Решение по делу № 2-1314/2019 ~ М-1307/2019 от 05.09.2019

Дело № 2-1314/2019.

УИД 42RS0001-01-2019-001802-40

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Степанцовой Е.В.,

при секретаре Бунаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

02 декабря 2019 года

гражданское дело по иску Григоренко О.Д., Григоренко С.А, к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в Анжеро-Судженский городской суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что на основании договора купли-продажи являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Жилой дом по <адрес> по заключению Северо-Кавказского филиала ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 30.03.2018 считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт и рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Судженская».

Им стало известно, что жилой дом подлежит сносу по условиям подработки, но в администрации города отказали во включение в списки и предложено решить данный вопрос в судебном порядке. Считают, что отказ во включении в списки граждан подлежащих расселению из домов ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемых шахт, нарушает их жилищные права.

Просили суд обязать ответчика включить истцов в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «Судженской», предоставить социальную выплату на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, в размере средней рыночной стоимости из расчета 42 кв.м. на семью, состоящую из двух человек.

В судебном заседании истец Григоренко О.Д. и представитель истца Телешев А.С., действующий на основании доверенности от 13.11.2019 (л.д. 22), обстоятельства, доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали. Просили исковые требования удовлетворить полностью.

Истец Григоренко С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, согласно заявления просил суд рассматривать иск в его отсутствие, на требованиях настаивает.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, Килина Е.В., действующая на основании доверенности от 07.10.2019, исковые требования не признала, пояснила суду, что на основании заключения ВНИМИ жилое помещение по адресу: ул. <адрес> сносу не подлежит. Заключение ВНИМИ, которое было проведено в частном порядке истцами не оспаривает, поскольку в нем прослеживаются четкие формулировки, о том, что жилой дом пришел в негодное для проживания состояние в результате ведения горных работ, подлежит сносу и не подлежит повторному заселению. Факт проживания истцов в жилом доме не оспаривает.

Представитель третьего лица – Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в письменном заявлении представитель просил суд рассматривать иск в отсутствие представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики РФ предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

Судом установлено, что согласно договора купли-продажи от 16.05.1998 жилой дом по <адрес> принадлежит Григоренко О.Д., Григоренко С.А, (л.д. 5-6).

Согласно сведениям филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженска ГБУ КО «ЦЕНТР ГКО и ТИ» (л.д. 9) жилой дом по <адрес> принадлежит истцам - Григоренко О.Д., Григоренко С.А, на основании договора купли-продажи от 16.05.1998 за , общая площадь жилого дома составляет 76,4 кв.м., жилая – 52,9 кв.м., комнат – 3. Процент износа жилого дома на 2018 – 76 %.

Согласно справке МП ЕРКЦ от 19.07.2018 истцы Григоренко О.Д. и Григоренко С.А. с 25.05.1998 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Из технического паспорта на жилой <адрес> по <адрес> следует, что данный дом 1968 года постройки, общая площадь – 76,4 кв.м., жилая площадь – 52,9 кв.м. (л.д. 7-8)

Согласно ответу Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 04.09.2019 жилой дом <адрес> расположен за пределами горного отвода ликвидированной шахты «Судженская», к сносу по причине подработки не подлежит.

По обращению истца Северо-Кавказским филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» выполнена оценка гидрогеологической ситуации и возможного влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению Северо-Кавказским филиалом ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 30.03.2018 по результатам проведенных исследований установлено, что домовладение, расположенное по <адрес>, деревянное, рубленное, фундамент бетонный ленточный, крыша стропильная, крыта шифером, форма прямоугольная, размеры дома 9,5 * 9,5 * 3,2 м. В штукатурном слое фундамента многочисленные разнонаправленные трещины раскрытием от 2-3 мм, с вывалом штукатурки. Внутри здания на сопряжении стен, и потолка горизонтальные трещины раскрытием до 2-3 мм, в штукатурном слое стен на всю высоту здания вертикальные трещины раскрытием до 2-3 мм. Деревянные доски пола прогнили, местами повреждены с образованием щелей в углах.

В подполе домовладения по <адрес>, грунтовые воды расположены на глубине 0,5 м от поверхности земли. При этом отчетливо отмечались следы максимально высокого стояния воды в паводковые периоды – до 0,1 м от поверхности земли. В соответствии со справочным пособием СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления» норма осушения для селитебных зон городов, к которым относится оцениваемый участок, равна 3 м. Анализ карты гидроизогипс показал, что в пределах всей площади юго-западной части горного отвода, в том числе и на участке расположения домовладения по <адрес>, уровень грунтовых вод залегает на глубинах менее 1,0 м от поверхности. По результатам проведенных исследований установлено, что участок расположения домовладения по <адрес>, считается подтопленным в результате влияния шахтных вод ликвидированной шахты «Судженская» на грунтовый водоносный горизонт. В соответствии с действующими нормативными документами (СНиП 2.06.15-85 [4]), жилой дом по <адрес>, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская». Дом не подлежит повторному заселению. После переселения жителей он должен быть разобран (л.д. 11-20).

Согласно протоколу общего собрания акционеров АООТ «Шахта «Судженская» от 18.11.1997 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2002 АООТ «Шахта Судженская» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ АООТ «Шахта Судженская» 16.02.2004 прекратило деятельность по решению арбитражного суда.

Согласно выписок из ЕГРН следует, что за истцами объектов недвижимости, не зарегистрировано.

Разрешая требования истцов о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ АООТ «Шахты Судженская», и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в размере 42 кв.м. из расчета стоимости 1 кв.м., оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению, поскольку, как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, жилой дом по <адрес>, зарегистрирован за истцами на основании договора купли-продажи от 16.05.1998. Истцы зарегистрированы в жилом доме с 25.05.1998, но поживают фактически с августа 1997 года и по настоящее время, что подтверждается показаниями истца, свидетелей К.С.В. и У.Ю.В. в судебном заседании, не доверять которым у суда оснований не имеется, поскольку показания последовательны и совпадают с материалами дела, и не оспаривается представителем ответчика.

Согласно заключению Северо-Кавказского филиала ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 30.03.2018, выводы которого представитель ответчика не оспаривает, данный жилой дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Судженская». Дом <адрес> является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у истцов не имеется.

Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428.

С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, которые суд оценивает как относимые и допустимые по делу, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов о включении в список граждан, подлежащих переселению из непригодного для дальнейшего проживания жилья, и предоставлении социальной выплаты в размере, определяемом из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья на семью из двух человек в размере 42 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату исполнения решения суда, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 1 59-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░.░,, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ «░░░░░░░░░░»;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 42 ░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1 ░░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.    

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

        

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 09.12.2019.

2-1314/2019 ~ М-1307/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григоренко Сергей Анатольевич
Григоренко Ольга Дмитриевна
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Степанцова Е.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
05.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2019Передача материалов судье
10.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2019Подготовка дела (собеседование)
15.10.2019Подготовка дела (собеседование)
01.11.2019Подготовка дела (собеседование)
01.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2019Судебное заседание
02.12.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2019Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее