Решение по делу № 2-114/2020 ~ М-593/2019 от 24.12.2019

УИД 19RS0005-01-2019-001011-60

дело № 2-114/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Белый Яр                                 23 марта 2020 года

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи                     Белоноговой Н.Г.,

при секретаре                                Стегней Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обратилось в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенного истцом мониторинга было установлено, что у ответчика в собственности имеется скотомогильник (биояма), расположенная в 1,2 км от села Краснополье в юго-восточном направлении. В нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитная зона скотомогильника не установлена. Просит признать бездействие ответчика, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года незаконным, обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны, установить санитарно-защитную зону скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» для чего в срок до 01 октября 2020 года провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

От представителя ответчика главы Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия Султрекова О.Е. поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 2 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими правилами и нормативами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В соответствии с п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона скотомогильников с биологическими камерами должна быть предусмотрена 500 метров.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила установления санитарно-защитных зон) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Согласно ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ) с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

В ранее действующей редакции указанной статьи срок для обращения с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны был установлен до 01 октября 2019 года.

Согласно п. 6, 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2009 года № 493 утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность расположенных в его границах поселений.

В перечне имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность муниципального образования Краснопольский сельсовет, утвержденного вышеуказанным постановлением значится скотомогильник (биометрическая яма), расположенный в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия.

Согласно акту приема-передачи объектов муниципальной собственности муниципального образования Алтайский район от 20 ноября 2009 года скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье, принят главой муниципального образования Краснопольский сельсовет.

В выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования Краснопольский сельсовет от 17 декабря 2018 года значится скотомогильник, расположенный в с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия, площадью 600 кв.м.

Согласно ответу Администрации Краснопольского сельсовета от 20 ноября 2019 года на запрос Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника в Федеральную службу по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Администрация не обращалась.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на находящийся в собственности муниципального образования Краснопольский сельсовет скотомогильник санитарно-защитная зона не установлена, доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая, что установление санитарно-защитной зоны вокруг скотомогильника является обязательными для обеспечения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, отсутствие санитарно-защитной зоны может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично и полагает необходимым обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону скотомогильника в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2021 года.

Требование о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу требований ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, с заявлением об установлении санитарно-защитных зон собственник сооружения обязан обратиться в срок до 01 октября 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия разработать проект санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону скотомогильника, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» для чего в срок до 01 октября 2021 года провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Алтайский районный суд.

Судья

Алтайского районного суда                 Н.Г. Белоногова

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2020 года.

2-114/2020 ~ М-593/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия
Ответчики
Администрация Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия
Суд
Алтайский районный суд Республики Хакасия
Судья
Белоногова Наталья Геннадьевна
Дело на сайте суда
altaysky--hak.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2019Передача материалов судье
27.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Подготовка дела (собеседование)
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020Дело оформлено
24.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее