Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания ФИО5,
с участием истицы ФИО3, представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества.
В судебном заседании истица ФИО3 на заявленных требованиях настаивала, в их обоснование пояснила, что в июле-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации (паводка) на территории <адрес> её дом, расположенный по адресу: <адрес>, был подтоплен. В результате подтопления испорчено принадлежащее ей имущество: дом, в котором проживала она, её супруг ФИО2 и её несовершеннолетняя внучка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>. Из-за подтопления пришёл в негодность урожай. Данное обстоятельство подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ. Тогда же она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате паводка её несовершеннолетней внучки ФИО1 для получения материальной помощи за полностью утраченное имущество. Однако, ДД.ММ.ГГГГ администрация в праве на компенсацию и включении в список пострадавших отказала. При подготовке своего пакета документов на подтопление её муж не включил в список свою несовершеннолетнюю внучку, так как посчитал, что, поскольку она зарегистрирована по другому адресу, то не имеет права быть включенной в список пострадавших. Фактически внучка проживает с ними с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, посещает детский сад. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт её проживания в <адрес>.
В судебном заседании истица ФИО3 пояснила, что когда ее муж писал заявления в августе 2013 года на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, он не включил внучку ФИО1 в список членов семьи, потому что они думали, что их внучка не может быть включена в указанные списки. После того, как решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт постоянного проживания их внучки ФИО1 в <адрес> по адресу <адрес>, ни она, никто другой с заявлениями в администрацию <адрес>, в администрацию Касаткинского сельсовета о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в интересах ФИО1 не обращались, пакет документов не предоставляли, так как они думалаи, что сразу необходимо обращаться в суд. Она и ее муж получили единовременную материальную помощь и финансовую помощь по 100 000 рублей в связи с полной утратой имущества.
Просит признать несовершеннолетнюю ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>. Возложить обязанность на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>. Возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества. В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель ответчика – администрации Касаткинского сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО6 суду пояснила, что исковые требования являются необоснованными, поскольку в материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения (6а) и акт обследования утраченного имущества (7г) от ДД.ММ.ГГГГ. В данных актах не указано, какое именно имущество истца утрачено или повреждено. Факт утраты имущества соответствующей комиссией не установлен и в актах обследования не отражен.
Кроме того, данные акты от ДД.ММ.ГГГГ составлены на ФИО2, совместно проживающие члены семьи – жена ЛаптеваТ.Д., а внучка ФИО1 не указана.
Обращения граждан за оказанием помощи носит заявительный характер, с соблюдением установленных сроков и предоставлением необходимых документов.
Срок для выделения средств помощи, пропущен, поскольку чрезвычайная ситуация в районе введена ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение и.о. главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 295).
ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, в администрацию <адрес> не обращалась.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика – министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В заявлении указал, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта утраты имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В качестве основания исковых требований истцом приложен акт комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны следующие повреждения: «затопило жилое помещение с приусадебным участком. Вода в доме над уровнем пола 1,5 м».
В акте отсутствует информация о нанесении имуществу истца ущерба.
Выплата финансовой помощи за сам факт нахождения воды на земельном участке и жилом помещении не предусмотрена.
С актом истица была ознакомлена. Замечаний к его оформлению у неё не имелось.
Обращаясь с исковым заявлением, истица также не представил доказательства, что документы, подтверждающие право истца на получение финансовой помощи, поступали в министерство и что именно министерством было принято решения об отказе во включении его и членов семьи в списки. Министерство действий по отказу во включении в списки заявителя не принимало.
Учитывая вышеизложенное, то, что права ФИО1 не были нарушены, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований и в полном объеме.
Представитель ответчика – министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В заявлении указал, что свою внучку ФИО1 ФИО2 (супруг истицы) не включал в заявления на выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи. Это подтверждается актом обследования частного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и актом обследования утраченного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в которых состав семьи указан из двух человек: ФИО2 и ФИО3
Таким образом, на момент подачи ФИО2 заявлений в администрацию района не был установлен факт проживания внучки ФИО1 в жилом помещении на момент ЧС.
Данный акт был установлен только в декабре 2013 года. Следовательно, администрация <адрес> не имела правовых оснований включить ФИО1 в списки граждан на выплату единовременной материальной и финансовой помощи вместе с ФИО2 и ФИО3
В министерство социальной защиты населения области не поступали списки на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в которых бы значилась ФИО1, следовательно, и до ГКУ-УСЗН по <адрес> такие списки не доводились, следовательно, оснований для выплаты у ГКУ УСЗН по <адрес> не было права и права истца нарушены не были.
В связи с чем, просит суд в удовлетворении требований ФИО3, действующей в интересах ФИО1 отказать в полном объёме.
Представитель ответчика – ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В заявлении указал, что в связи с тем, что у ГКУ АО УСЗН по <адрес> нет полномочий определять право о признании граждан пострадавшими.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.
Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Из ответа министра пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от крупномасштабного наводнения пострадал населенный пункт <адрес>
Как следует из копии решения Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт проживания с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время несовершеннолетней ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращался с заявлениями на имя главы муниципального образования <адрес>, губернатора <адрес> о выплате ему и членам его семьи единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
При этом, членами семьи ФИО2 указана только жена ФИО3 Другие члены семьи не указаны.
К заявлениям были приложены следующие документы: копия паспорта заявителя, копия паспорта его жены, справка о составе семьи, акт обследования имущества.
Согласно акту обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате ЧС – наводнения, произошедшего в <адрес> № 6а от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, затопило жилое помещение с приусадебным участком. Вода в доме над уровнем пола 1,50 метров.
Согласно акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего в <адрес> № 7г от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> затопило жилое помещение с приусадебным участком. Вода в доме над уровнем пола 1,50 метров.
В данных актах в качестве членов семьи также указана жена ФИО3
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п. 7 Правил).
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>», утвержден Порядок использования указанных бюджетных ассигнований.
Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета»
Пунктом 2 названного Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой, являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 указанного Порядка, в целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления.
Согласно п. 9.2.1 Методических рекомендаций утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-60-12-22., размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади.
Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации.
К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от ДД.ММ.ГГГГ № 36/34. Список товаров, относящихся к имуществу первой необходимости, состоящий из предметов мебели, посуды, бытовой техники, указан в данном пункте.
В соответствии с п.9.2.2 указанных Методических рекомендации на основании проведенного обследования составляются акты обследования имущества граждан (приложение № 7г), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества:
В судебном заседании было установлено, что единовременную материальную помощь, а также финансовую помощь в связи с полной утратой имущества ФИО2 и ФИО3 получили.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В судебном заседании установлено, что с заявлениями о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в интересах несовершеннолетней ФИО1, в администрацию Северного сельсовета либо в администрацию <адрес>, никто не обращался, необходимые документы не предоставлялись.
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФИО3 не представила суду доказательств нарушения ответчиками прав несовершеннолетней ФИО1 в отношении выплаты ей единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>», министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>, министерству социальной защиты населения <адрес> о признании ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить ФИО1 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на министерство социальной защиты населения, ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