Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-289/2013 ~ М-249/2013 от 18.06.2013

Дело № 2-249/2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2013 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующей судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания Штефен Д.С.,

с участием представителей истца Карпец А.Г.- Корниенко Л.П., действующей на основании доверенности от 20 марта 2013 года № 28 АА 0356829; Лоскутникова С.Я., действующего на основании доверенности от 20 марта 2013 года № 28 АА 0356830;

представителей ответчика администрации рабочего поселка (пгт) Архара Фирсовой А.Б., действующей на основании доверенности от 23 мая 2013 года № 634; Коротченко Л.Д., действующей на основании доверенности от 02 июля 2013 года № 740;

представителя Государственного Казённого Учреждения в Амурской области Управления социальной защиты населения по Архаринскому району- начальника Управления Филипповой Н.В.;

представителя прокуратуры Архаринского района Амурской области старшего помощника прокурора Маркусенко Т.Ю.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпец Анны Григорьевны к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, Министерству социальной защиты населения в Амурской области в лице Государственного Казённого учреждения в Амурской области Управления социальной защиты населения по Архаринскому району о признании незаконным решения администрации рабочего поселка (пгт) Архара по исключению из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на улучшении жилищных условий, предусмотренных Федеральным Законом «О ветеранах», возложении обязанности на Государственное Казённое учреждение в Амурской области Управление социальной защиты населения по Архаринскому району Министерства социальной защиты населения в Амурской области включить в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании незаконным решения администрации рабочего поселка (пгт) Архара по исключению из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на улучшении жилищных условий, предусмотренных Федеральным Законом «О ветеранах», возложении обязанности на Государственное Казённое учреждение в <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес> Министерства социальной защиты населения в <адрес> включить в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Истица в судебное заседание не явилась в силу преклонного возраста, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, что подтверждается уведомлением о получении письма, её интересы согласно доверенностям представляют ФИО12 и ФИО4. Согласно сведениям представителей истицы, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

При таких обстоятельствах, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившейся истицы в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

    В судебном заседании представитель истицы ФИО2 по доверенности ФИО12 на заявленных требованиях настаивал, в их обоснование пояснил, что ФИО2 является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20, 21 Федерального закона «О ветеранах». Наличие этого статуса относится к личным, неимущественным правам гражданина, неразрывно связанным с личностью гражданина и не подлежащим отчуждению либо умалению. Вместе с тем, своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ за глава администрации рабочего поселка (пгт) Архара уведомил ФИО2 об исключении её из очереди на улучшение жилищных условий, на которые она имеет право, в силу вышеуказанного Закона, чем нарушил интересы ФИО2.

Полагает, что решение администрации рабочего поселка (пгт) Архара является незаконным и подлежит отмене по следующим обстоятельствам: как указано в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ , в выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия ответчиком своего решения является то, что истец является членом семьи собственников. В свою очередь, в собственности членов семьи истца находятся жилые помещения, общая площадь которых в совокупности составляет 81,3 кв.м. и, как следствие, совокупная жилая площадь превышает необходимый установленный минимум.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ Амурского филиала» установлено, что ФИО2 не имеет, и не имела ранее в собственности недвижимое имущество или же части такого рода недвижимости. Следовательно, ФИО2 иного жилья не имеет и в силу чего вынуждена проживать совместно с родственниками в жилом помещении по <адрес>, где, в силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», зарегистрирована по постоянному месту жительства. Это доказывает совместное проживание её, как нанимателя, именно в данном жилом помещении. Кроме ФИО2 в данном жилом помещении совместно проживают: дочь ФИО4; зять ФИО3; внучка ФИО7. Отдельный жилой дом по <адрес> единолично принадлежит на праве собственности ФИО3.

Вместе с тем, в ч. 1 ст. 31 и в ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, а также в ч. 4 ст.<адрес> установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень лиц, отнесённых Законом к членам семьи. Где указано, что к членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином супруг, а также дети и родители. Другие родственники могут быть признаны членами семьи только судом и при условии, того, что, они вселены самим гражданином на его жилую территорию. Иного Закон не содержит и не разрешает.

Как следует из материалов дела, совместно с истцом проживает дочь ФИО4. И, следовательно, в силу Закона единственным членом семьи, совместно приживающим с истцом по адресу Школьная, 5, <адрес>, является только дочь истца. Но не все остальные родственники. В свою очередь дочь - ФИО4 является собственником на праве совместной собственности с ФИО3. Таким образом, член семьи истца, совместно с ним проживающий, имеет в собственности половину площади <адрес>, в доме по <адрес>, пгт Архара. Так как общая площадь квартиры фактически составляет 58,3 кв.м., то, следовательно, право на долю у члена семьи истца ФИО4 составляет 50% и равна 29,19 кв.м. Доказательств того, что зять истца ФИО3, вселялся истцом на её площадь и, в силу этого, признан судом членом семьи истца ФИО2, не имеется. Следовательно, в силу норм права, иных членов семьи у истца нет. В материалах дела не имеется доказательств того, что ФИО2 совместно проживает с собственником ФИО3 в принадлежащем ему жилом доме по <адрес>. Следовательно, в силу норм права, совместного хозяйства они не ведут. Также, в материалах дела не имеется доказательств того, что между ФИО2 и собственником ФИО3 имеется или имелся какой-либо договор, определяющий возникновение или наличие, в установленном законодательством порядке, каких-либо жилищных прав и обязанностей, предусмотренных ст. 34 ЖК РФ. Следовательно, в силу норм права, никаких иных прав на жильё истец не имеет. В силу чего у гражданки ФИО2, не в силу условий закона, не в силу условий договора не имеется, и не имелось ранее никаких жилищных прав и обязанностей в отношении имущества никогда ей не принадлежащего, что подтверждается фактическими материалами дела.

В свою очередь, ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, а также в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, установлено то, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммы общей площади всех указанных жилых помещений, но не каких-либо ещё. Данное условие, прямо установленное нормой Закона, расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, из материалов дела следует, что истец не имеет никакого жилого помещения, вынужден проживать у члена своей семьи, создавая и внося определённые неудобства, и, в силу чего, нуждается в жилье. Установленная минимальная учётная норма для данной категории лиц составляет 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека; истец проживает в качестве нанимателя совместно с дочерью, являющейся в силу закона единственным членом её семьи, на территории жилого помещения принадлежащей дочери на праве долевой собственности с иными родственниками. Непосредственная доля собственности дочери составляет 29.19 кв. м. Иного жилого имущества, член семьи истца не имеет; иные родственники, в силу ч. 4 ст. 6 Закона , членами семьи истца не являются и ничего истцу не обязаны.

Исходя из ч. 5 ст. 7 Закона , семья из двух человек подлежит обеспечению по норме жилого помещения в размере общей площади 42 кв.м.

Однако фактически истец и его член семьи ФИО4 имеют на двоих одно жилое помещение в размере доли принадлежащей дочери общей площадью 29,19 кв. м. Иного жилого помещения, ни истец, ни член семьи ФИО4 не имеют и не имели ранее. Размер 29,19 кв. м. не соответствует установленной учётной норме. Сама истец никаким жильём не обеспечена, что и являлось ранее основанием её признания в качестве нуждающейся. Следовательно, действия администрации рабочего поселка (пгт) Архара, заключающиеся в исключении истца из списков лиц, нуждающихся в жилье, является незаконным. Это прямо установлено из заключения прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ .

На сегодняшний момент, сведений об исполнении ответчиком представления прокурора в отношении истца, либо об отмене вынесенного представления о нарушении ответчиком норм действующего законодательства, путем его обжалования в установленном порядке, не имеется. Существенным является также, то обстоятельство, что истец, имея статус вдовы участника Великой Отечественной войны, не может фактически реализовать государственные гарантии, на которые имеет все права, согласно с вышеуказанными статьями Федерального закона «О ветеранах». Ответчик, вместо последовательного доведения государственных гарантий, как этого требует президент Российской Федерации, как это установлено Указом президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной Войны 1941- 1945 годов» и законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории <адрес>», своими ненадлежащими действиями по исполнению полномочий предусмотренных ст. 14 ЖК РФ, по существу дискредитирует принцип законности в доведении мер государственных гарантий по граждан, чьи заслуги перед ФИО1 государством признаны на условиях Федерального закона. Подрывая, тем самым, принципы государственной власти, что конституционно недопустимо.

