Дело № 2-623/2017
Решение
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Зайцевой О.Ю.,
при секретаре Коробовой ВВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области 28 августа 2017 года
гражданское дело по иску Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истец Нестеренко С.С. обратился в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилого дома по <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «<...>», предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивирует следующим.
Ему и его матери Нестеренко Л.И. на праве собственности принадлежат по 1/4 доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес> государственного унитарного предприятия ВНИМИ от <дата> № находится на подработанном участке шахты «<...>» и рекомендуется к сносу за счет средств господдержки. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Однако истцу отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку его мать, как собственник 1/4 доли не представила свои документы, мать по решению суда лишена родительских прав.
Просит суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа внести его в список граждан, подлежащих переселению, на приобретение жилья взамен сносимого, ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и выплатить социальную выплату.
В судебном заседании истец Нестеренко С.С. исковые требования уточнил, пояснил суду, что он и его мать фактически являются собственниками в равных долях <адрес> указанном доме, в настоящее время он не проживает ней в связи с ветхостью дома, мать в доме фактически не проживает. Просит суд включить его в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ вместе с матерью, обязать ответчика предоставить социальную выплату им на семью из 2-ух человек.
Нестеренко Л.И., являющаяся третьим лицом, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще. В своем заявлении, поступившем в суд <дата>, заявила свои требования относительно предмета спора. Просит суд включить её в список граждан, подлежащих переселению с подработанной территории вместе с сыном Нестеренко С.С. и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. м. на семью из двух человек.
Третье лицо Барсук Г.Д., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в заявлении указывает, что самостоятельных требований на предмет спора не заявляет, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица Нестеренко Л.И., заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, третьего лица Барсук Г.Д., представителя третьего лица Министерства энергетики РФ.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Закона следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченность иным жильем.
Как следует из выписки из ЕГРП от <дата>, за Нестеренко С.С. зарегистрировано на праве собственности 1/4 доли жилого дома по <адрес> (л.д.5) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> (л.д. 4).
Согласно телефонограмме специалиста адресного бюро УМВД РФ по Кемеровской области от <дата> № (л.д. 27) Нестеренко С.С. был зарегистрирован: впервые при получении первого паспорта <дата> по адресу <адрес> по <дата>, когда был снят в связи с убытием в <адрес>. С <дата> по <дата> был зарегистрирован в <адрес> в доме интернате для престарелых. При получении паспорта по достижении 20-ти лет <дата> был поставлен на регистрационный учет в <адрес> по адресу <адрес> <адрес>, дом-интернат. Имел регистрацию по этому адресу в период с <дата> по <дата>. С <дата> по настоящее время имеет регистрацию в <адрес> по адресу <адрес>.
Согласно телефонограмме специалиста адресного бюро УМВД РФ по Кемеровской области от <дата> № (л.д. 94) Нестеренко Л.И., родившаяся <дата> в пос. мыс <адрес>, была зарегистрирована по адресу <адрес> в период с <дата> по <дата>. <дата> снята с регистрационного учета, место выбытия не указала. Регистрации по <адрес> не имеет.
Согласно сведениям домой книги (л.д. 6-8) в доме по <адрес> зарегистрирован Нестеренко С.С. с <дата>.
Согласно справке № <...> <адрес> от <дата> №
по 1/4 доли жилого дома адресу: <адрес> в <адрес> принадлежат Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> №,
1/2 доля жилого дома принадлежит Барсук Г.Д. на основании договора дарения дома (части дома) от <дата> № (л.д. 28).
Из ответа Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> на обращение Нестеренко С.С. (л.д. 9) следует, что <адрес> в <адрес> по заключению Сибирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия ВНИМИ от <дата> №, находится на подработанном участке шахты «<...>» и рекомендуется сносу за счет средств господдержки. Дом включен в список ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности. Поскольку дом находится в долевой собственности Нестеренко С.С. и Нестеренко Л.И. необходимо представить правоустанавливающие документы на обоих собственников.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания акционеров ОАО шахта «<...>» от <дата> принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия (л.д. 87-89)
Согласно протоколу № ОАО «<...>» от <дата> ликвидационная комиссия постановила на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье «Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации», в связи с передачей собственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средство государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО «Шахта «<...>» (л.д. 90).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.01.2003 года (л.д. 91) ОАО «Шахта «<...>» признано банкротом, открыто конкурсное производство.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ОТ <дата> ОАО «Шахта «<...>» прекратила деятельность <дата>.
Заключением ВНИМИ от <дата> № жилой дом адресу: <адрес> в <адрес> подлежит сносу по причине подработки из-за превышения расчетных деформаций поверхности над допустимыми с процентом износа более <...>л.д.29-30).
Разрешая требования Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахты «<...>», предоставлении социальной выплаты, оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению полностью.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истцы Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. являются собственниками по 1/4 доли жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата> №, что фактически является отдельной квартирой №, что следует из сведений инвентарного дела на дом, показаний истца Нестеренко С.С. и свидетеля МНБ, данных суду. Иного жилья в собственности или пользовании не имеют, что следует из представленных доказательств по делу (л.д.5,6-8,26-28,54,68) и не опровергнуто ответчиком.
В периоды с <дата> по <дата> Нестеренко С.С. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес> в <адрес>, с <дата> по <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> в <адрес>, с <дата> по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>. В настоящее время проживает по адресу: <адрес>, так как проживание в доме по адресу: <адрес> невозможно.
В период с <дата> по <дата> Нестеренко Л.И. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данный жилой дом является единственным жильем истца Нестеренко Л.И., ранее до <...> года, как следует из показаний истца Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. в нем проживала постоянно, в последнее время не проживает в связи с невозможностью проживания в нем по причине ветхости, что представителем ответчика не оспаривается.
В связи с установленными выше обстоятельствами, факт не проживания в настоящее время истцов в жилом помещении, подлежащем сносу по условиям подработки носит вынужденный характер, не зависящий от их воли в силу объективных причин и не может, по мнению суда, повлечь ограничения в реализации истцами права на жилище, установленного ст. 40 Конституции Российской Федерации. По этим же причинам непроживание истца Нестеренко С.С. в доме по <адрес> период с <...> года по настоящее время не является основанием для отказа ему в удовлетворении исковых требований, поскольку оно носило вынужденный характер по причине лишения родительских прав матери и болезни истца он проживал в различных социальных учреждениях, что подтверждается совокупностью доказательств (л.д.10,12,27,31,39,55).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013), устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (статья 2).
Анализ приведенных положений Закона показывает, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Таким образом, установленные обстоятельства в их совокупности дают право истцам быть включенными в заявленный список и на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному делу, суд находит заявленные истцами требования подлежащими удовлетворению полностью.
Суд удовлетворяет исковые требования Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И., обязывает администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «<...>» и предоставить социальную выплату в размере, определяемом из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья на семью из двух человек в размере 42 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта <...>», предоставлении социальной выплаты удовлетворить в полном объеме:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:
- включить Нестеренко С.С., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, Нестеренко Л.И., <дата> года рождения, уроженку пос. <адрес> в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «<...>»;
- предоставить Нестеренко С.С., Нестеренко Л.И. социальную выплату в размере, определяемом из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья на семью из двух человек в размере 42 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории Кемеровской области на дату исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 30.08.2017 года.