именем Российской Федерации
дело № 2 - 15 / 15
13 января 2015 года село Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рыжова Д.В.,
при секретаре Ивершень Н.Н.,
с участием истцов Чижовой В.С., Нестеренко И.В., Атаевой Е.В., Чижова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Арзгирского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Чижова В.С., Нестеренко И.В., Атаевой Е.В., Чижова В.В. к Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
В обоснование иска истцы указали, что согласно договору о передаче жилья в собственность от дата, в соответствии с Законом РФ от 23.12.1992 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», на основании распоряжения ФИО2 <адрес> от дата года, в совместную собственность Ч.В.Н., Чижова В.С., ФИО3 и ФИО4, а так же Ч.Е.В., которая доводится родной матерью Ч.В.Н. передана квартира, расположенная <адрес>. Договор зарегистрирован в Администрации Арзгирского сельсовета.
Постановлением Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета № № дата года, домовладению и земельному участку присвоен новый адрес: <адрес>.
В договоре о передаче жилья в собственность от дата не определены размеры долей пятерых собственников квартиры.
Умершая Ч.Е.В. доводилась родной матерью Ч.В.Н.. После ее смерти Ч.В.Н. фактически принял наследство, но не оформил наследственных прав.
Ч.В.Н. умер дата.
Согласно справке нотариуса ФИО2 <адрес> нотариального округа от дата единственным наследником на имущество умершего Ч.В.Н. является его сын Чижова В.В., поскольку жена Чижова В.С. и дочери Нестеренко И.В., Атаевой Е.В., отказались от своих долей в ее пользу Чижова В.В..
Однако Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю отказано в регистрации права собственности в виду отсутствия в договоре технических характеристик квартиры и первичных правоустанавливающих документов.
В связи с чем, Чижова В.С., Нестеренко И.В., Атаевой Е.В., Чижова В.В., уточнив иск, просили признать за Чижова В.В. право собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, и земельный участок.
В судебном заседании истцы Чижова В.С., Нестеренко И.В., Атаевой Е.В., Чижова В.В. иск поддержали.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрения дела в отсутствие представителя, указав, что возражений об удовлетворении иска не имеется.
Представители третьих лиц не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Арзгирского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела, возражений не заявлено.
Третье лицо нотариус в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что по состоянию на дата Чижова В.В. является единственным наследником имущества умершего отца Ч.В.Н.
Учитывая обстоятельства неявки сторон, по правилам ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Обсудив доводы истцов, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В договоре о приватизации жилого помещения от дата доли собственников не определены. (л.д. 11)
Из кадастрового паспорта, справке по результатам обследования составленных Арзгирским филиалом ГУП СК «БИК СК» Арзгирский филиал Ставропольский край, следует, что право собственно на квартиру инвентарный номер № по <адрес>, Арзгирского района не оформлялось. (л.д. 19- 21)
Передача жилого дома в собственность подтверждается сведениями кадастровой выписки земельного участка, где указано, что собственником земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый номер №, внесен в государственный кадастр недвижимости дата года, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства является Ч.В.Н. (л.д. 22)
Согласно выписке из сводной таблицы результатов инвентаризационной оценки земель индивидуального сектора с. Арзгир и а. Башанта собственником земельного участка по адресу <адрес> указан Ч.В.Н. (л.д. 23, 24)
Таким образом, судом установлено, что право собственности на квартиру по адресу <адрес>, не зарегистрировано в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ, ст. 131 ГК РФ.
Однако в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ, названный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Следовательно, отсутствие сведений о государственной регистрации права собственности в едином государственном реестре недвижимого имущества в период до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ, не опровергает право собственности Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета и впоследствии приобретателей на указанную квартиру, поскольку согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
Таким образом, поскольку сделка приватизации недвижимого имущества не требовала государственной регистрации на момент заключения, следовательно, совершена в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом, право наследования гарантируется.
Согласно свидетельству о смерти ФИО4 умерла дата года, ее сын Ч.В.Н. умер дата года. (л.д. 15-17)
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди являются дети, супруг, родители.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГКРФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а так же независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследуемое имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Ч.В.Н. фактически принял наследство и вступил во владение имуществом.
Факт принятия им доли квартиры после смерти матери подтверждается его действиями по сохранению наследственного имущества и фактом постоянного проживания в данной квартире.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, гражданин принял наследство, если он принял меры по сохранению наследственного имущества, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В силу ст. 1156 ГКРФ, если наследник, призванный к наследованию по закону умер, не успев его принять, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону.
Согласно справки нотариуса ФИО2 <адрес> нотариального округа от дата единственным наследником на имущество умершего Ч.В.Н. является его сын Чижова В.В..
На основании ст. 1142 ГК РФ Чижова В.В. является наследником первой очереди по закону, поскольку дети собственника Ч.В.Н. - дочь Нестеренко И.В. до брака ФИО3, Атаевой Е.В. до брака ФИО4 и его жена Чижова В.С. отказались от своего права наследования после смерти супруга, отца в пользу сына и брата Чижова В.В., о чем представлены письменные заявления. (л.д. 30-43)
Следовательно, Чижова В.В., проживая в квартире после смерти отца Ч.В.Н., принял наследство, подав заявление нотариусу.
Оценивая изложенные обстоятельства, суд находит требования истцов обоснованными, доказанными, совокупностью исследованных судом достоверных, относимых, допустимых доказательств, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступивший в законную силу судебный акт является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, настоящее решение является основанием для регистрации такого права за истцами.
Учитывая, что Администрация муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края не чинила препятствий в оформлении права собственности истцу, суд не находит оснований во взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать право собственности Чижова В.В. на недвижимое имущество: квартиру - четырехкомнатную в двухквартирном жилом доме, общей площадью 65,92 кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер №, и земельный участок кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности Чижова В.В. на недвижимое имущество: квартиру - четырехкомнатную в двухквартирном жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер <данные изъяты>, и земельный участок кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу <адрес>, в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение 10 дней.
Судья - <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>