Так как истец, в силу объективных причин, имеет преклонный возраст, а также то, что истец, ранее состоявшая с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления главы администрации ПГТ Архара , в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из этого списка против собственной воли и необоснованно, а также в виду того, что сам факт нахождения в очереди, по основаниям ст. 21 Закона «О ветеранах» вообще не предусмотрен и не разрешён, как и то, что с ноября 2009 года на момент подачи данного иска срок нахождения в очереди составляет уже более трех лет, что не соответствует его разумной достаточности, на основании подпункта 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ и, в соответствие ч. 7 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), просит суд: признать незаконным решение администрации рабочего поселка (пгт) Архара по исключению ФИО2 из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении; признать за вдовой участника Великой Отечественной Войны ФИО2 право на улучшение жилищных условий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах»; в целях реализации ФИО2 права на предусмотренные меры государственных гарантий обязать уполномоченный орган, в лице Государственного Казённого учреждения в <адрес> Управления социальной защиты населения по <адрес> Министерства социальной защиты населения в <адрес> (распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р), включить ФИО2 в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать ФИО2 свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1391 400 рублей.

Представитель истца по доверенности ФИО4 доводы, изложенные представителем истца ФИО12 полностью поддерживает, в дополнении пояснила, что её мать ФИО2 не имеет ни в собственности, ни в найме жилого помещения, она престарелый человек, нуждается в постороннем уходе, так как ей в сентябре 2013 года будет 90 лет, с 2001 года ФИО2 проживает по её(ФИО16) месту жительства по <адрес>, где и зарегистрирована также с 2001 года. По адресу <адрес> ФИО2 никогда не проживала и не проживает. Данный жилой дом с земельным участком был приобретён не для проживания в нём, а для ведения личного хозяйства – огорода. Когда данный дом приобретался, он был после пожара, своими сила её (ФИО16) семья немного отремонтировала дом, но в нем проживать нельзя, тем более престарелому человеку, каким является её мать. Дом имеет деформации и трещины фундамента и стен, сгнившие полы, плесень на стенах, сгоревшую крышу, частично сгнившие и сгоревшие брёвна. В доме отсутствуют какие-либо инженерные системы. В данном доме никто не проживал и не проживает, что также было установлено Актом обследования данного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, во время обследования дома жилищно-бытовой комиссией, ни кто в дом из комиссии не проходил, осматривали все снаружи. После осмотра дома на руки ни заключения по факту обследования жилого дома, ни Акта обследования данного дома, собственникам дома выдано не было. Дом не имеет никаких удобств. Её мать как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право и нуждается в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, просит суд удовлетворить заявленные ФИО2 требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации рабочего посёлка (пгт) Архара по доверенности ФИО13 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании ст. <адрес> «О жилищной политике в <адрес>», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, менее учетной нормы. В ч.5 ст. <адрес> указано, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Также в части 4 статьи <адрес> указано, что к членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг (супруга), а также дети и родители.

Согласно имеющимся в учетном деле ФИО2 документам: свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него субъекты недвижимого имущества, выданной на имя ФИО4 и ФИО3, заявительница ФИО2 является членом семьи собственников жилых помещений по адресу <адрес>, общая площадь которых составляет 81,3 кв.м, следовательно на каждого члена семьи приходится 20,3 кв.м. Данное обстоятельство не позволяет признать заявительницу ФИО2, нуждающейся в жилом помещении.

Доводы заявителя ФИО2 о том, что она не является членом семьи собственников жилого помещения, а является нанимателем в данном жилом помещении, наличием каких-либо документов не подтверждаются.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливает, что «вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Кроме того, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушке, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ.

На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных ФИО2 требований в части признания незаконным решения администрации рабочего поселка (пгт) Архара об исключении из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении отказать.

Представитель ответчика – администрации рабочего посёлка (пгт) Архара по доверенности ФИО10 заявленные исковые требования не признала, поддержала доводы представителя ответчика администрации рабочего поселка(пгт) Архара ФИО13, в дополнении пояснила, что в 2009 году ФИО2на основании её заявления была поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, но момент принятия решения о постановке ФИО2 на учет, ФИО2 не был полностью представлен в администрацию рабочего поселка (пгт) Архара пакет документов, свидетельствующих о том, что она нуждается в улучшении жилищных условий, а также ФИО2 не предоставлен пакет документов, подтверждающий тот факт, что ФИО2 является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы. В последующем, после того, как документы ФИО2 были направлены в Министерство социальной защиты населения <адрес> для предоставления ей субсидии в качестве вдовы ветерана ВОВ, Министерством было принято решение о возврате пакета документов по данным обстоятельствам и в апреле 2010 года ФИО2 на основании постановления главы рабочего поселка (пгт) Архара была снята с очереди на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь обратилась в администрацию рабочего посёлка (пгт) Архара с заявлением о постановке её на очередь на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии, на котором было принято решение поставить ФИО2 на очередь на улучшение жилищных условий. Постановлением главы администрации рабочего посёлка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ постановлено поставить на очередь на улучшение жилищных условий ФИО2, зарегистрированную по адресу: <адрес>, согласно пп.1 п.1 ст. 3 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищной политике в <адрес>», как вдову участника Великой Отечественной войны. Пакет документом, который предоставила ФИО2, был направлен в Министерство социальной защиты населения <адрес> для предоставления ей субсидии в качестве вдовы ветерана ВОВ, Министерством, документы были возвращены, и устно было рекомендовано исключить ФИО2 из очереди на улучшение жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи ФИО2 приходится площадь выше учётной нормы. Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было решено снять ФИО2 с очереди на улучшение жилищных условий, Постановлением главы посёлка Архара от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исключить из очереди на улучшение жилищных условий ФИО2. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 извещена о том, что снята с очереди на улучшение жилищных условий, поскольку согласно предоставленных документов, является членом собственников жилых помещений ФИО4 и ФИО3 находящихся по адресу: <адрес>, общая площадь которых составляет 81,3 кв.м., следовательно, на каждого члена семьи приходится 20,3 кв.м. Соответственно данное обстоятельство не позволяет признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, ФИО2 и была снята с учета. Считает, решение от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из очереди на улучшение жилищных условий ФИО2 законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против заявленных исковых требований возражает, о чём представил суду письменное заявление, в котором указал, что предоставление мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны по обеспечению их жильем регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории <адрес>» (далее - Закон ).

Согласно статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки членов семей погибших умерших) инвалидов    Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 1 Закона социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 Закона определено, что социальная поддержка по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляется в форме:

предоставления единовременной денежной выплаты на строительство и ли приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

предоставления жилого помещения в собственность.

Выбор формы социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется гражданами самостоятельно путем подачи письменного заявления.

Граждане принимают решение о получении (отказе) единовременной денежной выплаты, или жилого помещения в собственность и имеют право на получение и использование социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем принимается комиссией по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, состав и положение о которой утверждаются постановлением губернатора области.

Министерством социальной защиты населения <адрес> на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формируются сводные списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в статье 1 Закона .

Формирование списков осуществляется в хронологической последовательности, по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

Предоставление гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем производится на основании их заявлений, в порядке очередности по дате постановки на учет в органах местного самоуправления. Очередность предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, поставленным на учет в один день, устанавливается в алфавитном порядке.

Порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Порядок предоставления жилого помещения в собственность граждан утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Нормами Порядка (пункт 4) и Порядка (пункт 3) предусмотрено, что информацию о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, органы местного самоуправления направляют в адрес министерства социальной защиты населения области еженедельно.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты, социальной выплаты министерством разрабатывается проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан – получателей единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с пунктом 17 Порядка на основании решения комиссии о предоставлении жилых помещений в собственность граждан распоряжением губернатора области утверждается список граждан-получателей жилого помещения в собственность.

Как видно из норм Закона , только в случае, если гражданин состоит в сводных списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданин самостоятельно путем подачи письменно заявления производит выбор формы социальной поддержки.

В настоящее время решением жилищной комиссии администрации (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снята с очереди на улучшение жилищных условий. Следовательно, ФИО2, являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в настоящий момент не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, как указано нормами Порядка и Порядка Комиссия министерства принимает решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем, а не ГКУ-УСЗН по <адрес>. Ссылка истца в просительной части искового заявления на распоряжение губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р несостоятельна, так как данным распоряжением губернатора утвержден список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а не полномочия ГКУ-УСЗН по <адрес> по включению в список граждан-получателей единовременной выплаты.

Следует отметить, что ГКУ-УСЗН по <адрес> не имеет полномочий по выдаче свидетельств о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Как было указано выше, на основании решения комиссии о предоставлении единовременной денежной выплаты либо о предоставлении жилых помещений в собственность граждан, распоряжением губернатора области утверждается список граждан - получателей единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения либо список граждан-получателей жилого помещения в собственность.

Истец в исковом заявлении указывает на то, что действия администрации (пгт) Архара, заключающиеся в исключении Истца из списков лиц, нуждающихся в жилье, незаконны и это прямо установлено в заключении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако, данное заключение прокуратуры <адрес> касалось снятия ФИО2 с учета в 2010 году и нарушения установленного законом срока уведомления ФИО2 о решении, принятом по результатам рассмотрения её заявления в 2013 году и не имеет никакого отношения к уведомлению администрации (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета.

Даже по датам видно, что уведомление администрации (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета ФИО2 позже, чем письмо прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Что касается снятия администрацией (пгт) Архара с учета на улучшение жилищных условий ФИО2, министерство поясняет следующее.

Вопросы постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении находятся в компетенции органов местного самоуправления и регулируются жилищным законодательством Российской Федерации (статья 52 Жилищного кодекса РФ).

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищной политике в <адрес>» также определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, министерство социальной защиты населения <адрес> просит суд в удовлетворении требований ФИО2 отказать в полном объеме.

При таких обстоятельствах, судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрение дела в отсутствие неявишегося представителя.

Представитель ответчика – государственного казённого учреждения в <адрес> управления социальной защиты населения по <адрес> – начальник учреждения ФИО14 исковые требования не признала, поддерживает доводы представителя Министерства социальной защиты населения <адрес>, в дополнении пояснила, что решением жилищной комиссии администрации рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снята с очереди на улучшение жилищных условий. Следовательно, ФИО2, являющаяся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в настоящий момент не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, комиссия Министерства социальной защиты населения <адрес> принимает решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем, а не ГКУ-УСЗН по <адрес>. Государственное Казенное Учреждение Управление Социальной защиты населения по <адрес> не имеет полномочий по выдаче свидетельств о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с действующим законодательством, на основании решения комиссии о предоставлении единовременной денежной выплаты либо о предоставлении жилых помещений в собственность граждан, распоряжением губернатора области утверждается список граждан - получателей единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения либо список граждан-получателей жилого помещения в собственность. Кроме этого, вопросы постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении находятся в компетенции органов местного самоуправления и регулируются жилищным законодательством Российской Федерации, а именно ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Поскольку в настоящее время ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ снята с очереди на улучшение жилищных условий и в настоящий момент не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, просит в иске отказать.Представитель прокуратуры <адрес> старший помощник прокурора ФИО11 решение вопроса об удовлетворении заявленных исковых требований, оставляет на усмотрение суда.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, ФИО2 является вдовой участника Великой Отечественной войны, то есть является членом семьи участника Великой Отечественной войны.

Так, согласно свидетельству о заключении брака серии ЕЧ от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО5 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был заключён брак. После регистрации брака жене была присвоена фамилия ФИО15.

В соответствии со справкой отдела военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 действительно проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по май 1942 года, в том числе, по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по май 1942 года.

Согласно свидетельству о смерти серии I-ОТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из удостоверения серии В-I , выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Из вкладыша к данному удостоверению следует, что ФИО2 имеет право на льготы вдовы умершего участника ВОВ, согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Как следует из копии паспорта истицы, данных домовой книги, ФИО2 значится зарегистрированной по месту жительства <адрес>.

Согласно справке о составе семьи, данных домовой книги, совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают: дочь ФИО4, зять ФИО3, внучка ФИО7 (справка администрации рабочего посёлка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ).

Данное жилое помещение, согласно свидетельствам о регистрации права, сведениям, предоставленным государственным регистратором управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принадлежит на праве общей совместной собственности дочери истицы ФИО4 и зятю истицы ФИО3. <адрес> квартиры составляет 58,3 квадратных метра.

