Дело № 2а-245/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дубёнки 21 августа 2018 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Салахутдиновой Альбины Мухаррямовны,
при секретаре судебного заседания Кудосиной Людмиле Николаевне,
с участием в деле:
административного истца – межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский»,
его представителя Синезубова Алексея Викторовича, действующего на основании доверенности от 21 августа 2018 года,
административного ответчика Депцова Владимира Геннадьевича,
прокурора – и.о. прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Потёмина Дениса Михайловича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» об установлении административного надзора в отношении Депцова Владимира Геннадьевича,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» (далее по тексту – ММО МВД России «Чамзинский») обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Депцова В.Г.
В обоснование административного иска указал, что приговором Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 28 августа 2009 года Депцов В.Г. ДД.ММ.ГГГГ рождения осуждён по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
20 февраля 2016 года Депцов В.Г. освобождён условно-досрочно на 01 год 11 месяцев 25 дней из мест лишения свободы и после отбытия наказания проживает по адресу: <адрес>.
По месту жительства Депцов В.Г. характеризуется удовлетворительно, по месту отбытия наказания – положительно, в настоящее время нигде не работает.
В 2018 году Депцов В.Г. дважды привлечён к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.21 и статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ММО МВД России «Чамзинский» просил суд установить в отношении административного ответчика Депцова В.Г. административный надзор сроком на три года и установить в отношении него следующие административные ограничения:
- обязать являться на регистрацию два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания или фактического нахождения для регистрации в установленные данным органом дни,
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях,
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов следующего дня.
В судебном заседании представитель административного истца – ММО МВД России «Чамзинский» Синезубов А.В. административное исковое заявление поддержал по указанным в нём основаниям.
В судебном заседании административный ответчик Депцов В.Г. не возражал против установления в отношении него административного надзора, однако просил не устанавливать ему запрет на пребывание вне жилого дома в ночное время.
В судебном заседании прокурор Потёмин Д.М. в заключении полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, при этом считал целесообразным установить в отношении административного ответчика также и ограничение в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, т.к. преступления и административные правонарушения совершены Депцовым В.Г. в состоянии алкогольного опьянения, а в установлении ограничения в виде запрета пребывания вне жилого дома в ночное время – отказать, поскольку оно не мотивировано.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается из требований частей 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту – Федеральный закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 1 части 1, пункту 2 части 3 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, приговором Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2009 года Депцов В.Г. ДД.ММ.ГГГГ рождения осуждён за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного частью первой статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде девяти лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 2-7, 49-54).
20 февраля 2016 года Депцов В.Г. освобождён из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 01 год 11 месяцев 25 дней (л.д.8).
Исходя из этого и в силу пункта «д» части 3, части 4 статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день совершения преступления), судимость Депцова В.Г. за совершение особо тяжкого преступления погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, т.е. погашается 20 февраля 2024 года.
По сведениям ММО МВД России «Чамзинский» и как установлено в судебном заседании, после условно-досрочного освобождения от отбывания наказания административный ответчик, зарегистрированный по адресу: <адрес>, фактически проживает совместно со своей матерью по адресу: <адрес> (л.д. 14 об.ст., 61).
С 14 июня 2016 года административный ответчик Депцов В.Г. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности – деятельность такси, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15 августа 2018 года (л.д. 34-36).
Согласно характеристике на осуждённого от 25 февраля 2016 года, Депцов В.Г. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия установленный порядок отбывания наказания нарушал три раза, в дисциплинарном порядке наказывался три раза, имел десять поощрений, к труду относился удовлетворительно, мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, на профилактическом учете не состоял, характеризовался положительно (л.д. 8 об.ст.).
По месту жительства Депцов В.Г. характеризуется положительно, как трудолюбивый, увлекающийся техникой, за время проживания в с. Чиндяново Дубёнского района Республики Мордовия со стороны администрации села, жителей замечаний и нареканий на Депцова В.Г. не поступало (л.д. 15).
Из справки-характеристики, выданной УУП ОП № 17 ММО МВД России «Чамзинский» К.Ю.Н. 15 августа 2018 года, следует, что после условно-досрочного освобождения Депцов В.Г. был поставлен на профилактический учет в ОП № 17 ММО МВД России «Чамзинский» и во время нахождения на профилактическом учете он характеризовался с положительной стороны, нарушений условий отбывания не допускал, на регистрацию являлся строго в установленный графиком срок, общественный порядок не нарушал, жалоб и нареканий со стороны родственников, знакомых и администрации Чиндяновского сельского поселения Дубёнского муниципального района Республики Мордовия на Депцова В.Г. не поступали. Однако, после окончания срока условно-досрочного освобождения, административный ответчик стал употреблять спиртные напитки, враждебно относиться к своей бывшей супруге и детям, совершил в отношении своих детей преступление, предусмотренное частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, что дало основание полагать, что Депцов В.Г. на путь исправления не встал, правильных выводов для себя не сделал, по характеру вспыльчив и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не уравновешен, ведет себя агрессивно (л.д. 40).
Оценивая личность административного ответчика, суд учитывает также, что на учете у врачей нарколога и психиатра в ГБУЗ Республики Мордовия «Дубёнская районная больница» он не состоит (л.д. 14).
Постановлением заместителя начальника ОП № 17 ММО МВД России «Чамзинский» от 04 апреля 2018 года Депцов В.Г. привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (появление 03 апреля 2018 года в общественных местах в состоянии опьянения) (л.д. 33).
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 08 июня 2018 года и постановлениями и.о. мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия 17 июля 2018 года административный ответчик привлечён к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нанесение 03 апреля 2018 года побоев дочери), частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление 27 и 28 мая 2018 года транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) (л.д. 30-31, 45-46, 47-48).
Постановления о привлечении Депцова В.Г. к административной ответственности не обжалованы и вступили в законную силу.
Так же, как установлено судом, после освобождения из мест лишения свободы административный ответчик 03 апреля 2018 года совершил преступление небольшой тяжести в отношении несовершеннолетней дочери (по части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации), за которое осуждён к условной мере наказания, что подтверждается приговором мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 01 июня 2018 года (л.д. 42-44).
Данные обстоятельства сомнения в достоверности не вызывают.
На основании изложенного судом установлено, что совершеннолетний Депцов В.Г., условно-досрочно освобожденный на неотбытый срок наказания в виде лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, в течение 2018 года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и на здоровье населения и общественную нравственность, а также два административных правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем он относится к числу лиц, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, поэтому в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
При этом суд, с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного им особо тяжкого преступления, его поведения после освобождения из мест лишения свободы – склонного к злоупотреблению спиртными напитками, на путь исправления не вставшего, свидетельствующего о необходимости установления максимального срока административного надзора, полагает возможным установить в отношении Депцова В.Г. административный надзор сроком на три года.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
С учетом требований закона, обстоятельств дела и личности Депцова В.Г., характера и степени общественной опасности совершённого им преступления, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административному ответчику административных ограничений.
Поскольку административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным, суд, с учетом характеризующих данных Депцова В.Г., считает необходимым удовлетворить требование в части указанного ограничения в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом указанное количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (один раз в месяц), по мнению суда, является разумным и достаточным.
Суд также считает обоснованным требование о запрещении посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них, в целях предупреждения возможного совершения Депцовым В.Г., с учетом его личности, преступлений и других правонарушений, а также оказания на него индивидуального профилактического воздействия с целью защиты государственных и общественных интересов.
Частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Как следует из приговоров от 25 августа 2009 года, 01 июня 2018 года, а также постановлений о назначении административных наказаний от 04 апреля 2018 года, 08 июня 2018 года и 17 июля 2018 года, преступления и административные правонарушения совершены Депцовым В.Г. в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя.
Принимая во внимание изложенное, в том числе данные, характеризующие личность административного ответчика, свидетельствующие о его образе жизни и склонности к употреблению спиртных напитков, учитывая, что после условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы (20 февраля 2016 года) Депцов В.Г. осужден в 2018 году к лишению свободы условно, суд считает целесообразным установить ему административное ограничение в виде запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков и (или) разрешено распитие спиртных напитков.
Установление этих видов административных ограничений, по мнению суда, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона, - с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
В то же время суд не усматривает оснований для установления административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 6 часов следующего дня, поскольку сведений о необходимости установления данного ограничения не представлено, а судом в ходе рассмотрения настоящих требований - не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьёй 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Чамзинский» об установлении административного надзора в отношении Депцова Владимира Геннадьевича удовлетворить.
Установить в отношении Депцова Владимира Геннадьевича ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, административный надзор сроком на 3 (три) года, исчисляемым со дня вступления решения суда в законную силу.
Установить в отношении Депцова Владимира Геннадьевича в течение срока административного надзора следующие административные ограничения:
- обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания или фактического нахождения для регистрации в установленные данным органом дни;
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий, не носящих общественно-политический характер, и участие в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков и (или) разрешено распитие спиртных напитков.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий (подпись) А.М. Салахутдинова