Дело № 2-1105
2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2017 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО6, с участием истца – ФИО2, представителя истца – ФИО7, ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, Администрации <адрес>, о признании незаконным свидетельства о праве на наследство по завещанию, признании права собственности в порядке наследования по закону,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3, Администрации <адрес>, в котором просит признать незаконным свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенное ФИО8 секретарем исполкома Малореченского сельского совета в пользу ФИО13 после смерти ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ на ? долю в <адрес> в <адрес> РК.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены и фактически истец и его представитель просили признать недействительным завещание ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенное ФИО8 секретарем исполкома Малореченского сельского совета; признать за ФИО2 право собственности в порядке наследования по закону после смерти ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ на ? долю в <адрес> в <адрес> РК.
Исковые требования мотивированны тем, что ФИО2 является супругом умершей ФИО4. При жизни истцу и ФИО9 в равных долях принадлежала <адрес> в <адрес>. В указанной квартире истец проживал на момент открытия наследства и проживает сейчас, другого жилья у него нет. При жизни наследодателем было составлено завещание от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому принадлежащую ей долей распорядилась в пользу ФИО3. Истцу стало известно, что в материалах наследственного дела имеются заявления от его имени, об отказе от наследства после смерти ФИО4, однако таких заявлений он не писал, не был в Малореченском сельском совете ДД.ММ.ГГГГ, никакие заявления ему от его имени никто ему не зачитывал. Поскольку истец на момент смерти ФИО4 являлся нетрудоспособным, то имеет право на получение обязательной доли наследства. Учитывая, что по завещанию ответчику полагается ? доля в спорной квартире, то при наличии права истца, обязательная доля наследства составляет ? долю.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Ответчик в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил, что завещание ФИО4 написала самостоятельно, при составлении завещания ответчик не присутствовала. После смерти ФИО4 она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства как по закону, так и по завещанию и по настоящее время свидетельства о праве на наследство не получила. Считает, что требования ответчика о признании за ним права собственности на наследство как на обязательную долю не обоснованы, поскольку он отказался от принятия наследства, о чем имеются заявления поданные нотариусу.
Суд, выслушав стороны и представителя истца, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".
Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод (1950 года), а именно, ст. 1 Первого протокола к ней (1952 года) предусматривает право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, не допускается лишение лица его собственности иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, признано право государства на осуществление контроля за пользованием имуществом в соответствии с общими интересами или для обеспечения оплаты налогов или иных сборов или штрафов.
Гарантии осуществления права собственности и его защиты закреплено и в ст.35 Конституции Российской Федерации – каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защиту, включая судебную, указанного права, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
Согласно ст. 1110 ГК Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст.1224 ГК Российской Федерации, отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по ФИО1 праву.
Судом установлено, что ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 81 лет в <адрес>, АРК, Украина, что следует из свидетельства о смерти.
Тем самым к наследственным правоотношениям после смерти ФИО4 подлежит применению ГК Украины.
На момент смерти ФИО4 ей принадлежала ? доля <адрес> в <адрес>, что следует из свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ – спорная квартира.
Согласно ст. 1216 ГК Украины, наследованием является переход прав и обязанностей (наследства) от физического лица, которое умерло (наследодателя) к другим лицам (наследникам).
В соответствии со ст. 1217 ГК Украины, наследование осуществляется по завещанию или по закону.
Согласно ст. 1218 ГК Украины, в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства и не прекратились вследствие его смерти.
Согласно ст. 1222 ГК Украины, наследниками по завещанию и по закону могут быть физические лица, которые являются живыми на время открытия наследства, а также лица, были зачаты при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Наследниками по завещанию могут быть юридические лица и другие участники гражданских отношений (статья 2 этого Кодекса).
В соответствии со ст. 1223 ГК Украины, право на наследование имеют лица, определенные в завещании. В случае отсутствия завещания, признания его недействительным, непринятия наследства или отказа от его принятия наследниками по завещанию, а также в случае неохвата завещанием всего наследства право на наследование по закону получают лица, определенные в статьях 1261-1265 настоящего Кодекса. Право на наследование возникает в день открытия наследства.
Согласно ч. 1 ст. 1258 ГК Украины, наследники по закону получают право на наследование поочередно.
В материалах дела имеется завещание ФИО4 удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, секретарем исполнительного комитета Малореченского сельского совета <адрес>, АРК, Украины, зарегистрированное в реестре под №, согласно которому ФИО4 на случай своей смерти сделала завещательное распоряжение: ? часть квартиры расположенной по адресу: АРК, <адрес>, завещала ФИО13, 1980 года рождения.
Согласно ст. 1233 ГК Украины, завещанием является личное распоряжение физического лица на случай своей смерти.
В соответствии со ст. 1234 ГК Украины, право на завещание имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Право на завещание осуществляется лично. Совершение завещания через представителя не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 1235 ГК Украины, завещатель может назначить своими наследниками одно или несколько физических лиц, независимо от наличия у него с этими лицами семейных, родственных отношений, а также других участников гражданских отношений.