Кроме того, согласно сведениям, предоставленным государственным регистратором управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на праве общей совместной собственности дочери истицы ФИО4 и зятю истицы ФИО3 принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 23 квадратных метра.

В связи с чем, суд находит необоснованными доводы представителя истца в той части, что отдельный жилой дом по <адрес> единолично принадлежит на праве собственности ФИО3.

В соответствии со сведениями, предоставленными государственным регистратором управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , информация о правах ФИО2 на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

В соответствии со справкой Архаринского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии зарегистрированных прав, возникших до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на ФИО2 отсутствуют. За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время техническая инвентаризация и постановка на учёт объектов недвижимого имущества, принадлежащих ФИО2, не проводилась.

Следовательно, ФИО2 не является и ранее не являлась собственником жилого помещения.

Доказательств того, что ФИО2 когда-либо предоставлялось жилое помещение по договору социального найма, в деле не имеется.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии социальной защиты для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки в том числе, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

На территории <адрес> в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» право на социальную поддержку ветеранов, проживающих на территории области, по обеспечению жильём, устанавливает <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

В силу пп. «д» п.1 ст. 1 данного Закона, социальная поддержка по обеспечению жильём оказывается, в том числе, членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Согласно Порядку предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утверждённому постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, проживающие на территории <адрес>, вставшие на учёт в органах местного самоуправления по месту жительства и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение единовременной денежной выплаты.

Вопросы постановки граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении находятся в компетенции органов местного самоуправления и регулируются жилищным законодательством Российской Федерации (ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищной политике в <адрес>» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования рабочего посёлка (пгт) <адрес> закреплены в Уставе Архаринского муниципального образования <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Устава Архаринского муниципального образования <адрес>, администрация поселка Архара является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования поселка Архара.

В соответствии с ч.1 ст.44 Архаринского муниципального образования <адрес>, к полномочиям администрации поселка Архара, в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, законодательством <адрес>, относятся полномочия по решению вопросов местного значения.

Согласно п.10 ч.1 данной статьи, администрация посёлка Архара ведёт учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию рабочего посёлка (пгт) Архара с заявлением о постановке её на очередь на улучшение жилищных условий.

Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий.

Постановлением главы посёлка Архара от ДД.ММ.ГГГГ постановлено поставить на очередь на улучшение жилищных условий ФИО2, зарегистрированную по адресу: <адрес>, согласно пп.1 п.1 ст. 3 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищной политике в <адрес>», вдова участника Великой Отечественной войны.

Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была снята с очереди на улучшение жилищных условий, поскольку на каждого члена семьи приходится площадь выше учётной нормы.

Постановлением главы посёлка Архара от ДД.ММ.ГГГГ постановлено исключить из очереди на улучшение жилищных условий ФИО2.

Письмом за от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 извещена о том, что снята с очереди на улучшение жилищных условий, поскольку согласно предоставленных документов, является членом собственников жилых помещений ФИО4 и ФИО3 по адресу: <адрес>, общая площадь которых составляет 81,3 кв.м., следовательно, на каждого члена семьи приходится 20,3 кв.м. Соответственно данное обстоятельство не позволяет признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Не согласившись с решением администрации рабочего посёлка (пгт) Архара об исключении её из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, ФИО2 просит признать его незаконным, признать за ней право на улучшение жилищных условий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», а также включить в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Реализация права на улучшение жилищных условий вдов ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Статьей 51 Жилищного Кодекса РФ закреплены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, ч.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищной политике в <адрес>», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.2 данных статей, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.69 Жилищного Кодекса РФ, ч.4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищной политике в <адрес>», к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъясняет, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Кроме того, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В судебном заседании установлено, что истица, её дочь ФИО4, зять ФИО3 и внучка ФИО7 проживают в <адрес> одной семьёй на протяжении более 10 лет, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет.

Кроме того, как пояснила в ходе судебного разбирательства ФИО4, ФИО2 является престарелым человеком, который нуждается в постороннем уходе.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 является членом семьи собственников жилого помещения, в котором она зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает с 2001 года.

Доводы представителя истца в той части, что единственным членом семьи ФИО2, совместно проживающим по адресу Школьная, 5, <адрес>, является только дочь истца, но не все остальные родственники, суд находит необоснованными.

