Дело № 2а-946/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ардатов 27 декабря 2021 г.
Ардатовский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Батяркиной Е.Н.,
при секретаре Юдиной Л.Д.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Ганиной С.В.,
административного ответчика - администрации Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, в лице главы Марочкина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ардатовского района Республики Мордовия действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и обязании устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами 1 и 11 классов опасности,
установил:
прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 11 классов опасности, в ходе которой выявлен факт ненадлежащего исполнения администрацией Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее по тексту - Администрация) требований законодательства по обеспечению безопасного обращения с отходами 1 и 11 классов опасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего федерального законодательства и утвержденного Положения Администрацией фактически не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, от ответственное лицо за прием и хранение ртутьсодержащих ламп не назначено, информирование населения о соответствующих местах сбора данного вида отходов не производится. Несоблюдение норм закона, устанавливающих требования к обращению с чрезвычайно опасными отходами потребления, ведет к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются права жителей Баевского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Просит суд признать незаконным бездействие Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, назначению ответственного лица за прием и хранение ртутьсодержащих ламп, информированию потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия. Обязать администрацию Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в сфере обращения с отходами 1-11 класса опасности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, а также их произвести информирование потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест; назначить в установленном порядке ответственных должностных лиц за обращение с указанными отходами, а также произвести информирование потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
В судебном заседании помощник прокурора Ганина С.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Ответчик - администрация Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в лице главы Марочкина А.Н., в судебное заседание не явился о месте и времени его рассмотрения извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и полном признании исковых требований, в связи с чем, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на охрану здоровья.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 2 указанного закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Частью 1 статьи 22 названного Федерального установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее по тексту – Правила обращения с отходами), которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп – юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.
В силу пункта 3 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.
Кроме того, пунктом 5 Правил обращения с отходами установлено, что органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, указано, что лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код 4 71 101 01 52 1) подлежат особому контролю.
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства относятся к отходам I класса опасности.
В соответствии с ГОСТ 14.4.1.02-83. «Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения», химическое вещество – ртуть относится к I классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы I класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрация Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия зарегистрирована в качестве юридического лица 22.03.1999, ОГРН - - , ИНН - - , КПП - - , расположена по адресу: Республика Мордовия, Ардатовский район, с. Баево, ул. Советская, д. 7 А.
23.06.2015 решением Совета депутатов Ардатовского муниципального района Республик и Мордовия № 200 «О передаче осуществления части полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора» полномочия по организации сбора и вывоза мусора бытовых отходов и мусора переданы органам местного самоуправления сельских поселений.
Постановлением Администрации от 25.05.2017 № 26а утверждено Положение об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
29.11.2021 прокуратурой Ардатовского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 11 классов опасности в деятельности администрации Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.033.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, а также Положения об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, административным ответчиком не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не назначено лицо ответственное за прием и хранение ртутьсодержащих ламп, не производится информирование населения о соответствующих местах сбора данного вида отходов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 11 классов опасности, так как на территории Баевского сельского поселения не определены места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, что нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей Баевского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, круг которых не является постоянным.
Учитывая изложенное, требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Ардатовского района Республики Мордовия действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и обязании организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп – удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, назначению ответственного лица за прием и хранение ртутьсодержащих ламп, информированию потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия устранить выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в сфере обращения с отходами 1-11 класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, а также их произвести информирование потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест; назначить в установленном порядке ответственных должностных лиц за обращение с указанными отходами, а также произвести информирование потребителей (жителей Баевского сельского поселения) о расположении таких мест на территории Баевского сельского поселения Ардатовского муниципального района Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме дня принятия через Ардатовский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ардатовского районного суда
Республики Мордовия Е.Н. Батяркина
Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021