Дело №12-4/2019
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2019 года г. Алушта |
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Ващенко С.С., при секретаре Киреевой Ю.С.,
с участием заявителя – Шумаковой Т.С.,
представителя заявителя – Сахаровой С.В.,
заведующего отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйсмтва и регулирования пользования биоресурсами – страшего государственного инспектора Республики Крым – Спицина Д.А.
представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя директора ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» - заведующего территориальным отделом – лесничеством – главного лесничего – заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Крым – Мирошниченко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шумаковой Т.С. на постановление заведующего отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора Управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресерсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Спицына Д.А. от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении о привлечении Шумаковой Т.С. к административной ответственности по ст.7.9 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заведующего отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора Управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресерсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Спицына Д.А. от 18 сентября 2018 года Шумакову Т.С. признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, и подвергнут к административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением Шумакова Т.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что лесной билет был выдан в 1988 году, а заявитель 1986 года рождения Отмечает, что факт вхождения в члены кооператива, не является подтверждением факта самовольного использования заявителем лесного участка площадью 0,0021 га, не является подтверждением наличия в собственности/пользовании гаража №19 с географическими координатами.Также председателем ГСК выдан заявителю технический паспорт на гараж, в котором не указана нумерация гаража. Кроме того, указывает на тот факт, что заявитель принята в члены кооператива №1 «Октябрьский», однако согласно сведений из ЕГРЮЛ ГСК-1 «Октярьский» не имеет зарегистрирвоанного филиала. Кроме того, в предоставленных дополнительных письменных пояснениях, заявитель указывает на то, что указанный металлический гараж №19 числится за ФИО7 (л.д.35, 57-58,59). При таких обстоятельствах, не доказан сам факт самовольного занятия земельного участка Шумаковой Т.В., находящимся якобы на землях лесного фонда.
В судебном заседании заявитель и представитель заявителя – Шумакова Т.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителя директора ГКУ РК «Юго-восточное объединенное лесничество» - заведующий территориальным отделом – лесничеством – главный лесничий – заместитель старшего государственного лесного инспектора Республики Крым – Мирошниченко Н.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Заведующеий отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйсмтва и регулирования пользования биоресурсами – старшего государственного инспектора Республики Крым – Спицин Д.А. возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что вина Шумаковой Т.С. доказана, о чем в материалах административного дела имеется выписка из протокола №1 заседания ГСК №1 «Октябрьский» от 01.06.2018 г., что свидетельствует о принятии в члены ГСК №1.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнение сторон, свидетелей, изучив материалы дела, обозрев материалы административного дела, документы, приобщенные в судебном заседании, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст.71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст.69 Лесного кодекса РФ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст.101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, из системного толкования норм права, регламентирующих данный вопрос, следует, что надлежащим разрешением для использования лесного участка является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений, прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.д. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
Как следует из материалов дела, сотрудниками ГКУ РК «Юго-восточное объединённое лесничество» в ходе патрулирования в выделе 1 квартала 68 Алуштинского участкового лесничества Алуштинского лесничества выявлено самовольное использование гр.Шумаковой Т.С. лесного участка, площадью 0,0021 га, на котором размещен металлический гараж №19. Имеется лесной билет №15 на побочное пользование в лесах, выданный Алуштинским лесхоззагом Крымское областное управление лесного хозяйства 16.05.1988 г., на пользование земельным участком под установку гаражей в Алуштинском обходе №9 кв.68 выд.1, 0,3 га, сроком пользования с 16.05.1988 по 31.12.1998 г.
Согласно выписки из Протокола №1 заседания правления гаражно-строительного кооператива №1 «Октябрьский» от 01 июня 2018 года, гражданска Шумакова Т.С., на основании заявления от 15 января 2018 года, принята в члены филиала «Отдельно стоящие гаражи» ГСК-1 «Октябрський», гараж который находится за пределами основной территории кооператива, в районе <адрес>.
