70RS0006-01-2019-000811-11
Дело № 12-27/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16.08.2019 судья Асиновского городского суда Томской области Симагина Т.С., рассмотрев путем использования видеоконференц-связи жалобу Шишкина О.С. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/ по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Асиновского района № от /дата/, Шишкина О.С. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Шишкина О.С. обратилась с жалобой, в которой выражает несогласие с назначенным наказанием, также ссылается на её не извещение о дате рассмотрения дела по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, ссылается на то, что вина её не доказана, доказательства того, что она в течение дня употребляла (/дата/) употребляла спиртные напитки у себя дома и в данные период не осуществляла должного контроля за своими детьми отсутствуют.
В судебном заседании Шишкина О.С. доводы жалобы поддержала, просила постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/ по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Также Шишкина О.С. суду показала, что при ней сотрудник полиции ФИО6 не составлял протокол ЖУАП № от /дата/, права ей не разъяснял, о дате рассмотрения дела не извещал, копию протокола не вручал. О том, что она /дата/ была в состоянии опьянения указал со слов, проверки никакой не проводил.
Кроме того, Шишкина О.С. суду показала, что /дата/ это она кнопкой вызвала Росгвардию из-за ссоры с мужем, весь день (/дата/) она была дома трезвая с детьми, /дата/ была вызвана полицию по вопросу из-за которого она сейчас в <адрес>
В судебное заседание представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района ФИО7 суду показала, что они не рассматривали протокол об административном правонарушении от /дата/. № оформлен с нарушений требований КоАП РФ (отсутствуют сведения о разъяснении прав, извещение о первоначальной дате рассмотрения дела, о вручении копию протокола либо направлении заказной почтой).
Также представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района ФИО7 суду показала, что у них нет доказательств нахождения Шишкиной О.С. /дата/ в состояние опьянении, только рапорта сотрудников полиции.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения Шишкиной О.С., представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района ФИО7 исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из обжалуемого постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/ следует, что копию состоявшегося постановления направить по средствам почтовой связи Шишкиной О.С. по месту жительства и <адрес>
Из представленных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района материалов по делу по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ в отношении Шишкиной О.С. судом установлено, что Шишкиной О.С. направлено обжалованное постановление по адресу: <адрес>.
Согласно данным с официального сайта Почта России заказное письмо (идентификатор №) по адресу: <адрес> получено /дата/.
Сведений о направления обжалуемого постановления в <адрес> материалы дела не содержат.
Таким образом, срок на обжалование у Шишкиной О.С. исчисляется с /дата/, жалоба поступила в суд /дата/, в силу чего подана в срок установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения (правовой подход, выраженный в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных 03.06.2016 N 11-АД16-4 и N 11-АД16-5, 25.08.2016 N 11-АД16-16).
Как следует из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/: «Права и обязанности лицам, участвующим в рассмотрении материалов дела от /дата/ № по протоколу об административном правонарушении от /дата/. №, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района разъяснены» (абзац 6 л.д. 10).
Однако, с данным указанием судья не соглашается, поскольку из протокола ЖУАП № от /дата/ составленного МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области установлено, что Шишкиной О.С. права ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ не разъяснялись, личная подпись в графе ознакомлена отсутствует, как и отсутствует отметка должностного лиц – инспектора ОДН ФИО6 о том, что права и обязанности по ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ разъяснены вслух в присутствии двух понятых (л.д. 15).
Также из протокола ЖУАП № от /дата/ судом установлено, что Шишкина О.С. с ним не ознакомлена, заказной почтой протокол ей не направлялся, иным способом не вручался (обратная сторона л.д. 15).
Таким образом, изложенные обстоятельства, в совокупности свидетельствуют о том, что было нарушено право на защиту Шишкиной О.С., и данный вопрос не получил должной оценки со стороны комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района при вынесении обжалуемого постановления.
Рассматривая доводы самой жалобы, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, состоит в бездействии родителей несовершеннолетних, то есть когда они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
С субъективной стороны указанное административное правонарушение выражается в умышленном неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
В силу части 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, право на совместное проживание с ними.
Согласно статье 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", является длящимся, поскольку состав в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/ следует, что в течение дня /дата/ Шишкина О.С. употребляла спиртные напитки у себя дома в присутствии своих детей: ФИО2, /дата/ г.р., ФИО3, /дата/ г.р., ФИО4, /дата/ г.р.. В период употребления спиртных напитков Шишкина О.С. за своими детьми не осуществляла должного контроля, который необходим детям малолетнего возраста (т.е. до исполнения четырнадцати лет), и, которые не могут осуществлять свои права и удовлетворять свои потребности в полном объеме самостоятельно. Находясь в состоянии опьянения, около своего дома гр. Шишкина О.С. устроила скандал со своим мужем в присутствии своих детей, выражалась нецензурной бранью и громко кричала, пыталась развязать драку, своим поведением напугав своих детей. В ходе скандала соседка Шишкиной О.С. забрала ее детей к себе, чтобы они не видели и не слышали ссоры родителей. Позже, супруг Шишкиной О.С. уехал из дома, а она забрала своих детей у соседки обратно к себе домой.
В подтверждение факта совершения Шишкиной О.С. административного правонарушения МО МВД России «Асиновский» УМВД России по Томской области представлены протокол об административном правонарушении ЖУАП № от /дата/, рапорты инспектора ОДН ФИО6 от /дата/, объяснения ФИО8 от /дата/, регистрация звонков от /дата/ и от /дата/, резолюции о проведении проверок по звонкам от /дата/ и от /дата/, рапорт командира отделения Асиновского ОВО ВНГ РФ по ТО от /дата/, свидетельства о рождении троих несовершеннолетних детей, заявление Шишкиной О.С. о временном помещении ей детей ОГКУ СРЦН «Асиновского района» от /дата/, акты от /дата/ о помещении детей в ОГКУ СРЦН «Асиновского района», акт обследования жилищно-бытовых условий Шишкиной О.С.
Так, из рапортов инспектора ОДН ФИО6 от /дата/ следует, что /дата/ Шишкина О.С. находясь дома, в течение дня употребляла спиртные напитки в присутствии своих детей, их воспитанием не занималась, внимания им не уделяла, поскольку была в алкогольном опьянении (л.д. 16,33).
Рапорт командира отделения Асиновского ОВО ВНГ РФ по ТО от /дата/ также содержит ссылки на то, что Шишкина О.С. находилась в состоянии опьянения, ненадлежащим образом исполняла свои родительские обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей (л.д. 21).
Аналогичные ссылки на алкогольное опьянение Шишкиной О.С. содержится в объяснениях ФИО8 (л.д. 18).
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих наличия у Шишкиной О.С. /дата/ алкогольного опьянения, и того, что она /дата/ в течение дня употребляла спиртные напитки в присутствии своих детей, и в данный период их воспитанием не занималась, внимания им не уделяла, должный контроль не осуществляла.
Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних является длящимся действием, поскольку их исполнение не может охватываться выполнением одномоментного действия, совершаемого однократно.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих как наличие объективной стороны вменяемого правонарушения, так и умысла, направленного на неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей Шишкиной О.С.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из того, что при рассмотрении жалобы установлено, что было нарушено право Шишкиной О.С. на защиту, также установлено, отсутствие доказательств наличия объективной стороны вменяемого правонарушения и умысла, нахожу постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/ подлежащем отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, в отношении Шишкиной О.С. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, а также на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7, статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Асиновского района № от /дата/, вынесенное в отношении Шишкиной О.С. по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – ОТМЕНИТЬ.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пунктов 2, 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Т.С. Симагина