Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2 – 144/2015
с. Армизонское 10 сентября 2015 года
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего федерального судьи Рахимовой Л.А.,
при секретаре Азнабаевой А.Б.,
с участием представителя истца Гуменного С.С., представителя
ответчика – администрации Армизонского муниципального района
Щвецова В.Н., представителей ответчика ООО «Ромист» Фоменко Н.Н.,
Киммель Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>х, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Армизонского муниципального района <адрес>, Обществу с ограниченной ответственностью «Ромист» о признании бездействия противоправными и прекращении нарушения прав потребителей, возложении обязанности принять меры по надлежащему обеспечению качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>, обязании довести до сведения потребителей решения суда,
у с т а н о в и л:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в интересах неопределенного круга лиц жителей <адрес>, обратилось в суд с иском о признании бездействия администрации Армизонского муниципального района и ООО «Ромист» о по необеспечению населения <адрес> услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с предъявляемыми требованиями, возложении обязанности принять меры по надлежащему обеспечению качественной услугой, а именно обязании администрации Армизонского муниципального района подготовить техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, обязании ООО «Ромист» после получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, план мероприятий включить в инвестиционную программу, которую предоставить на согласование в органы муниципального образования, а затем в Правительство <адрес>. Срок для принятия и реализации комплекса мер просит установить до ДД.ММ.ГГГГ Также просит обязать ответчиков довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления его в законную силу.
Свои требования мотивирует тем, что Территориальным отделом в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведенного в 2014 г. главе администрации Армизонского муниципального района направлено уведомление о несоответствии качества питьевой воды после водоподготовки, используемой для водоснабжения населения Армизонского муниципального района. Согласно требованиям п. 6. ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений до 1 марта 2015 года обязаны внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. До настоящего времени техническое задание администрацией не представлено.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил иск удовлетворить, уточнив срок подготовки технического задания – ДД.ММ.ГГГГ г..
Представитель администрации Армизонского муниципального района Швецов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отклонения от гигиенических нормативов допускаются при наличии следующих условий: когда обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом, в случае соблюдения согласованных с центром Госсанэпиднадзора на ограничения периода времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов, максимального ограничения срока действия отступлений, отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений, обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды. Доказательств, что питьевая вода с показателями, установленными в заключении от ДД.ММ.ГГГГ влечет за собой угрозу здоровью населения, существования риска для здоровья истцом не представлено.
Представители ответчика ООО «Ромист» Фоменко Н.Н. и Киммель Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что проведенными исследованиями установлено, что качество воды на водоотводе соответствует установленному качеству, кроме того, считают, что после получения технического задания от администрации как того требует законодательство они разработают план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленным требованиям.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закона) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Судом установлено.
По результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, проведенного в ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Армизонского муниципального района направлено уведомление о несоответствии качества питьевой воды после водоподготовки, используемой для водоснабжения населения <адрес> муниципального района. Согласно требованиям п. 6. ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений до 1 марта 2015 года обязаны внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
ДД.ММ.ГГГГ администрации Армизонского района <адрес> судом направлено уведомление указав об обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ.
Разрешая иск в части требований о возложении на администрацию Армизонского муниципального района обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, суд руководствуется положениями ст. 23 Закона, в соответствии с которыми организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).
Поскольку на момент рассмотрения дела техническое задание ответчиком не предоставлено, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию Армизонского муниципального района обязанности внести изменения в технические задания на разработку и корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, удовлетворив в данной части заявленные исковые требования.
Представителем ответчика администрации Армизонского муниципального района не оспаривается то, что до настоящего времени техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ими не подготовлено.
При таких обстоятельствах, в силу вышеуказанных положений Закона, суд приходит к выводу о возложении на ответчика администрацию Армизонского муниципального района обязанность разработать техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
Утверждения представителя ответчика о том, что установленный законом срок, в течение которого он должен разработать техническое задание, еще не наступил, основано на неправильном понимании закона.
Техническое задание, которое обязан разработать ответчик, должно содержать мероприятия, необходимые для приведения качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Определение круга таких мероприятий относится к компетенции органа местного самоуправления. На основе данного технического задания организация, осуществляющая холодное водоснабжение, в течение трех месяцев с момента его получения обязана разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7 ст. 23 Закона).
Доводы ответчика администрации Армизонского муниципального района о несогласии с исковыми требованиями сводятся к необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям порядка обеспечения качества питьевой воды ч. 9 ст. 23 Закона, в соответствии с которой на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Однако данные доводы не состоятельны и не могут быть применены к спорным правоотношениям по следующим основаниям.
Частью 9 ст. 23 Закона, в соответствии с которой на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, однако, такой план мероприятий ответчиками суду не представлен.
Причиной отсутствия у ООО «Ромист» такого плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, является не предоставление администрацией Армизонского муниципального района технического задания на разработку и корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по обеспечению питьевой воды.
Обязанность ООО «Ромист», т.е. организации, осуществляющей холодное водоснабжение, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года, установленная ч. 7 ст. 23 Закона, возникает в течение трех месяцев с момента получения технического задания.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд полагает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ о котором заявлено истцом для исполнения ответчиком решения соответствует ст. 206 ГПК РФ и является разумным.
При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 6, 23, Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 12, 56, 67, 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>х, в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Армизонского муниципального района <адрес> по необеспечению качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>.
Обязать администрацию Армизонского муниципального района <адрес> внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями правил и нормативов (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») в срок до ДД.ММ.ГГГГ г..
Обязать администрацию Армизонского муниципального района <адрес> о принятом судом решении довести до сведения населения <адрес> через средства массовой информации, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Армизонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Рахимова Л.А.