РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2014 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
с участием прокурора <адрес> Республики Хакасия Соколова Е.В.,
при секретаре Токмашовой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Хакасия в защиту интересов Григорьева А. М. к Администрации <адрес> Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Алтайский районный суд Республики Хакасия с исковыми требованиями в защиту интересов Григорьева А.М. к администрации <адрес> Республики Хакасия об обязании предоставить Григорьеву А.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Белоярский сельсовет в <адрес> Яр.
Свои требования мотивирует следующим. Григорьев А.М. являясь лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по достижении восемнадцатилетнего возраста имеет право на получение жилья. Григорьев А.М. администрацией <адрес> не обеспечен жилым помещением, право на обеспечение жилым помещением Григорьева А.М. до настоящего времени не реализовано. Бездействием администрации <адрес>, выразившимся в не предоставлении жилого помещения Григорьеву А.М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения, нарушены его права на жилище в муниципальном фонде.
Прокурор <адрес> Соколов Е.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным основаниям в иске.
Истец Григорьев А.М. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснив, что в настоящее время снимает квартиру аренду, своего жилья не имеет.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Хакасия Олехова Ю.А., действующая на основании доверенности, в зал суда не явилась, уведомив о согласии на рассмотрение гражданского дела в её отсутствие.
Из представленного отзыва следует, что Администрация <адрес> возражает, против удовлетворения заявленных исковых требований. Мотивирует свою позицию тем, что муниципальное образование <адрес>, наделено государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, включающими в себя, кроме прочего, предоставление данной категории лиц жилых помещений. В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ - финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий (по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия, сроки и порядок предоставления которых определяются Правительством Республики Хакасия. В силу ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ - органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с правовым смыслом Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ к правовым обязанностям органов местного самоуправления, в т.ч. администрации <адрес>, при решении вопросов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, относятся организация учета детей-сирот, у которых возникло право на жилое помещение, формирование списков и очереди, на предоставление жилья. администрация <адрес> приобретает для обеспечения Детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели <адрес> в текущем финансовом году в виде субвенции. Количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенции, предоставленной на текущий финансовый год. Следовательно, гражданско-правовая ответственность у администрации <адрес>, за не обеспечение Детей-сирот жилыми помещениями, может наступить только при совокупности двух условий: 1) наличия средств субвенции на текущий финансовый год; 2) отсутствие действий со стороны администрации <адрес>, направленных на приобретения жилья для Детей-сирот. Григорьев А.М. принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования <адрес>. Предоставление Григорьеву А.М. жилого помещения должно производиться с учетом очередности установленной вышеуказанным списком, в противном случае нарушаются их права.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика Министерства образования и науки Республики Хакасия в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на жилище.
Право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции РФ).
Однако Конституция РФ не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с передачей соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям функций по предоставлению жилых помещений, регулируются законодателем, который в пределах предоставленных ему полномочий принимает специальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки( попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 года вступившей в силу с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.
На территории Республики Хакасия действует Закон Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», который определяет категории лиц и порядок предоставления жилых помещений в <адрес> детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, место жительства которых находится на территории Республики Хакасия, жилое помещение предоставляется однократно в черте соответствующего городского округа или муниципального района Республики Хакасия по их выбору по месту:
1) выявления или первичного устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;
2) жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на основании решения органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия при условии отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.
Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Григорьев А.М. обратился в прокуратуру <адрес> <адрес> с просьбой обратиться в суд в его интересах об обеспечении жилым помещением.
Григорьев А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Родителями Григорьева А.М. являются: отец – Григорьев М.А., мать – Григорьева И.В.(свидетельство о рождении №
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ в книге записи рождений Алтайского отдела ЗАГС произведена запись № о рождении Григорьева А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родителями указаны: мать – Григорьева И.В., отец – Григорьев М.А. Сведения об отце записаны по указанию матери.
Григорьева И.В. на основании решения Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Григорьева А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев А.М. был определен на полное государственное обеспечение в муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII – вида с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Григорьев А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в муниципальном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII – вида и находился на полном государственном обеспечении.
Григорьев А.М. окончил специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида согласно свидетельства №
Как усматривается из выписки из приказа № 19к от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении учащихся», Григорьев А.М. с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в состав учащихся ГБОУ РХ НПО «ПУ-15» и ему было предоставлено жилье в общежитии училища.
Сведений о зарегистрированных правах Григорьева А.М. и Григорьевой И.В. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах не имеется, что подтверждается уведомлениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ года
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ за № б/н следует, что за Григорьевым А.М. и Григорьевой И.В. согласно данным Алтайского филиала ГУП РХ «УТИ» недвижимого имущества не зарегистрировано.
На основании распоряжения главы муниципального образования Белоярский сельсовет за № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев А.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список на внеочередное получение жилья за № №.
Из списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного главой администрации <адрес>, следует, что Григорьев А.М. значится в указанном списке. Право у Григорьева А.М. на предоставление ему жилого помещения возникло, однако не реализовано до настоящего времени.
<данные изъяты>
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что Григорьев А.М. являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, вместе с тем он до настоящего времени не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд не усматривает нарушения прав граждан, находящихся в списке ранее Григорьева А.М., поскольку последние не лишаются возможности на реализацию своих прав в установленном законом порядке, в том числе и путем обращения в суд с ответствующими требованиями.
Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела Григорьев А.М. признан нуждающимся в жилом помещении, то, что доказательств наличия у него жилого помещения в собственности или по договору социального найма ответчиком суду не представлено, жилым помещением он не обеспечен, а в силу положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация указанного права не зависит от наличия у уполномоченного органа возможности обеспечить его реализацию ранее или позднее определенного срока, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу действующего законодательства прокурор и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины (пункт 9 часть 1 статья 333.36 и пункт 19 часть 1 статья 333.36 Налогового кодекса РФ).
На основании статьи 103 ГПК в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 –199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> Республики Хакасия в защиту интересов Григорьева А. М. к Администрации <адрес> Республики Хакасия об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Григорьеву А. М. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования Белоярский сельсовет в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Судья Попова Г. В.
04 августа 2014 года – дата изготовления мотивированного решения суда.