Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергеевского сельсовета о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергеевского сельсовета о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что прокуратурой Архаринского в рамках надзора за исполнением федерального законодательства с привлечением сотрудников отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> требований федерального законодательства о пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведённой проверки в деятельности администрации Новосергеевского сельсовета выявлены нарушения федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере пожарной безопасности, а также при защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выявленные нарушения выразились в следующем.
не обеспечивается своевременная очистка пустырей (заброшенные земельные участки) в <адрес> в районе домов №, 17, 22 в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
не обеспечивается своевременная очистка пустырей (заброшенные земельные участки) на <адрес> в районе домов №, 15, 17, 26 между ж/д полотном и <адрес>, а также в районе водонапорной скважины в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
на территории <адрес> не обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения.
Просил обязать орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета совершить действия по устранению в полном объеме до ДД.ММ.ГГГГ следующих нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенные земельные участки) в <адрес> в районе домов №, 17, 22 в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенные земельные участки) на <адрес> в районе домов №, 15, 17, 26 между ж/д полотном и <адрес>, а также в районе водонапорной скважины в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности;
на территории <адрес> обеспечить наличие запасов воды для целей пожаротушения.
Представитель ответчика - администрации Новосергеевского сельсовета в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии. В целях устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных по результатам плановых осмотров территории населенных пунктов, выполнены все мероприятия, указанные в исковом заявлении, а именно: произведена очистка земельных участков в <адрес>: в районе <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ совместно с членами ДПО (ФИО4, ФИО5) и жителями села ФИО6, ФИО7 отожгли данный участок и выкосили сухую несгоревшую растительность; в районе <адрес> (разобранный, остались лишь кирпичи у основания) - ДД.ММ.ГГГГ совместно с членами ДПО (ФИО4, ФИО5) отожгли данный участок и выкосили сухую несгоревшую растительность; в районе <адрес> (заброшенная усадьба, прописан ФИО8, но с 2012 года не появляется) - ДД.ММ.ГГГГ совместно с членами ДПО и с соседями отожгли данный участок, скосили траву, которая не сгорела. Помимо этого отожгли территории около здания библиотеки (западная сторона), а также восточную сторону. Также в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена опашка села с западной и восточной стороны. На <адрес> работники ПЧ - 61 <адрес> (пожарная часть) ДД.ММ.ГГГГ выжгли в районе домов (до ж.д. полотна) 47,52,53,54. С 7 по ДД.ММ.ГГГГ совместно с ПЧ-61 отожгли пади (болотные участки) в районе домов 1,15, 17, 26, а также в районе скважины. Для целей пожаротушения на <адрес> в 2015-2016 гг. восстановила скважину (ранее она сгорела). Но так как данный объект (сооружение) был передан ООО «РЖД» на основании договора дарения в <адрес> в комплексе объектов недвижимости Архаринского участка водоснабжения хабаровской дистанции, сельсовет не может осуществить подключение к электричеству, поскольку не находится в собственности сельсовета.
В судебном заседании прокурор отказался от части заявленных исковых требований. Просит прекратить производство по делу в части в связи с отказом от требований. Последствия отказа от требований разъяснены и понятны. Исковые требования об обеспечении на территории <адрес> наличие запасов воды для целей пожаротушения поддержал.
Суд, выслушав прокурора <адрес>, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Учитывая, что заявленное ходатайство соответствует требованиям статьи 39 ГПК РФ, суд считает возможным принять отказ от иска в части указанных требований, а производство по делу в указанной части прекратить на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ.
В части требований об обеспечении на территории <адрес> наличие запасов воды для целей пожаротушения суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.Частью 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Из положений ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями, содержащимися в п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст.ст. 6, 63 и 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены, в том числе полномочия по осуществлению подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, по результатам проведённой проверки установлено, что администрацией Новосергевского сельсовета в нарушение требований федерального законодательства не выполняются обязательные требования пожарной безопасности на территории <адрес>.
Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также права граждан на жизнь и здоровье, на безопасные условия жизнедеятельности. Кроме того, невыполнение обязательных требований пожарной безопасности, создает угрозу возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона №-ФЭ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Новосергеевского сельсовета, администрация Новосергеевского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Поскольку администрацией Новосергеевского сельсовета требования предписания в части обеспечения наличия запасов воды для целей пожаротушения на территории <адрес> не выполнены, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> к администрации Новосергеевского сельсовета о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Возложить обязанность на орган местного самоуправления - администрацию Новосергевского сельсовета совершить действия по устранению в полном объеме до ДД.ММ.ГГГГ следующих нарушений требований пожарной безопасности:
- на территории <адрес> обеспечить наличие запасов воды для целей пожаротушения.
Принять от прокурора <адрес> отказ от части требований по исковому заявлению в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новосергеевского сельсовета о возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенные земельные участки) в <адрес> в районе домов №, 17, 22 в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности; обеспечить своевременную очистку пустырей (заброшенные земельные участки) на <адрес> в районе домов №, 15, 17, 26 между ж/д полотном и <адрес>, а также в районе водонапорной скважины в пределах противопожарных расстояний между жилыми домами от горючих отходов, мусора и сухой растительности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Л.А.Самойленко