Дело № 2-1119/2014 года
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2014 с применением средств оргтехники
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 декабря 2014 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Смердовой С.Г. при секретаре Болгасовой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой Т.С. к Администрации Артемовского городского округа об обязании Администрации Артемовского района Свердловской области предоставить ей и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1 вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в черте Артемовского района Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 36 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Петухова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Артемовского городского округа об обязании Администрации Артемовского района Свердловской области предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Артемовского, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 46,9 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта города Артемовского, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: ФИО1, ФИО2
В обоснование исковых требований указала, что на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. В жилом помещении проживает кроме истца: ФИО2 - отец, ФИО1 - сын. Ответчик, Администрация Артемовского городского округа, является наймодателем жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией АГО.
Постановлением Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» семья истца была включена в сводный список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания.
На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истца и членов ее семьи из непригодного для проживания жилого помещения.
Истцу было отказано в прописке сына, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, по месту ее регистрации. В связи с этим истец обратилась в администрацию АГО с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ее семье жилого помещения вне очереди согласно ст. 57 ЖК РФ.
Администрацией был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что муниципальное жилое помещение, необходимое для обеспечения семьи истца, отвечающее требованиям по общей площади (согласно норме предоставления), свободное от прав третьих лиц, отсутствует. До приобретения жилого помещения в собственность АГО и оформления права муниципальной собственности АГО на приобретённое жилое помещение обеспечить семью истца не предоставляется возможным.
Просит обязать администрацию Артемовского городского округа предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Артемовского, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 46,9 кв.м, и находящемуся в черте населенного пункта города Артемовского, включив в договор социального найма в качестве членов семьи: ФИО1, ФИО2 (л.д. 2-3).
В процессе рассмотрения дела исковые требования были изменены, истец просит обязать Администрацию Артемовского городского округа предоставить Петуховой Т.С. и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в черте Артемовского района Свердловской области, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 36 кв. м, исходя из 18 кв. м на каждого члена семьи согласно постановлению главы МО «Артемовский район» от 17.10.2005 № 1146 (л.д. 71).
В судебном заседании истец Петухова Т.С. исковое требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Дополнительно в ходе судебного разбирательства истец суду пояснила, что в помещении, расположенном по адресу: <адрес> фактически никто не проживает, там рушится потолок, нет окон. Она фактически проживает по другому адресу, где снимает жилое помещение с сыном, т.к. проживать по месту прописки невозможно.
Представитель ответчика Кузьминых А.В., действующая на основании доверенности (л.д. 29), с исковыми требованиями не согласилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Петухова Т.С. включена в состав семьи ФИО2, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Артемовского городского округа.
ФИО2, зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес> (с составом семьи 2 человека), принят на учет нуждающихся в жилых помещениях постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях».
Жилое помещение - квартира №, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, распоряжением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № признано непригодным для проживания.
Исходя из даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях - с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (с составом семьи 2 человека, в том числе Петухова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь) включен:
- в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по г. Артемовскому, очередность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №);
- в сводный список малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Артемовскому городскому округу, очередность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №);
-в сводный список малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, по Артемовскому городскому округу, очередность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ №).
Списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по Артемовскому городскому округу утверждаются ежегодно постановлением Администрации Артемовского городского округа по состоянию на 01 апреля текущего года.
Списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2014 год утверждены постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению ФИО2 постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» внесены изменения в состав семьи очередника, в состав семьи дополнительно включен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - внук.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Таким образом, для принятия решения о предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда необходимо наличие в совокупности трех обстоятельств:
- граждане должны быть малоимущими;
- граждане должны нуждаться в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем органе местного самоуправления.
Постановлением Главы муниципального образования «Артемовский район» от 17.10.2005 № 1146, действующим в настоящее время на территории Артемовского городского округа, установлена норма предоставления жилого помещения - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи из двух и более человек, а также на одиноко проживающего человека.
Жилое помещение - квартира №, расположенная в жилом доме по адресу: <адрес>, распоряжением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № признано непригодным для проживания. Указанное жилое помещение является объектом муниципальной собственности, квартира двухкомнатная, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Артемовского городского округа с ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения №.
Согласно пункту 3 договора социального найма жилого помещения, с изменениями внесенными дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - без родства; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - без родства; Петухова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - внук.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно справке муниципального учреждения Артемовского городского округа «Центр по расчету и выплате субсидий и приватизации жилья» от ДД.ММ.ГГГГ № в жилом помещении были зарегистрированы: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Петухова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, Петухова Т.С. устно обратились в Администрацию Артемовского городского округа (в жилищный отдел) с заявлением о переоформлении заключенного договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, указав в качестве нанимателя по договору Петухову Т.С., в связи со снятием ФИО2 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
ФИО2, Петуховой Т.С. специалистами жилищного отдела Администрации Артемовского городского округа был разъяснен порядок переоформления договора социального найма жилого помещения.
Таким образом, в настоящее время фактически изменен состав семьи Петуховой Т.С., ФИО2 утратил право на внеочередное предоставление жилого помещения, на переселение из жилого помещения, признанного непригодным для проживания в порядке статей 87-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждаемость в улучшении жилищных условий и статус малоимущего гражданина (семьи) в настоящее время истцом в установленном порядке не подтвержден. Также истцом не представлены доказательства того, что им не совершались действия и сделки, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Просит отказать Петуховой Т.С. в исковых требованиях в полном объеме (л.д. 26-28).
В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, был привлечен ФИО2, который суду пояснил, что ему и его семье в 90-х годах было предоставлено жилое помещение на ст. Буланаш, которое было признано непригодным для проживания.
Дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения гражданского дела он приобрел собственное жилье, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, о чем в ходе судебного разбирательства представил свидетельство о государственной регистрации права ( л.д.73).
Суд, заслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства по делу, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 30 Устава Артемовского городского округа Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилого помещения, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, в соответствии с которым на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Из совокупности представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства письменных материалов гражданского дела установлено следующее:
В соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Артемовского городского округа (наймодатель) передала ФИО2 (наниматель) в бессрочное владение и пользование квартиру, находящуюся в муниципальной собственности, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Совместно с нанимателем в жилое помещение были вселены следующие лица: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - без родства; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - без родства; Петухова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - дочь; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - внук (л.д. 4, 5).
Распоряжением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилого помещения непригодным для проживания» жилое помещение – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, признана непригодной для проживания (л.д. 11).
Постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» семья ФИО2 в составе 2-х человек включена в сводный список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, по Артемовскому городскому округу, с даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 6).
Из постановления Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Постановление Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» внесено изменение в п.п. 1.2 п. 1, который изложен в следующей редакции: «ФИО2 (состав семьи 3 чел.).» (л.д. 7), т.е. в состав семьи был включен внук.
ДД.ММ.ГГГГ Петухова Т.С. обратилась в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о предоставлении внеочереди жилого помещения, поскольку квартира №, расположенная по адресу: <адрес> признана непригодной для проживания (л.д. 8).
Письмом Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Петуховой Т.С. отказано, поскольку муниципальное жилое помещение, необходимое для обеспечения семьи Петуховой Т.С., отвечающее требованиям по общей площади (согласно норме предоставления), свободное от прав третьих лиц, отсутствует (л.д. 9-10).
Из справки филиала СОГУП «Артемовское БТИ и РН» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о наличии у Петуховой Т.С., ФИО2, ФИО1 недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д. 21).
Из совокупности уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петуховой Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на имеющиеся у них объекты недвижимости не зарегистрированы, преимущественное место пребывания: <адрес>л.д. 22, 23, 24).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был включен в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Артемовскому, очередность в списке №, основание для признания нуждающимся в жилых помещениях ст. 49, 51, п.п. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ Петухова Т.С. обратилась в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о замене очередника с ФИО2 на Петухову Т.С. (л.д. 86).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Администрацию Артемовского городского округа с заявлением о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с приобретением жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 85).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>л.д. 73).
Из справки Администрации Артемовского городского округа следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 92).
В соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № в Постановление Администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» внесено изменение в п.п. 1.2 п. 1, который изложен в следующей редакции: «Петуховой Т.С. (состав семьи 2 чел.).» (л.д. 100).
Согласно справке МУП АГО «Центр по расчету и выплате субсидий и приатизации жилья» № от ДД.ММ.ГГГГ в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы совместно с Петуховой Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - брат; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - сын (л.д. 74).
Т.о. в ходе судебного разбирательства установлено, что истец в составе семьи 2 человека на момент принятия судом решения состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ранее занимаемое жилое помещение было признано непригодным к проживанию, как малоимущий гражданин.
Суд учел, что в силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
При рассмотрении вопроса о площади, жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд учел, что в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что с учетом Постановления Главы муниципального образования «Артемовский район» от 17.10.2005 № 1146, действующим на территории Артемовского городского округа, установлена норма предоставления жилого помещения - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи из двух и более человек, а также на одиноко проживающего человека, площадь жилого помещения не может быть менее 36 кв.м.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Артемовского городского округа предоставить Петуховой Т.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах г. Артемовского Свердловской области жилой площадью не менее 36 м2, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям к условиям г. Артемовского.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Артемовский городской суд.
Судья С.Г. Смердова