СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 22 (СЕВЕРО-КУРИЛЬСКИЙ РАЙОН) САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Парковая, 5, г. Северо-Курильск, Сахалинская область, Россия, 694550
тел./факс(42453) 2-14-85, http://22.sah.msudrf.ru, e-mail: su22s-k@mail.ru
Дело 5 - 47/2020
Дата поступления материала: 16 апреля 2020 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
08 мая 2020 года город Северо-Курильск
Сахалинской области
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2020 года.
Мировой судья судебного участка № 22 Северо-Курильского района Сахалинской области Галаха Е.В. с участием:
заместителя прокурора Северо-Курильского района Шатеева Е.И.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Серебрякова А.А.,
потерпевшего Ч.
при секретаре Приведенюк Л.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по факту совершения должностным лицом -
мэром Северо-Курильского городского округа Серебряковым Александром Александровичем, /данные исключены/,
административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
13 апреля 2020 года постановлением прокурора Северо-Курильского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении мэра Северо-Курильского городского округа Серебрякова А.А. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела Серебрякову А.А. вменяется совершение административного правонарушения 11 февраля 2020 года, то есть срок давности для привлечения его к административной ответственности истекает 10 мая 2020 года. Учитывая данное обстоятельство на основании пункта 4 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08 апреля 2020 года (с изм. от 29.04.2020) мировой судья считает возможным рассмотреть данное дело с участием явившихся лиц.
Серебряков А.А. в судебном заседании с правонарушением не согласился, пояснив, что ответ на обращение Ч. он не давал, так как был не вправе рассматривать его в виду конфликта интересов. В связи с чем рассмотрение обращения поручил вице-мэру, курирующему работу МП «ТЭС», О. Поскольку О. ответ на обращение Ч. не дал, то он перенаправил Ч. ответ МП «ТЭС», данный в процессе рассмотрения обращения.
Заслушав объяснения Серебрякова А.А., потерпевшего Ч., заключение заместителя прокурора Шатеева Е.И., исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи 4 жалобой признается такое обращение гражданина, которое содержит просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
В пунктах 1, 4, 5 части 1 статьи 10 названного Закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 апреля 2020 года, в ходе проведения прокуратурой Северо-Курильского района проверки исполнения администрацией Северо-Курильского городского округа, зарегистрированной в г. Северо-Курильске по ул. Сахалинская, 34 «а», требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, было выявлено нарушение мэром Северо-Курильского городского округа положений частей 1, 2, 4 статьи 1, частей 1, 2 статьи 2, статьи 3, статьи 4, статьи 10, статьи 12 Закона № 59-ФЗ, а именно:
10 января 2020 года (вх. № 06 от 10.01.2020) Ч. в администрацию Северо-Курильского городского округа было подано заявление о частых нарушениях прав потребителей в городской муниципальной бане, в котором он просил: предоставить документы, на основании которых утвержден экономически обоснованный тариф на услуги бани, действующий на момент подачи заявления; принять меры по возможной компенсации посетителям ограничений услуг бассейна, допущенных в период 14, 15, 21, 22 декабря 2019 года. Срок рассмотрения обращения Ч. от 10 января 2020 года (вх. № 06 от 10.01.2020) истекал 10 февраля 2020 года. Однако мэром Северо-Курильского городского округа Серебряковым А.А. ответ на указанное заявление Ч. дан лишь 11 марта 2020 года (исх. № 336 от 11.03.2020). При этом данный ответ администрации городского округа содержал лишь сведения о направлении в адрес Ч. ответа (письма) МП «ТЭС» от 16.01.2020 № 46, полученного администрацией городского округа в рамках проверки указанного обращения. Таким образом, Ч. не был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов о предоставлении документов, на основании которых утвержден экономически обоснованный тариф на услуги бани, а также о принятии мер по возможной компенсации посетителям ограничений услуг бассейна, допущенных в период 14, 15, 21, 22 декабря 2019 года.
Действия мэра Северо-Курильского городского округа Серебрякова А.А. квалифицированы прокурором Северо-Курильского района по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
В силу статьи 36 Устава Северо-Курильского городского округа глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, называется мэром и возглавляет администрацию городского округа.
То есть по смыслу статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мэр Северо-Курильского городского округа является должностным лицом, к которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей может быть применена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 28.03.2018 № 5/12-6 на должность главы муниципального образования - мэра Северо-Курильского городского округа избран Серебряков А.А.
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 37 Устава Северо-Курильского городского округа мэр рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения.
Как следует из материалов дела 10 января 2020 года Ч. подал на имя мэра Северо-Курильского городского округа Серебрякова А.А. обращение, в котором сообщал о нарушениях прав потребителей в городской муниципальной бане, собственником которой является администрация СК ГО. Указанное обращение было зарегистрировано администрацией Северо-Курильского городского округа 10 января 2020 года за вх. № 6.
В нарушение части 1 статьи 12 Закона 59-ФЗ данное обращение Ч. в установленный срок 30-дневный срок, а именно в срок до 10 февраля 2020 года включительно, мэром Северо-Курильского городского округа Серебряков А.А. не было рассмотрено.
Фактические обстоятельства подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 апреля 2020 года; выпиской из устава Северо-Курильского городского округа; жалобами Ч. от 19.02.2020, 16.03.2020 № 3ж-2019; ответом администрации СК ГО от 11.03.2020 № 336; заявлением Ч. от 10.01.2020 № 6; выпиской из ЕГРЮЛи иными доказательствами по делу.
Доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.
Доводы Серебрякова А.А. о том, что он был не вправе рассматривать данное обращение в связи с конфликтом интересов, не могут являться в рассматриваемом случае в качестве основания освобождения его от административной ответственности за допущенное нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан.
Действительно, пунктами 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако Серебряков А.А. самоустранился от рассмотрения обращения Ч., не обеспечив его рассмотрения должностными лицами администрации Северо-Курильского городского округа и не уведомив Ч. в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 Закона 59-ФЗ о передаче его обращения на рассмотрение иному должностному лицу в соответствии с его компетенцией (заместителю мэра О.) в связи с самоотводом.
Резолюция, сделанная Серебряковым А.А. на обращении Ч. «О.», не свидетельствует, что данному должностному лицу непосредственно было поручено дать письменный ответ на поступившее обращение.
Учитывая, что мэр Северо-Курильского городского округа, как лицо возглавляющее администрацию городского округа, несет ответственность за деятельность возглавляемого им органа местного самоуправления и в силу своей руководящей должности обязан организовать работу таким образом, чтобы не допускать нарушений законодательства, мировой судья приходит к выводу, что представленные по делу доказательства являются достаточными и допустимыми для установления вины Серебрякова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом мировой судья исключает из объема обвинения дачу Серебряковым А.А. 11 марта 2020 года ответа на заявление Ч., не содержащего в себе ответов по существу поставленных в обращении вопросов, поскольку состав выявленного административного правонарушения образует бездействие по рассмотрению обращения гражданина в установленный срок. Предоставление ответа после установленного срока в зависимости его от содержания может быть оценено при назначении наказания, как добровольное прекращение противоправного поведения.
Оценив все доказательства в совокупности, мировой судья приходит к выводу, что вина мэра Северо-Курильского городского округа Серебрякова А.А. подтверждается, и квалифицирует его действия по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами органов местного самоуправления за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.
Каких-либо процессуальных нарушений при возбуждении прокурором дела об административном правонарушении в отношении Серебрякова А.А. в соответствии со статьями 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья не находит.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Серебрякова А.А. от административной ответственности по настоящему делу не установлены.
При определении наказания Серебрякову А.А. мировой судья учитывает что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, мировой судья признает: совершение административного правонарушения в области прав граждан впервые.
Учитывая характер совершенного Серебряковым А.А. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, мировой судья считает возможным назначить ему административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 25.1, 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
п о с т а н о в и л а :
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5.59 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 /░░░░ ░░░░░/ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░/░ 04612000140) ░░░ 6501146065, ░░░ 650101001, ░░░░░ 64743000, ░░░░ № 40101810900000010000 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░░ 046401001, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 04711601053010059140, ░░░ 0355304500000000000058081.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░, ░. 43░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 60-░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 22 ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░