По результатам проведения составлен акт обследования территории на предмет соблюдения лесного законодательства, с прилагающийся к нему фототаблицей от 14.08.2018 г., в отношении Шумаковой Т.С. составлен протокол об административном правонарушении за нарушения требований ст.9,24, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, №200 ФЗ «Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования, которые образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. На основании ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом обследования территории на предмет соблюдения лесного законодательства №ЮВЛ2018/00212 от 14.08.2018 года, планом-схемой от 14.08.2018 г., фототаблицей к акту обследования от 14.08.2018 г., протоколом об административном правонарушении №ЮВЛ2018/00212 от 24.08.2018 г., выпиской из протокола №1 заседания правления ГСК №1 «Октябрьский» от 01.06.2018 г., постановлением о назначении административного наказания от 18.08.2018 г., другими материалами дела.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, составляют действия по самовольному занятию лесного участка, то есть действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, без оформления разрешительных документов.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответсвии с ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ определяет, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного Кодекса, подлежит возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В соответствии ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом были нарушены требования ч.1 ст. 24.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом.
Оценка имеющихся в деле доказательств не была произведена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, что свидетельствуют о том, что должностным лицом в нарушение требований ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ не проверено наличие события и состава административного правонарушения.
Постановление должностного лица не содержит доказательств, объективно подтверждающих вину Шумаковой Т.С. в совершении указанного административного правонарушения и вынесено без проверки и исследования материалов дела.
Из имеющихся материалов дела, не представляется возможным сделать вывод о доказанности вины Шумаковой Т.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ, поскольку в материалах дела имеются неустранимые противоречия и процессуальные нарушения, допущенные при рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом.
Из протокола №ЮВЛ2018/00212 об административном правонарушении от 24.08.2018 г. следует, что гр.Шумакова Т.С. использует участок лесного фонда площадью 0,0021 га, на котором размещен металлический гараж №19. При этом, указывается наличие лесного билета №15 на побочное пользование в лесах, выданного Алуштинским лесхоззагом Крымским областным управлением лесного хозяйства 16.05.1988г. на пользование земельным участком под установку гаражей, не представилось возможным установить, в чем заключалось самовольное использование спорного лесного участка. Таким образом, в нарушение ст.29.10 КоАП РФ из постановления не ясно, в чем выражено самовольное занятие лесного участка заявителем.
Кроме того, в предоставленных материалах умысла на самовольное занятие участка у Шумаковой Т.С. не установлено при том, что это является обязательным признаком состава данного правонарушения, пердусмотренного ст.7.9. КоАП РФ, т.е. входят в предмет доказывания по этому делу.
Судом не добыты и органом дополнительно не представлены доказательства вины Шумаковой Т.С. в судебное заседание при рассмотрении жалобы.
При таких обстоятельствах, в виновности Шумаковой Т.С. имеются неустранимые сомнения.
Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях "судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, в соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ.
При таких данных, суд считает, что должностным лицом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Изложенные выше нарушения требований КоАП РФ являются существенными и не позволяют считать вынесенное решение законным, влекут за собой его отмену и направление материала на новое рассмотрение, поскольку к тому же лишают возможность проверить обоснованность принятого решения и доводы заявителя при рассмотрении настоящей жалобы, в том числе и и о применении срока административной отвественности. Согласно п.4 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье либо должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
При новом рассмотрении органу необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая вышеизложенное, и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, ст. 30.6 -30.9 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях, -
РЕШИЛ:
Постановление заведующего отделом государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, старшего государственного инспектора Республики Крым, Спицина Д.А. от 28 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, дело возвратить в отдел государственного лесного контроля и пожарного надзора управления охраны, защиты леса и государственного лесного контроля Департамента лесного, охотничьего хозяйства и регулирования пользования биоресурсами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на новое рассмотрение
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, в соответствии со ст.30.9 КоАП РФ.
Судья Алуштинскогогородского суда С.С.Ващенко |