Также суд находит необоснованной ссылку представителя истца на то факт, что незаконность действий администрации рабочего поселка (пгт) Архара, заключающихся в исключении ФИО2 из списков лиц, нуждающихся в жилье, прямо установлена в заключении прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку данное заключение прокуратуры <адрес> касалось снятия ФИО2 с учета в 2010 году, а также нарушения установленного законом срока уведомления ФИО2 о решении, принятом по результатам рассмотрения её заявления в 2013 году и не имеет отношения к уведомлению администрации рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО2 с учета.

Также суд находит необоснованными доводы представителя истицы о том, что истица ФИО2 состояла в очереди на улучшение жилищных условий при администрации рабочего поселка(пгт) Архара более трех лет.

Как следует из материалов дела – надзорного производства , Постановлением администрации Архаринскогого муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 была поставлена на учет на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом « О ветеранах».

В соответствии с Постановлением администрации рабочего поселка (пгт) Архара от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 была снята с очереди на улучшение жилищных условий по причине утери оснований для улучшения жилищных условий.

Данное постановление ФИО2 не обжаловалось.

ФИО2 на протяжении двух лет и восьми месяцев не состояла на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, и была вновь поставлена на учет на основании Постановления администрации рабочего поселка (пгт) Архара ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ .

Часть 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О жилищной политике в <адрес>» предусматривает, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из материалов дела, семья истицы ФИО2, состоящая из четырёх человек (истица, дочь, зять, внучка), проживает в трёхкомнатной квартире общей площадью 58,3 квадратных метра. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по 14,6 квадратных метров, что ниже учётной нормы.

Доводы представителей ответчика – администрации рабочего посёлка (пгт) Архара о том, что ФИО2 является членом собственников жилых помещений ФИО4 и ФИО3 по адресу: <адрес>, общая площадь которых составляет 81,3 кв.м., следовательно, на каждого члена семьи приходится 20,3 кв.м, соответственно данное обстоятельство не позволяет признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд находит необоснованными по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 10, 12, 16 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ : - основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; - жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно-и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных; - жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды.

Как следует из акта обследования помещения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, год постройки дома – 1959, фундамент бутовый ленточный с заметным выпучиваем, перегородки дощатые окрашенные, окна двойные деревянные, полы деформированы, печь кирпичная оштукатурена, имеются трещины, имеется перекос дверных коробок. Процент износа жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ составляет 49 %.

Обследование конструкций произведено членами комиссии визуально.

Обеспечение дома инженерными системами в акте не отражено.

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, основанной на данном акте обследования, а также данных технического паспорта, данный жилой дом используется не по назначению, пригоден для проживания.

Суд не может согласиться с данным заключением, поскольку из акта обследования помещения следует, что дом по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно, технического описания жилого дома и его основных частей и определение износа, следует, что фундамент бутовый ленточный с выпучиванием, заметно искривлён, наружные и внутренние капитальные стены бревенчатые частично поражены гнилью, огнём, перегородки дощатые окрашенные выпучивание в вертикальной плоскости, чердачное перекрытие деревянное отепленное, с глубокими трещинами в местах соприкасания, крыша полностью поражена огнём, полы дощатые окрашенные с повреждением отдельных досок, окна глухие, деревянные, окрашенные, с рассохшимися переплётами, перекос дверных коробок, внутренняя отдела – штукатурка, известковая окраска с массовыми отпадениями слоя, печь кирпичная оштукатуренная с глубокими трещинами, сдвиг кирпичей, электропроводка открытая система неисправная. Процент износа составляет 55 %.

Из показаний представителя истицы ФИО4 следует, что данный жилой дом с земельным участком был приобретён не для проживания в нём, а для ведения личного хозяйства – огорода, поскольку перенёс пожар, имеет деформации и трещины фундамента и стен, сгнившие полы, плесень на стенах, сгоревшую крышу, частично сгнившие и сгоревшие брёвна. В доме отсутствуют какие-либо инженерные системы. В данном доме никто не проживал и проживает, в том числе и ФИО2.

Таким образом, судом установлено, что в данном доме никто не проживает и не зарегистрирован по месту жительства. Истица и члены её семьи зарегистрированы и фактически проживают с 2001 года по настоящее время по адресу: <адрес>.

В силу чего, по мнению суда, данный дом является непригодным для проживания и не подлежащим включению в общую площадь жилых помещений, принадлежащих семье истице.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 о признании незаконным решения администрации рабочего поселка (пгт) Архара по исключении ФИО2 из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также о признании за ней права на улучшение жилищных условий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» подлежат удовлетворению.

Требования ФИО2 о возложении на уполномоченный орган, в лице Государственного Казённого учреждения в <адрес> – управления социальной защиты населения по <адрес> министерства социальной защиты населения в <адрес> обязанности включить её в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 391 400 рублей суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Государственное казённое учреждение в <адрес> – управление социальной защиты населения по <адрес> не имеет полномочий по выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

<адрес> предусмотрен определённый порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильём членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 Закона определено, что социальная поддержка по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляется в форме:

предоставления единовременной денежной выплаты на строительство и ли приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

предоставления жилого помещения в собственность.

Выбор формы социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется гражданами самостоятельно путем подачи письменного заявления.

Граждане принимают решение о получении (отказе) единовременной денежной выплаты, или жилого помещения в собственность и имеют право на получение и использование социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем принимается комиссией по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, состав и положение о которой утверждаются постановлением губернатора области.

Министерством социальной защиты населения <адрес> на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формируются сводные списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в статье 1 Закона .

Формирование списков осуществляется в хронологической последовательности, по дате постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.

Предоставление гражданам социальной поддержки по обеспечению жильем производится на основании их заявлений, в порядке очередности по дате постановки на учет в органах местного самоуправления. Очередность предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем гражданам, поставленным на учет в один день, устанавливается в алфавитном порядке.

Порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок ).

Порядок предоставления жилого помещения в собственность граждан утвержден постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Нормами Порядка (пункт 4) и Порядка (пункт 3) предусмотрено, что информацию о признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, органы местного самоуправления направляют в адрес министерства социальной защиты населения области еженедельно.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении единовременной денежной выплаты, социальной выплаты министерством разрабатывается проект распоряжения губернатора области об утверждении списка граждан – получателей единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с пунктом 17 Порядка на основании решения комиссии о предоставлении жилых помещений в собственность граждан распоряжением губернатора области утверждается список граждан-получателей жилого помещения в собственность.

Кроме того, как указано нормами Порядка и Порядка Комиссия министерства принимает решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем, а не Государственное Казенное Учреждение –Управление социальной защиты населения по <адрес>.

Ссылку представителя истца на распоряжение губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р о том, что к полномочиям Государственного Казенного Учреждения -Управлению социальной защиты населения по <адрес> отнесены полномочия по включению в список граждан-получателей единовременной выплаты, суд также находит необоснованной, так как данным распоряжением губернатора утвержден список граждан-получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а не полномочия Государственного Казенного Учреждения –Управления социальной защиты населения по <адрес> по включению в список граждан-получателей единовременной выплаты.

На основании изложенного, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ФИО2 к администрации рабочего поселка (пгт) Архара, Министерству социальной защиты населения в <адрес> в лице Государственного Казённого Учреждения в <адрес> управления социальной защиты населения по <адрес> о признании незаконным решения администрации рабочего поселка (пгт) Архара по исключению из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании права на улучшении жилищных условий, предусмотренных Федеральным Законом «О ветеранах», возложении обязанности на Государственное Казённое Учреждение в <адрес> управление социальной защиты населения по <адрес> Министерства социальной защиты населения в <адрес> включить в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдать свидетельство о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации рабочего посёлка (пгт) Архара по исключению ФИО2 из очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Признать за вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2 право на улучшение жилищных условий, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах».

Отказать ФИО2 в заявленных требованиях о включении её в список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 391 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение одного месяца через Архаринский районный суд, в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий:    подпись         Т.Н. Лобань

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна судья:                         Т.Н. Лобань

2-289/2013 ~ М-249/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпец Анна Григорьевна
Ответчики
Администрация пгт Архара
Другие
Министнрство социальной защиты населения.
прокуратура
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Судья
Лобань Т.Н.
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
18.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2013Передача материалов судье
25.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2013Судебное заседание
08.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее