Решение по делу № 2-215/2018 ~ М-94/2018 от 29.01.2018

Дело № 2-215/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Гульновой Н.В.,

при секретаре Ворошиловой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

18 мая 2018 года

гражданское дело по иску Борисова ФИО12 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Борисов А.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Требования мотивируют тем, что он является членом семьи (сыном), Борисова ЮВ - собственника жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО2-Судженск, <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от 10.09.2001г. От своих соседей узнал, что улица, на которой расположен дом, в котором он проживает, ранее подрабатывалась ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и многие соседи были в связи с этим переселены из своих домов. На основании данной информации, а также учитывая тот факт, что их дом, как бы не старались следить за ним, постоянно подвержен неестественным разрушительным процессам из-за просадки грунта и деформации земной поверхности, его отец обратился в администрацию Анжеро-Судженского городского округа через сеть интернет с вопросом о том, когда начнется расселение дома по <адрес> в связи с тем, что он стал ветхим из-за ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское». На обращение получили ответ (письмо от 07.12.2016г. №Ж-1470), согласно которому их предположение, что дом стоит на подработанной территории подтвердилось, но помочь в переселении из ветхого аварийного дома администрация Анжеро-Судженского городского округа отказалась по причине того факта, что согласно заключению Сибирского филиала ОАО «ВНИМИ» (г. Прокопьевск от 25.06.2013г. №79) вопрос о расселении частного <адрес> требует отдельного решения о выдаче субсидий в судебном порядке, дом отнесен к категории ТОР. Администрацией Анжеро-Судженского городского округа, согласно указанного ответа, было рекомендовано за разрешением вопроса обратиться в суд.

Он не согласен с позицией Администрации, а также с заключением ВНИМИ, которое фактически не провело обследование жилого дома на предмет влияния на него горных работ которые велись ОАО «Шахтоуправление Анжерское» (Согласно Эталона проекта ликвидации Шфсгц (разреза) утвержденного Приказом Минэнерго от 01.11.2001г. №308, специализированная научно - исследовательская организация должна выдать заключение о степени влияния горных работ на состояние жилого дома (не зависимо в каком состоянии находится жилой дом)).

В соответствии со справкой БТИ г. Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» от 19.06.2017г. процент износа на дату инвентаризации жилого дома по <адрес> по состоянию на 08.12.2016г. составляет - 70%. Т.е. жилой дом по <адрес> является ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское».

Жилой дом, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, <адрес>, принадлежит на праве собственности Борисову Ю.В, который, является его отцом. Фактически в доме по <адрес>, он проживает с июня 2006г., в это время в доме поселился его дед по матери ФИО8, у него был переходный возраст и он переселился к нему, он более лояльно относился к нему в плане воспитания, чем родители. После того как у деда ухудшилось здоровье, он стал ухаживать за ним, что подтверждается справкой из УПФР в г. Анжеро-Судженске Кемеровской власти (межрайонное) от 18.01.2018г. №44783. После смерти и деда в 2010г. он продолжал жить в доме, хотел создать семью и 12.10.2013г. официально встал на регистрационный учет по этому адресу. Весной, в период когда он уезжал устраиваться на учебу, в дом залезли бомжи, выбили стекла, нанесли вред внутренней обстановке и его вещам, заявление в милицию не писал, так веры в то что найдут виновных у не было. В августе 2013г. провели ремонт в доме. У него имелось право проживания в жилом доме в качестве члена семьи собственника и он фактически проживал в нем на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское», которое было принято 14.08.2014г. Арбитражным судом Кемеровской области (дело №А27-16816/2012).

В соответствии с информацией предоставленной Федеральной службой кадастра и картографии иного жилья у него нет и не было.

Фактически он не был включен в первоначальный список граждан подлежащих переселению лишь по одной причине, не исследования лицами ответственными за составление списка, причин, которые могут повлиять на безопасность проживания в жилье, в котором истец и проживает, которое подрабатывалось в результате горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское».

Считает, что своим отказом ответчик нарушает его жилищные права.

Просит суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Борисова А.Ю. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставить социальную выплату из расчета 33 кв. метра - на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков 2018 года и последующих периодов из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

В судебное заседание истец Борисов А.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представители третьих лиц Министерства энергетики РФ, ФГБУ ГУРШ о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца – Кузьменко А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа – Килина Е.В., действующая по доверенности, иск не признала.

Третье лицо – Борисов Ю.В. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что он как собственник не претендует на приобретение выплаты, поскольку имеет иное жильё.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, … в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…    

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.

Согласно Правил, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" на реализацию программ местного развития местным бюджетам шахтерских городов предоставляются межбюджетные трансферты за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 5 указанных Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов определяется на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных шахт, списков граждан, подлежащих переселению (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, на основании ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8 Правил).

Орган местного самоуправления шахтерского города заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по энергетике (п. 12 Правил).

По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат, которые являются одной из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением. Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Согласно п.9-10 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья).

Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

33 кв. метра - для одиноких граждан;

42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.12).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемости граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Судом установлено, что согласно электронному сообщению Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 09.11.2016г., сообщению от 07.12.2016г. на имя Борисова Ю.В.. следует, что дом по <адрес> согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ за от 25.06.2013г. расположен на горном отводе ОАО шахтоуправление «Анжерское» по категории ТОР ( требующие отдельного решения). Согласно ст. 30 п.4 ЖК РФ собственник дома обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, своевременно проводить ремонт и т.д., не допуская бесхозяйного с ним обращения. При несогласии с данным обстоятельством рекомендовано обратиться в суд.

Собственником дома по <адрес> является Борисов Ю.В. на основании договора купли-продажи от 10.09.2001г., зарегистрированного в установленном законом порядке.

Родственные отношения между Борисовым А.Ю. и Борисовым Ю.В. (отец итсца), ФИО8 (дед истца по матери) подтверждены свидетельствами о рождении, о заключении брака.

Согласно отчету о научно - технической работе произведенной СФ ОАО ВНИМИ (<адрес>), утвержденного 25.06.2013г., дом по <адрес> (1959 года постройки) нежилой, ТОР требующий отдельного решения о субсидии.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Определением Анжеро-Судженского городского суда от 12.02.2018г. по ходатайству истца по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению ВНИМИ НИИ горной механики и маркшейдерского дела Сибирского филиала в г. Прокопьевске № 031-2/з от 20.03.2018г. следует, что: жилой дом по <адрес> находится на горном отводе ОАО шахтоуправление «Анжерское», в зоне влияния ее подземных работ. Жилой дом имеет физический износ 70%, причина ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов, однако основным является подземные работы, то есть техническое состояние дома находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 жилой дом по <адрес> может быть рекомендован к сносу по критериям безопасности.

Указанное заключение специалистов суд оценивает, как относимое и допустимое по делу, подтверждающее, что дом по <адрес> в г. Анжеро-Судженске признан ветхим и непригодным для проживания, подлежащим сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО Шахтоуправление «Анжерское».

Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истца в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003г. для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации. Решением Арбитражного суда от 14.08.2014 года ОАО «Шахтоуправление Анжерское» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство на срок 6 месяцев, до 07.02.2015г.

ОАО «Шахтоуправление Анжерское» 14.08.2014 года признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, находится в стадии ликвидации. То есть, ОАО «Шахтоуправление Анжерское» является ликвидируемым предприятием угольной промышленности, моментом принятия решения о ликвидации шахты является 14.08.2014г

Согласно справке БТИ от 19.06.2017г. за Борисовым А.Ю. недвижимости не значится. Жилой дом по <адрес> общая площадь – 38,8 кв.м., жилая - 28,8 кв.м., процент износа – 70 %. Согласно акту оценочной комиссии от 2016г. подтвержден износ дома 70%.

Согласно справкам ООО УК Жилищник в доме зарегистрирован Борисов А.Ю. с 12.10.2013г. до настоящего времени. Также в период с 20.06.2006г. по 01.07.2010г. (до момента смерти 17.06.2010г.) в доме был зарегистрирован один ФИО8 Из справки УПФР в г. Анжеро-Судженске от 18.01.2018г. следует, что Борисов А.Ю. состоял на учете, и ему была установлена выплата как неработающему лицу, осуществляющему уход за лицом, достигшим возраста 80 лет - ФИО8 в период с <дата> по 17.06.2010г.

Согласно справке Поликлиники г. Анжеро-Судженск от 19.01.2018г. для жилищного отдела, адрес Борисова А.Ю. указан как <адрес> (по району обслуживания).

Согласно выписке из ЕГРП отсутствуют сведения о наличии недвижимого имущества за Борисовым А.Ю. (лд15-17).

Анализируя представленные суду письменные доказательства, которые суд находит относимыми и допустимыми по делу, суд приходит к выводу, что регистрацию в данном доме Борисов А.Ю. имеет с 2013г., фактически он также проживал в этом доме, в том числе и на август 2014 года – момент принятия решения о ликвидации шахты), и ранее, являясь членом семьи собственника жилого помещения Борисова Ю.В., что подтверждается представленными в дело материалами.

    Довод ответчика о том, что в связи с тем, что выделяемых ежегодно бюджетных средств для ликвидации ветхого жилья и переселения проживающих в нем граждан недостаточно, проживающие в нем граждане должны поддерживать жилье в надлежащем эксплуатационном состоянии с учетом очередности сноса, изложенный в ответе на обращение истца, а также отсутствие прямого указания на снос дома по заключению ВНИМИ, на выводы суда о наличии у истца прав на предоставление социальной выплаты не влияет.

При этом проживание истца в доме на момент ликвидации шахтоуправления ответчиком не оспаривалось.

На день рассмотрения дела иного жилого помещения, кроме как по <адрес> в г. Анжеро-Судженске ни в собственности, ни по договору социального найма за истцом не значится.

Разрешая спор по существу, суд исходит из того, что поскольку дом по <адрес> подвергся негативному влиянию в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское», вследствие чего стал непригодным для проживания по критериям безопасности, иного жилья истец не имеет, нуждается в социальной поддержке государства, в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дают суду право на включение истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское», а внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, следовательно, требования истца о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.

Несмотря на то, что в настоящее время ОАО «Шахтоуправление Анжерское» не ликвидировано, находится в стадии ликвидации, тем не менее, ответчик формирует и утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшим в результате ведения горных работ на находящемся в стадии ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 и руководствуясь заключением СФ ОАО ВНИМИ от 20.03.2018г., что также было установлено при рассмотрении дела. При этом условие о ликвидации предприятия угольной промышленности не является обязательным, юридически значимым обстоятельством при разрешении настоящего спора является принятие решения о ликвидации такого предприятия.

На основании вышеизложенного, суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Бориосва А.Ю. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и предоставить социальную выплату из расчета 33 кв. метров - на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисова АЮ к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, удовлетворить:

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Борисова АЮ, <дата> года рождения, уроженца г. <адрес>, зарегистрированного по <адрес> в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление «Анжерское».

Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Борисову АЮ социальную выплату для приобретения жилья из расчета 33 кв.м. как на одиноко проживающего гражданина, исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в мотивированном виде через Анжеро-Судженский городской суд.

В мотивированном виде решение суда составлено 23.05.2018г.

Председательствующий:

2-215/2018 ~ М-94/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Борисов Андрей Юрьевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Борисов Юрий Васильевич
Кузьменко Андрей Викторович
Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов
Министерство энергетики РФ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Гульнова Н.В.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
29.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2018Подготовка дела (собеседование)
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Судебное заседание
04.05.2018Производство по делу возобновлено
18.05.2018Судебное заседание
23.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2018Дело оформлено
12.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее