УИД 19RS0005-01-2019-001011-60
дело № 2-114/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Белый Яр 23 марта 2020 года
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Белоноговой Н.Г.,
при секретаре Стегней Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обратилось в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Свои требования мотивирует тем, что в результате проведенного истцом мониторинга было установлено, что у ответчика в собственности имеется скотомогильник (биояма), расположенная в 1,2 км от села Краснополье в юго-восточном направлении. В нарушение требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитная зона скотомогильника не установлена. Просит признать бездействие ответчика, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года незаконным, обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны, установить санитарно-защитную зону скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» для чего в срок до 01 октября 2020 года провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
В судебное заседание представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
От представителя ответчика главы Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия Султрекова О.Е. поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 2 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими правилами и нормативами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
В соответствии с п. 4.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона скотомогильников с биологическими камерами должна быть предусмотрена 500 метров.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила установления санитарно-защитных зон) на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ) с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
В ранее действующей редакции указанной статьи срок для обращения с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны был установлен до 01 октября 2019 года.
Согласно п. 6, 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 ноября 2009 года № 493 утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность расположенных в его границах поселений.
В перечне имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Алтайский район в собственность муниципального образования Краснопольский сельсовет, утвержденного вышеуказанным постановлением значится скотомогильник (биометрическая яма), расположенный в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия.
Согласно акту приема-передачи объектов муниципальной собственности муниципального образования Алтайский район от 20 ноября 2009 года скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье, принят главой муниципального образования Краснопольский сельсовет.
В выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования Краснопольский сельсовет от 17 декабря 2018 года значится скотомогильник, расположенный в с. Краснополье Алтайского района Республики Хакасия, площадью 600 кв.м.
Согласно ответу Администрации Краснопольского сельсовета от 20 ноября 2019 года на запрос Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника в Федеральную службу по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Администрация не обращалась.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на находящийся в собственности муниципального образования Краснопольский сельсовет скотомогильник санитарно-защитная зона не установлена, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что установление санитарно-защитной зоны вокруг скотомогильника является обязательными для обеспечения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, отсутствие санитарно-защитной зоны может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично и полагает необходимым обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону скотомогильника в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2021 года.
Требование о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу требований ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, с заявлением об установлении санитарно-защитных зон собственник сооружения обязан обратиться в срок до 01 октября 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия разработать проект санитарно-защитной зоны и установить санитарно-защитную зону скотомогильника, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 1,5 км северо-западнее с. Краснополье, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» для чего в срок до 01 октября 2021 года провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта, обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (г. Москва) с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для скотомогильника в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Администрации Краснопольского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, выразившееся в не подготовке проекта санитарно-защитной зоны, не проведении мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для скотомогильника в нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в срок до 01 октября 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Алтайский районный суд.
Судья
Алтайского районного суда Н.Г. Белоногова
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2020 года.