для бесплатной однократной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности, площадь: 740000 +/- 7527 кв.м., обязать территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> РБ, зарегистрировать права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Кармышевский сельсовет, <адрес>, площадью 740000 кв.м., с кадастровым номером № на праве долевой собственности с долей в праве 1/10.
Свои требования заявители мотивировали тем, что они согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> РБ о бесплатной приватизации земельного участка из земель сельскохозяйственного кооператива «Победа» № от ДД.ММ.ГГГГ являются законными владельцами земельного участка на праве общей долевой собственности, с долей в праве 1/326. Обременений объекта недвижимости не имеется. ДД.ММ.ГГГГ, было проведено общее собрание пайщиков СПК «Победа» МО <адрес> РБ, на собрании присутствовало 146 пайщиков, что составило 56% от всей численности пайщиков. Повесткой дня данного собрания являлось: 1) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей; 2) местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли; 3) условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставной (складочный) капитал или доверительное управление (дальнейшее распоряжение). По первому вопросу повестки дня вышеуказанного собрания было принято решение о первоочередности выделения земельных участков, за -86 человек, против -27 человек, воздержались -35 человек. По второму вопросу повестки дня вышеуказанного собрания было принято решение о выделении невостребованных земельных долей, за -92 человека, против -2а человека, воздержались -32 человека. По третьему вопросу повестки дня вышеуказанного собрания было принято решение о передаче 261-го пая общей площадью 1991 га и 4 невостребованных пая с площадью 30,4 га в аренду МТС «Зирганский» с условиями арендной платы в размере 5% от урожайности зерновых культур с заключением договора со сроком на 10 лет, за -86 человек, против -4 человека, воздержались -58 человек. Также ДД.ММ.ГГГГ, проведено общее собрание пайщиков СПК «Победа» МО <адрес> РБ. Повесткой дня данного собрания являлось: 1) утверждение списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными; 2) утверждение проекта межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей. По второму вопросу на день проведения вышеуказанного собрания невостребованным было признано 159,6 га земли, который решением собрания был передан на баланс сельского поселения Кармышевский сельсовет. Ими по данному заявлению, правомочность проведенных вышеуказанных собраний не оспаривается, но условия передачи в аренду земельных долей МТС «Зирганский», не отвечает их интересам, а именно: а) срок передачи земельных участков в аренду МТС «Зирганский» на 10 лет, они считают завышенным (по ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» составляет от 3-х лет); б) арендная плата в размере 5% от урожайности зерновых культур занижена, обычно при заключении подобных договоров аренды арендная плата составляет от 7 до 12% от урожайности. Поэтому они голосовали против таких условий передачи земельных паев в аренду МТС «Зирганский». Согласно п.5 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ, участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду в праве выделить себе земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п.4 ст.13 настоящего Федерального закона. На общем собрании, которое проходило ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ СПК «Победа» МО <адрес> РБ, не были утверждены Проект межевания земельных участков, который определяет размер и местоположение границ земельного участка, которые могут быть выделены в счет земельной доли. Согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения устанавливается, что выдел земельного участка в счет земельных долей возможен только после утверждения проекта межевания земельных участков на основании решения общего собрания участников долевой собственности. Одновременно с этим должно быть принято решение об утверждении перечня собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п.3 ст.13 закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Если общим собранием участников не были утверждены проект межевания земельных участков, а также перечень собственников и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, то лицо, желающее выделить земельный участок, вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания. Кадастровый инженер обязан обеспечить заинтересованным лицам возможность ознакомиться с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом должно быть направлено участникам долевой собственности или опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Содержание извещения закреплено в п.8 ст.13.1 закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Согласно п.2 ст.13.1 закона №435-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта может являться любое лицо. Для реализации своих законных прав и интересов, ими участниками общей долевой собственности в лице Салимгареева А.Н. было подано заявление от ДД.ММ.ГГГГ в МУП «Землемер» о подготовке проекта межевания земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 74 га при этом целостность общего массива земельных участков СПК «Победа» сохраняется, раздробление не происходит. Данный земельный участок расположен в ряд с земельными участками принадлежащими ИП ФИО5 с кадастровым номером № и КФХ ФИО6 с кадастровым номером № участники которых со своими долями создали два отдельно хозяйствующих субъекта, отмежевав два земельных участка с соответствующими кадастровыми номерами. Проект межевания земельного участка был подготовлен ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением всех норм и правил Федерального законодательства и Земельного кодекса РФ, согласован с участниками общей долевой собственности через районную газету «Альшеевские вести» за № (8862-8863) от ДД.ММ.ГГГГ, и утвержден главой администрации МР <адрес> РБ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. В результате межевых работ был образован земельный участок с обозначением образуемого земельного участка №№, площадью 740000 кв.м. правообладателями которого заявлены Ахтямова Т.Г., Ахтямов Р.Я., Ризванова М.А., Салимгареев А.М., Салимгареев А.Н., Салимгареева Э.Ф., Шаймухаметова А.Г., Шаймухаметов С.С., Ахтямов Г.Т., Ахтямова Р.Г. на праве общей долевой собственности с долей в праве 1/10 (лист 17 проекта межевания земельных участков). Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ им был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 02:02:111202:23 площадью 740000+/-7527 кв.м. расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Кармышевский сельсовет, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок в установленном законом порядке. Согласно письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в период действия временного статуса земельного участка № в Филиал учреждения представителем собственников земельных долей ФИО2 было подано заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №02-0-1-36/3001/2013-551. В результате рассмотрения данного заявления филиалом учреждения в соответствии с ч.5 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о снятии с учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №Ф/13-277331 на основании которого сведения о земельном участке № были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. В связи, с чем государственная регистрация вышеуказанного объекта была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что сведения о земельном участке носили временный характер, он был востребован, и его правообладатели были определены. Вышеуказанный земельный участок существует, соответственно, не может ни состоять на кадастровом учете, поскольку исходя из содержания ст.1 ФЗ-221 от ДД.ММ.ГГГГ именно записью в ГКН подтверждается существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации норм и правил, регулирующих порядок восстановления сведений в государственном кадастре недвижимости не является препятствием в защите прав собственности истцов по данному заявлению. Из-за действий регистрационной палаты заявители были лишены права регистрации собственности на вышеуказанный земельный участок. Отказывая им в регистрации права, управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в лице Альшеевского территориального отдела, фактически нарушает права и интересы собственников образуемого земельного участка, поскольку собственник лишается возможности реализовать свои конституционные и гражданские права, на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом, на введение в гражданский оборот вышеуказанного земельного участка, права на который зарегистрированы. В соответствии ст.244 ГК РФ, имущество, находящиеся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность). Также согласно ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В соответствии ст.15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью), являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Для досудебного разрешения возникших разногласий, между заявителями по данному делу и уполномоченным лицом ФИО2, заявителями в лице Салимгареева А.Н. было подано заявление главе сельского поселения Кармышевский сельский совет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении общего собрания участников долевой собственности для согласования местоположения, размерах и границах выделяемого земельного участка с кадастровым №№, площадью 740000 кв.м. Но никаких встречных мер для разрешения создавшейся ситуации со стороны администрации сельского поселения предпринято не было. Устранить самостоятельно причины, послужившие основанием для отказа в госрегистрации права собственности на данный земельный участок они не могут, в связи, с чем вынуждены обратиться в суд.
В своем письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ФИО9 указал, что пункт 1 просительной части заявления содержит требование о признании отказа территориального отдела Управления в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, сельсовет Кармышевский, <адрес>, площадью 740000 кв.м., кадастровым номером № недействительным. Указанное требование является недопустимым по следующим основаниям: на основании пункта 1.2 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
В своем письменном возражении представитель и.о. директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ ФИО10 указал, что согласно ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельный участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ (закон о кадастре). В соответствии с п.5 ст.4 закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер. Филиал учреждения является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, то есть Филиал учреждения является учетным органом. Орган кадастрового учета не проверяет соблюдение иными организациями действующего законодательства. Установление фактов фальсификации входит в компетенцию следственных органов РФ, и не может быть осуществлено в рамках государственного кадастрового учета. По сведениям государственного кадастра недвижимости (ГКН) земельный участок с кадастровым номером № в настоящий момент имеет следующие характеристики: -категория земель –Земли сельскохозяйственного назначения; -вид разрешенного использования –Для бесплатной однократной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности; -адрес –<адрес>, сельсовет Кармышевский, участок находится примерно в 2500 м по направлению на юг от населенного пункта <адрес>; -права –сведения о правах и обременениях отсутствуют; -уточненная площадь -740000 кв.м.; -статус –«Архивный»; -дата постановки на учет -ДД.ММ.ГГГГ года; -дата снятия с учета -ДД.ММ.ГГГГ года; Указанный земельный участок был образован путем выдела доли из земельного участка с кадастровым номером № на основании поступившего через интернет-портал заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ года, межевого плана № и проекта межевания земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, подготовленных кадастровым инженером ФИО11 (квалификационный аттестат №). По положительным результатам проведения всех видов проверок указанных документов, органом кадастрового учета, в лице Филиала учреждения, было принято Решение №Ф/13-214472 от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости. Согласно пункту 3 ст.11.5 Земельного кодекса РФ (Земельный кодекс) особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливается Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Закон об обороте). В соответствии с пунктом 1 ст.13 Закона об обороте участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом и Законом об обороте. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 ст.13 Закона об обороте (п.2 ст.13 Закона об обороте). Согласно пункту 4 ст.13 Закона об обороте если решение общего собрания участников долевой собственности, которым утверждается проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (пункт 2 ст.13.1 Закона об обороте). В указанном случае проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей, а именно Ахтямовой Т.Г., Ахтямова Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгареева А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметова С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямова Г.Т., Ахтямовой Р.Г. (пункт 5 ст.13.1 Закона об обороте).
Так как Законом о кадастре не предусмотрены полномочия органа кадастрового учета на проведение кадастровых работ, в том числе, выездные кадастровые работы и проведение совместных актов осмотра, комиссионных обмеров и прочее. Ответственность за проведение указанных процедур на местности несет кадастровый инженер, который обязан лично проводить согласование с заинтересованными лицами, предварительно проверив их полномочия (п.4 ст.14.35 КоАП РФ): «Внесение лицом, осуществляющим кадастровую деятельность, заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет». В соответствии с ч.4 ст.24 Закона о кадастре, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрации аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Согласно п.53 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения. В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости – на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Таким образом, согласно Закона о кадастре, действующего с ДД.ММ.ГГГГ проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер. Внесение каких-либо изменений в сведения ГКН возможно только на основании представленных в орган кадастрового учета необходимых для такого учета документов.
Органом, регистрирующим права на недвижимое имущество и сделки с ним, на территории Республики Башкортостан является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Согласно ст.20 Закона о кадастре с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица (далее также –заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) –представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников. На основании Заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ (заявитель ФИО2), протокола Общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах бывшего СПК «Победа» МР <адрес> РБ с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ. По положительным результатам проведения всех видов проверок указанных документов, органом кадастрового учета, в лице Филиала учреждения, было принято Решение №№ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета объекта недвижимости. Заявление в части признания Решения Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета объекта недвижимости, обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» восстановить на кадастровом учете уникальные характеристики земельного участка 02:02:111202:23 считают необоснованным и не подлежим удовлетворению также по следующим основаниям: Земельный участок с кадастровым номером № снят с ГКУ в заявительном порядке, а именно с заявлением о кадастровом учете от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) обратился представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников. Таким образом, учетные действия Филиалом учреждения проведены в строгом соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, возможность восстановления аннулированных земельных участков действующим законодательством не предусмотрена. Статьей 256 ГПК РФ устанавливается срок обращения с заявлением в суд. Так гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда му стало известно о нарушении его прав и свобод. Филиалом учреждения было вынесено Решение о снятии с учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, направлено письмо уведомление от Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №12281. Таким образом, установленный срок для обжалования действий пропущен. В соответствии с п.1.2. ч.1 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Земельный участок с кадастровым номером 02:02:111202:23 перестал существовать как объект гражданских правоотношений с даты прекращения актуальности сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке.
Заявители Ахтямова Т.Г., Ахтямова Р.Г., Ризванова М.А., Ахтямов Г.Т., Шаймухаметов С.С., Шаймухаметова А.Г. в своих заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
-Заявитель Салимгареев А.Н. в судебном заседании заявление поддержал по основаниям указанным в заявлении и показал, что решение кадастровой палаты нарушает их законные права на реализацию прав на владение, пользование и распоряжение землей. Они подавали заявление, им было отказано в предоставлении информации, на каком основании было принято решение о снятии с учета земельного участка площадью 740000 кв.м. Им было отказано в регистрации в связи с тем, что было принято решение о снятии земельного участка с кадастрового учета и аннулировании кадастровой записи о земельном участке как объекте недвижимости. ФИО2 говорил, что написал заявление о снятии с учета земельного участка по инициативе Зирганской МТС, хотя должен был защищать интересы долевых сособственников, а не посторонних лиц. Кадастровая палата приняла заявление ФИО2 и приняла решение о снятии с учета земельного участка и аннулировании записи. Кадастровая палата ссылается на заявление ФИО2, решение общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственников земельного участка. Протокол общего собрания не устанавливает и не подтверждает их права, а только государственный акт может подтвердить их права. Их права на земельный участок никто не отменял. Закон требует, чтобы не общим собранием был принят межевой план. Этот межевой план на собрании отсутствовал. В случае отсутствия у собственников сохраняется право выделить свой пай в натуре, заключив договор с кадастровым инженером. Они обращались в кадастровую палату, им в предоставлении информации было отказано. По закону о кадастре недвижимости снимается с учета объект недвижимости в двух случаях, пока запись носит временный характер как объект недвижимости два года, в течение которого закон предусматривает снятие этого объекта с учета в двух случаях, это когда в течение этого времени не оформлено право собственности на этот объект, по заявлению собственника или собственников объекта. Хотя триста двадцать шесть человек являются собственниками всей земли бывшего СПК «Победа», но в данный момент спор идет о земельном участке 740000 кв.м., на который были заявлены правообладатели в количестве десяти человек из числа заявителей. По смыслу закона один из десяти собственников может написать заявление о снятии объекта с учета, в этом случае оно было бы законным, но такого не было, никто из них заявление о снятии земельного участка с учета не писал. Время не прошло для снятия земельного участка с кадастрового учета. Речь идет о выделе земельного участка № Предметом согласования являлось местоположение, площадь поля, его контур, то есть пересечений с другими земельными участками не было, по площади соответствует нормам 7,6 га на одного человека. Не было, чтобы они задели чьи-либо интересы этим выделом. Все поля имеют разное качество, их поле имеет средние показатели качественных характеристик. Это поле выделено в ряд, где другие уже создали хозяйствующие субъекты. Они просили это поле. Межевой план на общем собрании собственников утвержден не был, поэтому они пошли по второму пути по выделу.
-Заявитель Ахтямов Р.Я. в судебном заседании заявление поддержал по основаниям указанным в заявлении и показал, что они хотели обозначить свою землю, выделить в натуре по закону, они написали информационное сообщение в газету. ФИО2 написал заявление о снятии с учета.
-Представитель заинтересованного лица администрации СП Кармышевский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО12 показал, что требования не признает и показал, что межевой план был утвержден на земельный участок кадастровым номером № общим собранием пайщиков в 2006 году с указанием всех данных и обособленными земельными участками из которых образован этот земельный участок, общая площадь 24770000 кв.м. и собственниками которого являются 326 граждан по адресу Кармышевский сельсовет бывший СПК «Победа» -это общий земельный участок. Общим собранием собственников этого земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ было избрано уполномоченное лицо ФИО2 и очередность выдела земельных участков из массива общего земельного участка и этому уполномоченному лицу расписаны полномочия для предоставления интересов всех 326 граждан пайщиков. До этого на общем собрании 34 граждан пайщиков отделились от общего массива земельного участка в установленном общим собранием порядке. Эти десять граждан пайщиков-заявителей, заказывали кадастровые паспорта без уведомления остальных пайщиков. По его мнению ущемляются права других пайщиков. Это вызвано тем, что не соблюдается очередность выдела и качество выделяемых земельных участков в соответствии с порядком, утвержденным общим собранием пайщиков.
-Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО13 показала, что требования не признает по основаниям указанным в возражении на заявление и показала, что земельные участки со статусом «временный» стоят на кадастровом учете 5 лет, и снимаются с учета либо по истечении 5 лет либо если на образованный земельный участок регистрируются права, статус меняется с «временного» на «учтенный». Земельный участок снимется с кадастрового учета по заявлению собственников либо их представителей. Если собственников более пяти то представителем, который выбирается на общем собрании, согласно ст.20 Федерального закона № «О кадастре недвижимости». ФИО2 был выбран представителем собственников на общем собрании собственников общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе общего собрания указаны полномочия ФИО2 без доверенности представлять, интересы собственников, в том числе подавать заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков. На основании этого протокола и заявления ФИО2 был снят с кадастрового учета выделяемый земельный участок 02:02:111202:23. Все изменения в кадастре недвижимости носят заявительный характер. Учетные действия филиала учреждения произведены в строгом соответствии с действующим законодательством. Возможность восстановления аннулированных записей о земельном участке законодательством не предусмотрена. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержден приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления представителя, у которого есть полномочия, земельный участок снимается с учета. Просто заявительный характер.
-Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РБ ФИО9 показал, что требования не признает по основаниям указанным в возражении на заявление и показал, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в отдел по Альшеевскому, <адрес>м, <адрес> Росреестра по РБ обратились участники долевой собственности земельного участка из земель бывшего СПК «Победа» Кармышевского сельсовета с заявлением о выделе из общего числа пайщиков и регистрации права долевой собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером № доли в праве 1/10. На момент подачи заявления срок государственной регистрации составлял пятнадцать дней. При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов из сопоставления базы данных государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним выяснилось, что вышеуказанный земельный участок имеет статус «архивный». Дата снятия этого земельного участка с учета ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с чем на основании п.1.2. ст.20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №102-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается «учтенным». В связи, с чем сначала было вынесено решение о приостановлении данной регистрации, а в последствии вынесен отказ в государственной регистрации. Данное заявление не может быть удовлетворено, так как данный земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета и прекратил свое существование как объект недвижимого имущества. Даже если сведения сохранились этого объекта уже нет, нужно по новой, проводить межевание и ставить на кадастровый учет.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителей удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Согласно п.1, п.п.6 п.3, п.4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: т.ч. о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.
Согласно протокола общего собрания участников общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах бывшего СПК «Победа» МР <адрес> РБ с кадастровым номером 02:02:000000:272 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общего собрания участников общей (долевой) собственности лицом, уполномоченным участниками избран ФИО2, который уполномочивается без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности и образуемых из него земельных участков, подавать заявления о снятии с государственного кадастрового учета, а также заключать договоры аренды земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка, утверждать проект межевания земельных участков, зарегистрировать договор аренды в Управлении Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и иные действия, связанные с оформлением данного земельного участка сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.20 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании Федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) –представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников.
Таким образом, обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка вправе либо собственники земельных долей на выделяемый земельный участок, либо уполномоченное общим собранием лицо, каковым является ФИО2
Как установлено судом, исходя из интересов всех сособственников земельного участка с кадастровым номером №, в связи с нарушением прав и законных интересов участников общей долевой собственности, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было подано в территориальный отдел по <адрес> Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ заявление № о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № (выделяемый земельный участок) и ДД.ММ.ГГГГ решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ №№ указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета.
Полномочия, предоставленные общим собранием ФИО2, на момент подачи заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером № не отменены в установленном законом порядке и являлись действующими.
Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах бывшего СПК «Победа» МР <адрес> РБ с кадастровым номером № следует, что ФИО2 вновь избран лицом, уполномоченным участниками и наделен полномочиями.
Как установлено судом, снятие земельного участка с кадастрового учета было осуществлено в связи с нарушением прав и законных интересов других участников общей долевой собственности, которые не давали своего согласия на выдел указанного земельного участка.
Так согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания участников общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах бывшего СПК «Победа» МР <адрес> РБ с кадастровым номером № следует, что общим собранием в выделении земельного участка с кадастровым номером № площадью 740000 кв.м. группе пайщиков в составе заявителей Ахтямовой Т.Г., Ахтямова Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгареева А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметова С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямова Г.Т., Ахтямовой Р.Г. было отказано.
Таким образом, установлено, что общим собранием участников общей (долевой) собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения расположенного в границах бывшего СПК «Победа» МР <адрес> РБ с кадастровым номером 02:02:000000:272 от ДД.ММ.ГГГГ было подтверждено то обстоятельство, что данные действия, совершенные лицом, уполномоченным участниками ФИО2 по снятию указанного земельного участка с кадастрового учета, предприняты в интересах всех участников общей долевой собственности.
Согласно ст.14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» полномочия, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.
Если участники общей долевой собственности не согласны с действиями, которые осуществляются лицом, уполномоченным участниками ФИО2 в целях соблюдения прав и законных интересов всех участников общей долевой собственности, то указанные участники общей долевой собственности не лишены возможности отозвать предоставленные ему полномочия путем проведения общего собрания собственников земельных долей на вышеуказанный земельный участок, то есть в предусмотренном законом внесудебном порядке.
Решением общего собрания ФИО2 был уполномочен представлять интересы всех участников общей долевой собственности в равной степени, а не только определенной части.
В силу данных обстоятельств, а также в силу сложившегося конфликта интересов участников общей долевой собственности на земельный участок, обозначенный в проекте межевания земельных участков, как земельный участок №, в дальнейшем поставленный на кадастровый учет под кадастровым номером № лицом, уполномоченным участниками ФИО2 был правомерно снят с учета с целью соблюдения баланса прав и законных интересов всех сособственников на данный земельный участок, что не исключает разрешение спорных правоотношений в порядке, определенном ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованный объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Согласно п.53 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости –на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Таким образом, согласно Закона о кадастре, действующего с ДД.ММ.ГГГГ проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер.
Внесение каких-либо изменений в сведения государственного кадастра недвижимости возможно только на основании представленных в орган кадастрового учета необходимых для такого учета документов.
Как следует из расписок в получении документов на государственную регистрацию заявители Ахтямова Т.Г., Ахтямов Р.Я., Ризванова М.А., Салимгареев А.Н., Салимгареева Э.Ф., Шаймухаметов С.С., Шаймухаметова А.Г., Ахтямов Г.Т., Ахтямова Р.Г. подали 16-ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ заявления о государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок кадастровым номером №.
Согласно расписок в получении документов на государственную регистрацию вышеуказанные заявители 29 октября, ДД.ММ.ГГГГ подали в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ заявления о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок кадастровым номером 02:02:111202:23.
Из сообщений об отказе в государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителям Ахтямовой Т.Г., Ахтямову Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгарееву А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметову С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямову Г.Т., Ахтямовой Р.Г. отказано в государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок кадастровым номером № на основании пункта 1.2 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как установлено судом, земельный участок кадастровым номером 02:02:111202:23 на момент отказа заявителям ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в государственной регистрации права долевой собственности не учтен в государственном кадастре недвижимости в установленном Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ порядке, ДД.ММ.ГГГГ решением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ №№ указанный земельный участок правомерно был снят с государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером 02:02:111202:23 перестал существовать как объект гражданских правоотношений с даты прекращения актуальности сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.2. ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, возможность восстановления аннулированных земельных участков действующим законодательством не предусмотрена.
В силу абзаца 6 п.1 ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Судебное постановление само по себе является основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ и Управления Росреестра по РБ суд считает законными и обоснованными, поэтому в удовлетворении требований заявителям необходимо отказать.
Согласно ст.98 ГПК РФ судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Ахтямовой Т.Г., Ахтямова Р.Я., Ризвановой М.А., Салимгареева А.Н., Салимгареевой Э.Ф., Шаймухаметова С.С., Шаймухаметовой А.Г., Ахтямова Г.Т., Ахтямовой Р.Г. о признании отказа отдела по Альшеевскому, <адрес>м и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, Кармышевский сельсовет, <адрес>, площадью 740000 кв.м., кадастровым номером № недействительным, признать решение территориального отдела по <адрес> Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РБ №№ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета объекта недвижимости недействительным, обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ восстановить уникальные характеристики земельного участка, а именно: кадастровый номер №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир населенный пункт, участок находится примерно 2500 метров от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: 452120, <адрес>, сельсовет Кармышевский, <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для бесплатной однократной приватизации земельной доли (пая) на праве общей (долевой) собственности, площадь: 740000+/-7527 кв.м., обязать отдел по Альшеевскому, <адрес>м и <адрес> Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ зарегистрировать права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, сельсовет Кармышевский, <адрес>, площадью 740000 кв.м., с кадастровым номером № на праве общей долевой собственности с долей в праве 1/10, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортсотан в течение месяца через Альшеевский районный суд РБ.
Председательствующий судья: Аюпов И.Э.
(подпись)
Копия верна.
Судья__________________
Секретарь суда__________