Дело № 2-41 /2018
Решение
именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Зайцевой О.Ю.,
при секретаре Коробовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской
области
11 января 2018 года
гражданское дело по иску Штельтер Д.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец Штельтер Д.С. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования следующим.
Постановлением Администрации города Анжеро-Судженска Кемеровской области от <дата> № истец был включен в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Его мать ШМЛ, <дата> года рождения, решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> была лишена родительских прав, умерла <дата>,отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
На основании распоряжения Администрации города Анжеро-Судженска Кемеровской области от <дата> №-р истец был направлен на полное государственное обеспечение. В периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> он являлся воспитанником муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа «Детский дом «<...> в период с <дата> по <дата> находился на воспитании в приемной семье КАВ
В <...> году окончил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», получив основное общее образование, его пребывание в образовательном учреждении закончилось, в связи с чем прекратилась опека.
Жилого помещения для постоянного проживания он не имеет. Согласно справке Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, номер очереди №.
Просит суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивал, доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Кроме того, пояснил, что с <...> года находился на попечении опекуна – прабабушки БНФ, после ее смерти с <дата> по <дата> находился в интернате. После окончания школы с <дата> учился в <...> техникуме, проживал в общежитии до <дата>, когда был отчислен по болезни. В <...> году он поступил на обучение в политехнический колледж <адрес>, проучился один год и был отчислен. С <дата> по <дата> он был зарегистрирован в доме у своей знакомой по <адрес> формально, собственником указанного дома не является, в этот дом никогда не вселялся и не проживал в нем.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представил суду заявление, в котором указал, что исковые требования Штельтер Д.С. не признает, поскольку будут нарушены права других граждан по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет ранее истца, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Колесова Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные истцом исковые требования поддержала, пояснила суду, что истец действительно состоит на учете нуждающихся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведений о наличии сохранного письма в отношении истца на жилое помещение - не имеется.
Выслушав истца, представителя органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа, пояснившую, что оснований для отказа в удовлетворении требований истца, не усматривает, считает, что имеется все необходимые условия для удовлетворения заявленных истцом требований, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются, в том числе, права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).
Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 года № 384 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина в Анжеро-Судженском городском округе установлена в размере 18 квадратных метров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Штельтер Д.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении (л.д.5) Штельтер Д.С. родился <дата>. Его мать ШМЛ решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> (л.д.8-9) лишена родительских прав, согласно справке о рождении сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери (л.д.6).
Распоряжением Администрации г. Анжеро-Судженска Кемеровской области от <дата> №-р (л.д.10) Штельтер Д.С. был направлен на полное государственное обеспечение в детский дом-школу №, в связи со смертью его опекуна БНФ, где он находился с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> (л.д.13).
Как следует из постановлений Администрации г.Анжеро-Судженска Кемеровской области от <дата> № (л.д.11) и от <дата> № (л.д.12) Штельтер Д.С. <дата> передан на воспитание в приемную семью КАВ (его одинокая мать ШМЛ умерла <дата>), <дата> направлен на полное государственное обеспечение в МОУ «Детский дом №».
В <...> году Штельтер Д.С. окончил среднюю общеобразовательную школу № и получил основное общее образование, что следует из аттестата (л.д.16-17).
Согласно приказу от <дата> №-кс Штельтер Д.С., обучавшийся на <...> отчислен с <дата>.
Постановлением Администрации г. Анжеро-Судженск Кемеровской области от <дата> № Штельтер Д.С. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.14). Согласно справке Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> Штельтер Д.С. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на дату выдачи справки номер очереди №.
Согласно справке филиала № 1 БТИ г. Анжеро-Судженск (л.д.26) и уведомлению из ЕГРН (л.д.27) сведения о наличии недвижимого имущества за Штельтер Д.С. отсутствуют.
Согласно сведениям паспорта о месте жительства (л.д.4) ШтельтерД.С. с <дата> по <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем на праве общей долевой собственности АДС, ААВ, АПС
Таким образом, поскольку истец Штельтер Д.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности и пользовании на основании договора социального найма пригодного для проживания жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, суд находит требование истца законным и подлежащим удовлетворению - обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Штельтер Д.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, общей площадью не менее 18 кв. м.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставлением истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения будут нарушены права других лиц по категории «сирота», ранее вставших на очередь на получение жилья, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку из указанных выше норм права следует, что предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец, законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить иск Штельтер Д.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения:
обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Штельтер Д.С., <дата> года рождения, уроженцу <...>, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г.Анжеро-Судженска Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий: