Дело № 2-507/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семёновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
08 мая 2019 года
гражданское дело по иску Вялых ФИО13, Вялых ФИО14, Вялых ФИО15 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой, предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Вялых О.В., Вялых Г.С., Вялых В.П. обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что <адрес> расположен на горном отводе ОАО «Ш/у Анжерское». На основании заключения СФ ОАО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела-межотраслевой научной центр ВНИМИ» от <дата> №, дом включён и подлежит к сносу, как жилье, ставшее ветхим в результате его подработки горными работами. Они являются собственниками данного дома общей площадью 34,9 кв.м., с кадастровым номером № и проживают в нем на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата> и свидетельства о государственной регистрации права от <дата> №
Ими были предоставлены документы <дата> в жилищный отдел администрации Анжеро-Судженского городского округа. <дата> им пришел отказ в предоставлении жилья по мотивам поздней прописки в доме сына - Вялых О.В. Сын после развода с женой переехал к ним, своего жилья у него никогда не было и на данный момент живет и прописан у них. Дом полностью не пригоден к проживанию и им приходится жить у родственников.
Администрация Анжеро-Судженского городского округа не предоставляет им социальную выплату в связи с тем, что Минэнерго РФ не утверждает, дополнительные списки и соответственно не выделяет финансирование на них.
Считают, что их права нарушены. Так как данный дом принадлежит им и сыну, данный дом является единственным местом жительства, других жилых помещений у них нет, поэтому они имеют право на социальную выплату.
Просили суд обязать ответчика включить Вялых О.В., Вялых Г.С., Вялых В.П. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставить социальную выплату за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда.
Истцы Вялых Г.С., Вялых В.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежаще, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, пояснили, что исковые требования поддерживают и просят требования полностью удовлетворить.
Истец Вялых О.В. в судебном заседании, на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Суду пояснил, что фактически перестал проживать с супругой в 2009 году, с 2012 года проживал с родителями по адресу: <адрес>, жили с родителями одной семьей, вели совместное хозяйство. В конце 2015 оды выехали из дома, поскольку там стало невозможно проживать, была зима и в доме было очень холодно и сыро, в подполье весь год стояла вода.
Представитель истца Расторгуева К.В., допущенная для участия в рассмотрении гражданского дела в порядке ст. 53 ГПК, в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в доме в настоящее время невозможно жить, в подполье вода, истцы перестали проживать в доме с ноября 2015 года. Квартира по <адрес> принадлежит бывшей супруге истца ФИО8 и ее детям. Она ? долю квартиры унаследовала после смерти своей матери, вторую половину выкупила позже в пользу детей. Истец никогда на данную квартиру не претендовал, иного жилья у него нет.
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа – Килина Е.В., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно заключения ВНИМИ дом является ветхим подлежит сносу, но у истца Вялых О.В. поздняя прописка.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще. В письменном отзыве представитель Минэнерго РФ просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что у администрации отсутствуют правовые основания для предоставления истцу Вялых О.В. социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Ш/у Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности.
Заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…
03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.
Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.
В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Вялых Г.С. на основании договора купли-продажи от <дата>.
Согласно сведениям домовой книги в <адрес>, в <адрес> Вялых Г.С. зарегистрирована с <дата>, Вялых В.П. зарегистрирован с <дата>, Вялых О.В. зарегистрирован с <дата>, что также подтверждается справкой МП «ЕРКЦ» от <дата>.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сведения о правах Вялых О.В. на объекты недвижимости за период с <дата> по <дата> отсутствуют.
Согласно справке БТИ от <дата> № следует, что сведениями о наличии недвижимого имущества за Вялых О.В., Вялых Г.С., Вялых В.П. не располагают.
В подтверждение факта проживания в доме истцами также представлены суду:
медицинская карточка Вялых О.В., из которой следует, что он проживает по адресу: <адрес>, в том числе результаты флюорографии грудной клетки от <дата>, где также указан данный адрес;
договор оказания услуг по водоснабжению и водоотведению от <дата> по адресу: <адрес> на имя Вялых В.П., квитанции об оплате услуг по водоснабжению;
квитанции по оплате угля на заказчика Вялых В.П., адрес: <адрес>, от <дата>, от <дата>.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что с Вялых О.В. они поженились в 2007 году, жили в квартире у ее мамы, родились дети. Жили плохо, совместную жизнь прекратили примерно в 2008-2009 годах. Мама заболела и он ушел. Квартира досталась ей от мамы ? доля ей и ? доля брату, брат свою долю продал ФИО25, она у неё выкупила и оформила долю на детей. Вялых О.В. после того как они расстались проживал у своей матери по <адрес>.
Свидетель ФИО10 пояснила, что ФИО26 является ей подругой, она практически с истцом Вялых О.В. не жила. Он жил у своей матери по <адрес>. Иногда приходит общается с детьми. Витт Олеся живет в материной квартире.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что она проживает по <адрес>. Вялых О.В. знает давно. С 2011 года он жил по <адрес> с родителями. В настоящее время по указанному адресу не проживают, так как дом ветхий и жить в нем невозможно. Проезжая мимо каждый день замечает, что дом рушится.
Решением Арбитражного суда от <дата> ОАО «Шахтоуправление Анжерское» признано несостоятельным (банкротом).
Согласно ответу Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> на устное обращение, поступившее в адрес Администрации от Вялых П.В., дом, по <адрес> расположен на горном отводе ОАО «Ш/у Анжерское». На основании заключения ВНИМИ от <дата> № дом подлежит к сносу, как жилье, ставшее ветхим в результате его подработки горными работами. Отказано во включение в списки граждан, подлежащих переселению по причине регистрации Вялых О.В. по этому адресу <дата>, то есть после даты заключения СФ ОАО «ВНИМИ».
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Вялых Г.С. на праве собственности, вместе с ней проживают и зарегистрированы члены ее семьи: Вялых О.В., Вялых В.П. Иного жилья в собственности у истцов не имеется.
Согласно заключению № СФ АО ВНИМИ от <дата>, процент износа <адрес>, расположенного по <адрес> - 65%. Техническое состояние жилого дома находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ликвидированной шахты ОАО «Шахтоуправление Анжерское». Рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории подработанных ветхих.
Таким образом, суд считает установленным, что жилой <адрес>, расположен на горном отводе шахты ОАО «Ш/у Анжерское» и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.
Анализируя представленные суду доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Ш/у Анжерское» Вялых О.В., Вялых Г.С., Вялых В.П. фактически проживали в <адрес>, данный дом является единственным и постоянным местом жительства истцов, иного жилья в собственности истцы не имеют. В случае сноса указанного жилого помещения они нуждаются в социальной помощи государства в целях приобретения иного жилья.
Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.
Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)
33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;
18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.
Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Вялых О.В., Вялых Г.С., Вялых В.П., зарегистрированных по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ОАО «Ш/у Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 18 кв.метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вялых ФИО16, Вялых ФИО17, Вялых ФИО18 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа, находящуюся по адресу: <адрес>, включить Вялых ФИО19, <дата> года рождения, уроженца <адрес>а <адрес>, Вялых ФИО20, <дата> года рождения, уроженку <адрес>а <адрес>, Вялых ФИО21, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Предоставить Вялых ФИО22, Вялых ФИО23, Вялых ФИО24, подлежащим переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское», социальную выплату из расчета 18 кв.метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Кемеровской областной суд в течение месяца через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Решение в мотивированной форме изготовлено 13.05.2019.