Дело №2-1676/2015
решение в мотивированном виде
изготовлено 19 октября 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2015 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи О.В. Качусовой,
при секретаре О.Г. Средней,
c участием помощника Алейского межрайонного прокурора Горлановой Я.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах Плетминцевой <данные изъяты> к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Плетминцевой <данные изъяты> к КГБУЗ «<данные изъяты>» (далее – КГБУЗ «<данные изъяты>») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, указывая на следующие обстоятельства.
Проведенной проверкой установлено, что Плетминцева С.Л. работает в КГБУЗ «<данные изъяты>» на основании трудового договора.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может ниже минимального размера оплаты труда.
С 01.01.2015 минимальный размер оплаты труда составляет 5 965 Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О минимальном размере оплаты труда».
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В связи с чем, в 2015 году заработная плата работникам КГБУЗ «<данные изъяты>» должна быть начислена в размере не менее 7456,25 рублей в месяц (5965 рублей – минимальный размер оплаты труда + 1491,25 рублей (районный коэффициент 1,25).
В ходе проверки выявлено, что требования вышеуказанного законодательства КГБУЗ «<данные изъяты>» при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе Плетминцевой С.Л., не соблюдались, а именно, размер районного коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда.
Прокурор полагает, что несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права Плетминцевой С.Л. на получение заработной платы в полном размере.
Просит обязать КГБУЗ «<данные изъяты>» с 01 мая 2015 года установить заработную плату Плетминцевой С.Л. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать КГБУЗ «<данные изъяты>» произвести перерасчет с 01 мая 2015 года по день вынесения решения заработной платы Плетминцевой С.Л. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента.
Истец Плетминцева С.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке надлежащим образом.
Представитель ответчика - КГБУЗ «<данные изъяты>» в судебное заседание, о месте и времени которого был извещен надлежащим образом, не явился, в возражении на исковое заявление о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы с исковыми требованиями Алейского межрайонного прокурора не согласился по следующим основаниям. КГБУЗ «<данные изъяты>» некоммерческая организация, - государственное учреждение, по типу является бюджетным учреждением, её функции носят некоммерческий характер, что подтверждается Уставом учреждения. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и Уставом учреждения. Кроме того, учредителем КГБУЗ «<данные изъяты>» является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в связи с чем, оплата труда работников учреждения осуществляется на основании нормативных правовых актов Администрации Алтайского края, обязательных к исполнению КГБУЗ «<данные изъяты>». В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ оплата труда работников КГБУЗ «<данные изъяты>» производится на основании системы оплаты труда введенной нормативным правовым актом Алтайского края: «Отраслевое положение об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности», утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2011 г. № 607 (далее - Отраслевое положение об оплате труда). КГБУЗ «<данные изъяты>», на основании требований трудового законодательства (ст. 129, ст. 144 Трудового кодекса РФ), Отраслевого положения об оплате труда было разработано и утверждено Положение об оплате труда КГБУЗ «<данные изъяты>», которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Положение об оплате труда КГБУЗ «<данные изъяты>» учитывает, что работники учреждения работают в особых климатических условиях, в связи с чем им производится доплата за работу в особых климатических условиях (с г. 129 ТК РФ). Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При заключении работником трудового договора по соглашению сторон трудового договора, в соответствии с Положением об оплате труда работников КГБУЗ «<данные изъяты>», истцу установлены: должностной оклад (ставка) в размере 2181 руб. 00 коп., компенсационные выплаты: за работу во вредных условиях труда, за работу в ночное время. Вместе с тем, при начислении заработной платы истцу в обязательном порядке начисляется компенсационная выплата - доплата за работу в особых климатических условиях (ст. 129 ТК РФ), - применяется районный коэффициент 1,25 к начисленной заработной плате, установленный на территории г. Алейска постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края". Применение районного коэффициента 1,25 к начисленной заработной плате закреплено приказом КГБУЗ «<данные изъяты>» от 27.05.2015 г. №172 «О применении повышенного районного коэффициента к заработной плате 1,25 в КГБУЗ «<данные изъяты>». Размер месячной заработной платы истца с учетом компенсационной выплаты - доплаты за работу в особых климатических условиях, больше МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (редакции от 01.12.2014 г.), и соответственно больше размера минимальной заработной платы установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, что подтверждается расчетными листками и справкой о заработной плате истца за июнь-сентябрь 2015 года. Полагает, что предусмотренные в главе 50 Трудового кодекса РФ «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» требования ст.ст. 315, 316, 317 в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж в данных районах или местностях на возникшие между истцом и КГБУЗ «<данные изъяты>» правоотношения не распространяются. Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.). КГБУЗ «<данные изъяты>» неоднократно обращалось в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности за разъяснениями по вопросам применения районного коэффициента к заработной плате, в том числе свыше величины МРОТ. Полученные разъяснения констатируют факт, что в заработную плату работника включаются все компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и др.) и стимулирующие выплаты (выплаты за стаж непрерывной работы, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Кроме того, полагает, что силу части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ перерасчет заработной платы истцу может быть проведен за трехмесячный период, с даты регистрации иска в суде. Просит Алейскому межрайонному прокурору в удовлетворении исковых требований в интересах работника КГБУЗ «<данные изъяты>» Плетминцевой <данные изъяты> отказать в полном объеме, рассмотреть по существу гражданское дело в отсутствие представителя КГБУЗ «<данные изъяты>».
Представитель третьего лица - Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
С учетом мнения помощника прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник Алейского межрайонного прокурора Горланова Я.Л. поддержала исковые требования по изложенным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Горланову Я.Л., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в России устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Согласно ст. 130 ТК РФ одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников является установление величины минимального размера оплаты труда. При этом закрепляется, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы (оплаты труда работника) включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера); стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 2 ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ).
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133 ТК РФ позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем, соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путём применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Такими нормативно-правовыми актами являются постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971г. № 325/24, распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р, Постановление Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997г., установившими применение районного коэффициента к заработной плате всех работников на отдельных территориях Алтайского края, включая г. Алейск и Алейский район.
В судебном заседании установлено, что истец Плетминцева <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ работает в КГБУЗ «<данные изъяты>» санитаркой травматологического отделения.
Согласно трудового договора № от 24 февраля 2015 года ответчик обязался выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.
Условия оплаты труда работника определены пунктом 7.1. трудового договора, согласно которому работнику устанавливается: оклад; стимулирующие и компенсационные выплаты; районный коэффициент к заработной плате 20%. Приказом № 172 от 27 мая 2015 года Главного врача КГБУЗ «<данные изъяты>» с 01 мая 2015 года работникам КГБУЗ «<данные изъяты>» установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,25.
По сведениям КГБУЗ «<данные изъяты>» при начислении заработной платы в мае-сентябре 2015 года истцу Плетминцевой С.Л. районный коэффициент применялся до доведения заработной платы до МРОТ, а не после. При этом согласно вышеприведенным законодательным нормам начисляемая истцу заработная плата не могла быть ниже 7456,25 рублей (5965 рублей + районный коэффициент 1,25).
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оплата труда истцу в оспариваемый период производилась с нарушением трудового законодательства, поскольку не отвечала установленному Законом минимальному размеру оплаты труда.
По смыслу конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008г. № 11-П). В связи с чем, при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При таких обстоятельствах ежемесячная заработная плата истицы, как по основному месту работы, так и по совместительству без учёта районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы.
При этом суд учитывает, что из материалов дела следует и подтверждено расчетными листками истца, что Плетминцевой С.Л. по месту работы ответчиком в мае-сентябре 2015 года начисляется и выплачивается районный коэффициент в размере 1,25.
Вместе с тем, суд находит подлежащими отклонению доводы ответчика относительно необходимости начисления районного коэффициента на оклад.
Такая позиция вступает в противоречие с содержанием постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 17 августа 1971 года Лг° 325/24 «О размерах ; районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения», в силу которого районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Алтайском крае, рассчитываются исходя из размера заработной платы.
Поскольку истцу в спорный период при отработанной норме рабочего времени была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда и последующего применения районного коэффициента в размере 1,25, требования прокурора о перерасчете заработной платы истцу являются обоснованными.
В возражениях на иск представитель ответчика ссылается на пропуск Алейским межрайонным прокурором срока исковой давности и полагает, что перерасчет заработной платы истцу может быть произведен за трехмесячный период, предшествующий дате обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Таким образом, начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ расчетный листок является письменной формой извещения работника работодателем о составных частях заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей к выплате; расчетный листок выдается работнику при выплате заработной платы.
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Плетминцевой С.Л. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет зарплаты с 01.05.2015г.
Из материалов дела следует, что расчетные листки о составных частях заработной платы работникам КГБУЗ «<данные изъяты>» выдаются с 1 по 10 число каждого месяца, следующего за расчетным месяцем, работниками бухгалтерии учреждения. Следовательно, о составных частях заработной платы, причитающейся за май 2015 года, истец узнала с 01 по 10 июня 2015 года, о составных частях заработной платы, причитающейся за июнь 2015г., истец узнала с 01 июля по 10 июля 2015г.
Следовательно, с иском о перерасчете заработной платы истцу за май 2015 года прокурор и истец могли обратиться в суд не позднее 10 сентября 2015 года. Таким образом прокурор, обратившись в суд с исковым заявлением в интересах истца 22 сентября 2015 года, не учел требования ст. 392 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, принимая во внимание также то обстоятельство, что в период работы истцу было известно о начислении заработной платы в размере менее законодательно установленного МРОТ, и до 01 мая 2015 года (указанное обстоятельство отражено в расчетных листках и трудовом договоре), суд удовлетворяет исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах истца Плетминцевой С.Л. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы истцу за трехмесячный период, предшествовавший обращению прокурора в суд с иском в защиту интересов истца, то есть за период с 01 июня 2015 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора в интересах Плетминцевой <данные изъяты> удовлетворить частично.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» с 01 июня 2015 года установить заработную плату Плетминцевой <данные изъяты> не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» произвести перерасчет с 01 июня 2015 года по день вынесения решения заработной платы Плетминцевой <данные изъяты> путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента.
В удовлетворении остальной части исковых требований Алейскому межрайонному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья: О.В. Качусова