Кроме того, ГК Российской Федерации предусматривает основания для оспаривания завещания, так, согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", завещания относятся к числу недействительных вследствие ничтожности при несоблюдении установленных ГК РФ требований: обладания гражданином, совершающим завещание, в этот момент дееспособностью в полном объеме (пункт 2 статьи 1118 ГК РФ), недопустимости совершения завещания через представителя либо двумя или более гражданами (пункты 3 и 4 статьи 1118 ГК РФ), письменной формы завещания и его удостоверения (пункт 1 статьи 1124 ГК РФ), обязательного присутствия свидетеля при составлении, подписании, удостоверении или передаче завещания нотариусу в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 1126, пунктом 2 статьи 1127 и абзацем вторым пункта 1 статьи 1129 ГК РФ (пункт 3 статьи 1124 ГК РФ), в других случаях, установленных законом. Завещание может быть признано недействительным по решению суда, в частности, в случаях: несоответствия лица, привлеченного в качестве свидетеля, а также лица, подписывающего завещание по просьбе завещателя (абзац второй пункта 3 статьи 1125 ГК РФ), требованиям, установленным пунктом 2 статьи 1124 ГК РФ; присутствия при составлении, подписании, удостоверении завещания и при его передаче нотариусу лица, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруга такого лица, его детей и родителей (пункт 2 статьи 1124 ГК РФ); в иных случаях, если судом установлено наличие нарушений порядка составления, подписания или удостоверения завещания, а также недостатков завещания, искажающих волеизъявление завещателя. В силу пункта 3 статьи 1131 ГК РФ не могут служить основанием недействительности завещания отдельные нарушения порядка составления завещания, его подписания или удостоверения, например отсутствие или неверное указание времени и места совершения завещания, исправления и описки, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления наследодателя. Завещание может быть оспорено только после открытия наследства. В случае, если требование о недействительности завещания предъявлено до открытия наследства, суд отказывает в принятии заявления, а если заявление принято, - прекращает производство по делу (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, часть 2 статьи 134, статья 221 ГПК РФ).
При этом, истцом в ходе судебного разбирательства не предоставлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих незаконность завещания ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом и его представителем не заявлялось ходатайств о допросе свидетелей, истребовании каких-либо доказательств, назначении экспертизы.
Статья 1268 ГК Украины предусматривает, что наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его.
К нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО4 обратились: ФИО10 – внучка наследодателя, в порядке наследования по закону, ФИО11 – внук наследодателя, в порядке наследования по закону, ФИО3 в порядке наследования по закону и по завещанию.
В то же время ФИО12 обратилась с заявлением в котором отказалась от принятия наследства после смерти ФИО4 в пользу ФИО15 (ФИО13) Д.Ю.; ФИО2 (супруг наследодателя, что следует из свидетельства о браке) поданы заявления, зарегистрированные в реестре: за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он отказывается от принятия наследства после смерти ФИО4 в пользу ФИО15 (ФИО13) Д.Ю.; за № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он отказывается от принадлежащей ему обязательной доли наследственного имущества, которое осталось после смерти ФИО4.
В рамках оформления наследства после смерти ФИО4 нотариусом Алуштинского городского нотариального округа ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ на имя: ФИО11 выдано свидетельство о праве на наследство по закону № <адрес>9, реестровый №, согласно которому ФИО11 унаследовал 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; ФИО10 выдано свидетельство о праве на наследство по закону № <адрес>0, реестровый №, согласно которому ФИО10 унаследовала 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию на иных лиц нотариусом по настоящее время не выданы.
Согласно ст. 1241 ГК Украины, малолетние, несовершеннолетние, совершеннолетние нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные вдова (вдовец) и нетрудоспособные родители наследуют, независимо от содержания завещания, половину доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Размер обязательной доли в наследстве может быть уменьшен судом с учетом отношений между этими наследниками и наследодателем, а также других обстоятельств, имеющих существенное значение. В обязательную долю в наследстве засчитывается стоимость вещей обычной домашней обстановки и обихода, стоимость завещательного отказа, установленного в пользу лица, имеющего право на обязательную долю, а также стоимость других вещей и имущественных прав, перешедших к ней как к наследнику. Любые ограничения и обременения, установленные в завещании для наследника, имеющего право на обязательную долю в наследстве, действительны лишь в отношении той части наследства, которая превышает его обязательную долю.
В соответствии со ст. 1274 ГК Украины, наследник по завещанию вправе отказаться от принятия наследства в пользу другого наследника по завещанию. Наследник по закону имеет право отказаться от принятия наследства в пользу кого-либо из наследников по закону независимо от очереди. Отказ от принятия наследства может быть признан судом недействительной по основаниям, установленным статьями 225, 229-231 и 233 настоящего Кодекса (ст. 225 ГК – «правовые последствия совершения сделки дееспособным физическим лицом, которое в момент ее совершения не осознавало значения своих действий и (или) не могла руководить ими»; ст. 229 ГК – «Правовые последствия сделки, совершенной под влиянием заблуждения»; ст. 230 ГК – «Правовые последствия совершения сделки под влиянием обмана»; ст. 231 ГК – «Правовые последствия сделки, совершенной под влиянием насилия»; ст. 233 ГК – «Правовые последствия сделки, совершенной под влиянием тяжелого обстоятельства»).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО2 имел право, в силу действующего на тот момент наследственного права, отказаться от принадлежащей ему обязательной доли в наследстве, и данное право было ним реализовано в поданных заявлениях.
В соответствии с п. 3 ст. 11 ГК Российской Федерации, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Из толкования указанных норм процессуального права следует, что сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается, а суд в свою очередь лишь по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств, тем самым суд как арбитр не может сам выступать стороной по делу и осуществлять сбор, выяснение наличия доказательств по рассматриваемому спору.
В соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом, суду истцом не предоставлено относимых, допустимых и достаточных доказательств дающих основания для признания недействительным отказа ФИО2 от обязательной доли в наследстве, ходатайств о допросе свидетелей либо назначении экспертиз ни истцом ни его представителем не заявлялось.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст.ст.1110-1113 ГК Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО3, Администрации <адрес>, о признании незаконным свидетельства о праве на наследство по завещанию, признании права собственности в порядке наследования по закону.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 321 ГПК Российской Федерации.
Судья: