Град. дело № 2-408/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 18 июля 2017 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Волковой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Артинского района Свердловской области Скрынник Н.В.,
при секретаре Ивановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор Артинского района Свердловской области Медов С.В. указал, что в ходе проведения прокуратурой Артинского района с привлечением участковых уполномоченных полиции ОМВД России по Артинскому району проверки на предмет исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления на территории Артинского городского округа были выявлены несанкционированные свалки бытовых отходов, состоящие из бытовых и строительных отходов, а также другого мусора, расположенных на участках местности: в 20 метрах от дома № 42 по улице Волочнева в п. Арти; вблизи автозаправочной станции по адресу п. Арти ул. Фрунзе д. 124 Б; вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя. На основании ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 11, 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2.3. Положения об Артинской поселковой администрации, он просит возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на участках местности: в 20 метрах от дома №42 по улице Волочнева в п. Арти; вблизи автозаправочной станции по адресу п. Арти ул. Фрунзе д. 124 Б; вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя, в течение месяца после вступления решения в законную силу.
В судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по существу старший помощник прокурора Артинского района Скрынник Н.В. с учетом документов, представленных представителем ответчика в судебное заседание, уточнила исковые требования, отказавшись от заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных на участках местности: в 20 метрах от дома №42 по улице Волочнева в п. Арти; вблизи автозаправочной станции по адресу п. Арти ул. Фрунзе д. 124 Б, предоставив письменное заявление об отказе от исковых требований в данной части, в остальной части заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа Кетов П.В. в судебном заседании пояснил, что несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на участках местности: в 20 метрах от дома №42 по улице Волочнева в п. Арти; вблизи автозаправочной станции по адресу п. Арти ул. Фрунзе д. 124 ликвидированы, из-за отсутствия финансирования данных мероприятий ликвидация несанкционированной свалки бытовых отходов вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя запланирована на конец июля 2017 года.
Выслушав старшего помощника прокурора Скрынник Н.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, т.е. определить.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статье 5 Областного закона от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава Артинского городского округа, к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.
Из протокола осмотра от 25.05.2017 года и фотоматериалов к нему следует, что УУП ОМВД России по Артинскому району Сташкиным с участием понятых выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя.
Согласно пп.9 п.2.3 Положения об Артинской поселковой администрации Администрации Артинского городского округа, к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя, предъявленные к Артинской поселковой администрации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Артинскую поселковую администрацию Администрации Артинского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную вблизи дома №1 по ул. Иконникова в п. Арти на берегу реки Артя, в течение месяца после вступления решения в законную силу.
От уплаты государственной пошлины ответчика освободить.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционных жалоб в течение месяца со дня принятия решения.
Решение отпечатано судьей собственноручно в совещательной комнате.
Судья Волкова Е.В.
Копия верна Волкова Е.В.