Дело № 2а-784/2020
УИД - 13RS0004-01-2020-000884-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ардатов 26 октября 2020 года
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Батяркиной Е.Н., рассмотрев в порядке главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействие, выразившегося в неисполнении законодательства об отходах производства и потреблении, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов,
установил:
прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, прокуратурой района выявлен факт бездействия в деятельности администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту – администрация сельского поселения, административный ответчик), выразившегося в наличие несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (бытовой, строительный мусор и иные отходы), размерами 20х15 мм., расположенной на удалении 420 мм. в южном направлении от дома № - - по ул. М. Горького с. Луньгинский Майдан Ардатовского района Республики Мордовия. Указанная несанкционированная свалка, образование которой допущено длительным бездействием администрации, оказывает негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в конечном итоге существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в неисполнении законодательства об отходах производства и потребления и обязать организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки твердых коммунальных размерами 20х15 мм., расположенной на удалении 420 мм. в южном направлении от дома № - - по ул. М. Горького с. Луньгинский Майдан Ардатовского района Республики Мордовии, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представители административного истца-прокурор Ардатовского района Республики Мордовия Еналеев М.А. и административного ответчика-глава администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Локотков Е.А. представили суду заявления о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства, в связи с чем административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса, без проведения судебного заседания, ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего:
право прокурора на обращение с заявлением в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 18 части 1, частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений.
Аналогичная норма закреплена в частях 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с решением Совета депутатов Ардатовского муниципального района от 23.06.2015 №200 «О передаче осуществления части полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора», решением Совета депутатов Луньгинско-Майданского сельского поселения от 26.06.2015 №68 «О принятии осуществления части полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора» органы местного самоуправления Ардатовского муниципального района Республики Мордовия передают, а органы местного самоуправления указанного поселения принимают полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Указанными Решениями установлено, что финансовое обеспечение передаваемых полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ардатовского муниципального района, на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.
Между органами местного самоуправления Ардатовского муниципального района и органом местного самоуправления названного сельского поселения Ардатовского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопроса местного значения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения.
Следовательно, органами местного самоуправления сельского поселения должны приниматься все необходимые меры по организации деятельности в рассматриваемой сфере, в том числе по вопросу недопущения и ликвидации несанкционированных свалок на территории поселения.
Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации и осуществлению мероприятий по охране в сельском поселении экологической среды, противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Из положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 СаНПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Из положения пункта 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрено, что деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений лежит на органах местного самоуправления. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования, в том числе, по вопросу недопущения и ликвидации несанкционированных свалок, ответственность несет именно исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, то есть администрация сельского поселения.
11.09.2020 помощником прокурора района в ходе проверки в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения, была выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (бытовой, строительный мусор и иные отходы), размерами 20х15 мм., расположенной на удалении 420 мм. в южном направлении от дома № - - по ул. М. Горького с. Луньгинский Майдан Ардатовского района Республики Мордовия. Данная свалка располагается в территориальных границах названного сельского поселения.
Несанкционированная свалка, образование которой допущено длительным бездействием административного ответчика, оказывает негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в конечном итоге существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории названного муниципального образования.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия к администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия являются законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Ардатовского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействие, выразившегося в неисполнении законодательства об отходах производства и потреблении, обязании организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, выразившегося в неисполнении законодательства об отходах производства и потреблении.
Обязать администрацию Луньгинско-Майданского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз отходов с территории несанкционированной свалки твердых коммунальных размерами 20х15 мм., расположенной на удалении 420 мм. в южном направлении от дома № - - по ул. М. Горького с. Луньгинский Майдан Ардатовского района Республики Мордовии, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.Н. Батяркина