Дело № 2-86/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Атяшево 23 марта 2015 г.
Атяшевский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Иванушкиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Бабуровой О.В.,
с участием заместителя прокурора Атяшевского района Ионкина О.Е., предъявившего удостоверение № №
ответчицы ИП Никитиной М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Атяшевского района Республики Мордовия в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Никитиной М.И. о возложении обязанности по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) в нежилом помещении – магазин «Продукты», расположенный по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия,
установил:
Прокурор Атяшевского района Республики Мордовия обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц о возложении на индивидуального предпринимателя Никитину М.И. обязанности по принятию мер для обеспечения доступности мало мобильных групп населения (инвалидов, людей с временным нарушением здоровья, беременных женщин, людей старших возрастов, людей с детскими колясками) в нежилом помещении магазин «Продукты», расположенный по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия.
В обоснование требований указано, что в марте 2015 года прокуратурой Атяшевского района Республики Мордовия в рамках задания прокуратуры Республики Мордовия проведена проверка законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что ИП Никитина М.И. осуществляет деятельность по продаже продуктов питания в нежилом помещении магазине «Продукты», расположенный по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия, занимаемом на основании свидетельства № от 20.04.2012 года о государственно регистрации права собственности.
Согласно ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а так же для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01 – 89) «Общественные здания и сооружения (СНиП 2.08.02.-89) «Административные и бытовые здания» (СНиП 35-01-2001), «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других мало мобильных групп населения (ВСН 62-91) которая содержит требования к устройству пандусов.
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получения услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: беременные женщины, инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Не жилое помещение, эксплуатируемое ИП Никитиной М.И. не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручни). Таким образом, ИП Никитиной М.И. до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа маломобильных групп населения: несовершеннолетних инвалидов, инвалидов родителей, людей с детскими колясками, людей старшего возраста к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов и маломобильных групп населения на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
На основании изложенного, просит возложить на ИП Никитину М.И. обязанность по устройству наружного пандуса в нежилом помещении расположенном по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия и взыскать с ИП Никитиной М.И. в федеральный бюджет государственную пошлину.
В судебном заседании заместитель прокурора Атяшевского района Ионкин О.Е. заявленные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении и пояснил, что ИП Никитина М.И. не создала условий для беспрепятственного доступа инвалидов в нежилое помещение, расположенное в д.95 по ул. Ленина, с.Тетюши. Таким образом, ИП Никитиной М.И. до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законом возможность доступа мало мобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, что в свою очередь посягает на право маломобильных групп населения на социальную реабилитацию и достижения ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
ИП Никитина М.И. в судебном заседании требования прокурора признала полностью и в ближайшее время обязуются устранить нарушения действующего законодательства и представит в суд фотографию до 1 мая 2015 года.
Выслушав заместителя прокурора Атяшевского района Республики Мордовия О.Е.Ионкина., ИП Никитину М.И., исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что к мало мобильным группам населения относится не только категория социально незащищенных групп населения - инвалидов, но и иных категорий, упомянутых в СНиП 35-01-2001, круг этих лиц можно обозначить как неопределенный.
Здание нежилого помещения, по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия принадлежит Никитиной М.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № от 20.04.2012 года.
01.03.2012 года внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Никитину М.И., что так же подтверждается свидетельством, серии №.
Согласно акта проверки федерального законодательства от 04.03.2015 года по адресу: РМ, Атяшевский район, с.Тетюши, ул.Ленина, д.95, занимаемым на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности ИП Никитиной М.И. В указанном помещении размещен магазин «Продукты», т.е. объект социальной инфраструктуры, вход в которые осуществляется с ул.Ленина. Вход оборудован крыльцом со ступенями, наружный пандус и опорные устройства (поручни) отсутствуют, что препятствует предусмотренной законодательством возможности доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что так же подтверждается приложенной к материалам дела фототаблицей.
Согласно ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
В Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» определены требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.
В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая документация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения ФЗ №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно: строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89) «Общественные здания и сооружения (СНиП 2.08.02.-89) «Административные и бытовые здания» (СНиП 35-01-2001), «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения» (СП 35-105-2002), Ведомственных строительных нормах «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (ВСН 62-91), которые содержат требования к устройству пандусов.
Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001) относит к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что ИП Никитиной М.И. указанные обязанности исполняются ненадлежащим образом.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что эксплуатируемое нежилые помещения, принадлежащее ИП Никитина М.И. не имеют средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандусов, а именно до настоящего времени не обеспечена предусмотренная федеральным законодательством возможность доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым удовлетворить заявление прокурора Атяшевского района РМ, о возложении обязанности на ИП Никитину М.И. по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения в нежилое помещение – магазин «Продукты», расположенный по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия.
В силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобождается. В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу п.3 п. 1. ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ИП Никитиной М.И. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Атяшевского района Республики Мордовия удовлетворить.
Возложить на ИП Никитину М.И. обязанность по принятию мер для обеспечения доступности маломобильных групп населения (инвалидов, людей старшего возраста, людей с детскими колясками) при входе в нежилое помещение – магазин «Продукты», расположенный по адресу: ул.Ленина, д.95, с.Тетюши, Атяшевский район, Республика Мордовия путем проектирования и устройства наружного пандуса в срок до 1 мая 2015 года.
Взыскать с ИП Никитиной М.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Атяшевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Атяшевского районного
суда Республики Мордовия Т.Н. Иванушкина