УИД 66RS0015-01-2018-001409-55 гражданское дело № 2-5/2019
Мотивированное решение составлено 21 января 2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2019 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А. при секретаре Жернаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова В. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области о включении периода работы в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и назначении пенсии,
установил:
Истец Комаров В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о включении периода работы в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и назначении пенсии, указав, что *Дата* он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В установлении пенсии, как лицу, проработавшему в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, истцу было отказано, поскольку требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера, по мнению ответчика, и принятый к учету составил 8 лет 01 месяц 24 дня. В то время как при возрасте истца, на момент написания заявления – 56 лет 8 месяцев, требуемый специальный стаж должен был составлять 10 лет.
Ответчиком, по мнению истца, незаконно не приняты к учету при подсчете специального стажа периоды:
- с *Дата* по *Дата* (2 года 01 месяца 24 дня) – работа в должности водителя автомашины на вывозке древесины из леса в Асбестовском лесопункте;
- с *Дата* по *Дата* (30 дней) – командировка в г. Сухуми в должности водителя автобуса в АТК «Главмурманскстрой».
С решением ответчика истец не согласен, считает, что периоды нахождения в командировках должны быть включены в специальный стаж работы, поскольку в командировку истец направлялся работодателем по служебной необходимости, получал заработную плату, командировочные, северные надбавки.
С учетом уточнения исковых требований истцом, принятых судом *Дата*, а также прекращения производства по гражданскому делу в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с *Дата* по *Дата*, истец просит суд:
1. Признать за ним – Комаровым В.В., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп.7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
2.Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области:
- зачесть в стаж на соответствующих видах работ период с *Дата* по *Дата* (30 дней) – командировки в г. Сухуми в должности водителя автобуса в АТК «Главмурманскстрой»;
- произвести перерасчет назначенной истцу льготной пенсии, установить страховую пенсию по старости с *Дата*;
- произвести выплату недополученной пенсии за восемь месяцев, а именно с *Дата* по *Дата*.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчик ГУ УПФ РФ в г.Асбесте Свердловской области Брусницына О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что не согласна с исковыми требованиями, поддержала доводы, изложенные в письменном мнении на исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, а так же материалы гражданского дела № 2-875/2017, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона; на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, при возрасте 56 лет 8 месяцев требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения страховой пенсии по старости составляет 10 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи: с работой в районах Крайнего Севера и местности, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 1-10 и 16-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам до достижения возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесоповале, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 20 лет.
Как установлено в судебном заседании, *Дата* Комаров В.В. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32, с применением ч.1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На момент обращения к ответчику с заявлением, его возраст составлял 56 лет 8 месяцев.
Решением ответчика от *Дата* в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. Стаж на соответствующих видах работ, принятый ответчиком к зачету для определения права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 у истца составил: работа в районах Крайнего Севера и местности приравненной к районам Крайнего Севера - 9 лет 06 месяцев 01 день.
Период нахождения истца с *Дата* по *Дата* в командировке в г. Сухуми ответчиком не принят к зачету в связи с тем, что работа протекала в г. Сухуми, который не отнесен к районам Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 15-16).
С указанными выводами ответчика суд не может согласиться, поскольку периоды нахождения истца в командировках ответчиком необоснованно не включены в стаж истца на соответствующих видах работ.
Копией трудовой книжки истца подтверждается, что в период с *Дата* по *Дата* истец был принят в АТК «Главмурманскстрой» водителем автомобиля 2 класса, *Дата* присвоен 1 класс водителей (л.д. 11-13).
Согласно сведениям, изложенным в архивной справке, выданной *Дата* Государственным областным казённым учреждением «Государственный архив Мурманской области», в период с *Дата* по *Дата* истец работал в автотранспортной конторе Главмурманскстроя, начисление заработной платы в указанные периоды производились с учетом районного коэффициента – 40 % и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера в следующих размерах: с *Дата* – 10%, с *Дата* – 20%, с *Дата* – 30%, с *Дата* – 40 %, с *Дата* – 50 %, с *Дата* – 60% (л.д. 51).
Согласно абз. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На основании статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Абзацем вторым статьи 116 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 года, в спорный период работы истца, установлено, что работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются: суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
Исходя из приведенных норм периоды, в том числе и командировок, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в командировках, влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи служебная командировка является рабочим временем вне учреждения и оплачивается исходя из среднего заработка, в связи, с чем период нахождения истца в командировке с *Дата* по *Дата* подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Истец Комаров В.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии *Дата* Ко дню обращения истца к ответчику, истец достиг возраста 56 лет 8 месяцев, при этом, требуемый специальный стаж составлял 10 лет.
Ответчиком были учтены периоды работы истца в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера общей продолжительностью 9 лет 06 месяц 01 день, с учетом включенного судом периода нахождения истца в командировке 30 дней, работы истца в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера составят общей продолжительностью 9 лет 07 месяцев 01 день, что не достаточно для признания права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Досрочная страховая пенсия была назначена истцу с *Дата* в связи с достижением возраста 57 лет 04 месяца и наличием необходимого специального стажа продолжительностью более 9 лет.
В связи с отсутствием достаточного специального стажа необходимого для назначения пенсии в возрасте 56 лет 08 месяцев, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты *Дата*, а так же для перерасчета назначенной пенсии, как заявлено в иске, путем ее начисления за период с *Дата* по *Дата* у истца не имеется и исковые требования в данной части, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. При подаче иска в суд истец уплатил государственную пошлину в сумме 300 руб., что подтверждается имеющейся в деле квитанцией (л.д. 3), возмещение указанных расходов подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комарова В. В. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Комарова В. В. период нахождения в командировке с *Дата* по *Дата* в должности водителя автомобиля в АТК «Главмурманскстрой».
Отказать в удовлетворении исковых требований Комарова В. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области об обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с *Дата*
Взыскать в пользу Комарова В. В. с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области возмещение судебных расходов в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Асбестовского городского суда А.А.Юрова