Дело № 2-604/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 10 октября 2012 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Цивилева И.А.,
при секретаре Мангилевой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Артинского района Свердловской области, представляющий интересы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании представитель прокуратуры Артинского района Изгагина Н.В. пояснила, что поводом для обращения прокурора в суд послужили следующие обстоятельства.
ФИО2 имеет статус лица, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО2 – ФИО1 лишена родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, отца у юридически нет.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № Администрации Артинского городского округа “О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий” ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ она окончила МОУ “<данные изъяты>”, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. Она как лицо, оставшееся без попечения родителей, своего жилья не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру Артинского района с заявлением о защите ее жилищных прав, указав, что администрация Артинского городского округа поставила его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилье так и не предоставлено. Поскольку ФИО2 имеет статус лица, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет собственного жилья, не имеет возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратился в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Д.С.Кулаков в письменном отзыве указал, что с предъявленным иском не согласен. По его мнению, пунктом 2 Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство действительно является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 Порядка обеспечения Министерству также предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам. Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст, 12 Областного закона Свердловской области от 10 апреля 1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области», утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. N 714-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23 декабря 2011 г. № 1778-ПП, но пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10 апреля 1995 г. № 9-03 "Об управлении государственной собственностью Свердловской области".
Представители ответчика – Администрации Артинского городского округа в судебном заседании участия не принимали, каких-либо возражений относительно иска не представили.
Представитель органа опеки и попечительства Сыропятова О.В. в судебном заседании участия не принимала, каких-либо возражений относительно иска не представила.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку ФИО2 имеет статус лица, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности защитить свои нарушенные права, не обладая познаниями в юриспруденции, не имея средств для квалифицированной юридической консультации, обратилась в прокуратуру за защитой прав и законных интересов, что является основанием предъявления иска прокурором в соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте с 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).
Судом установлено, что мать ФИО2 – ФИО1 лишена родительских прав на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, отца юридически нет.
Распоряжением главы Манчажской сельской администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 была установлена опека со стороны ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № Администрации Артинского городского округа “О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий” ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В ДД.ММ.ГГГГ. она окончила МОУ “<данные изъяты>”, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании. Она как лицо, оставшееся без попечения родителей, своего жилья не имеет.
ФИО2 как лицо, оставшееся без попечения родителей, своего жилья не имеет, что подтверждается информацией Красноуфимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области.
ФИО2 снимает жилье по договору найма, заключенного ей ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в прокуратуру Артинского района с заявлением о защите ее жилищных прав, указав, что администрация Артинского городского округа поставила его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилье так и не предоставлено.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (в ред. Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
При этом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до <данные изъяты>, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1469-ПП “Об утверждении областной целевой программы “Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области на 2011-2015 г.г.” утверждена подпрограмма 2 “Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения”. Данная Программа содержит план поэтапного обеспечения жильем указанной категории граждан с 2011 по 2015 г. Заказчиком данной программы является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Свердловской области от 8 апреля 2011 г. № 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.
Пунктом 2 указанного Порядка обеспечения предусмотрено, что Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот. Полномочия главного распорядителя бюджетных средств, как органа государственной власти, имеющего право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, регламентированы нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные полномочия предоставляют Министерству возможность направления выделенных бюджетных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для предоставления детям-сиротам. Пунктом 12 Порядка обеспечения Министерству предоставлено полномочие по распределению приказом министра строительства и архитектуры Свердловской области построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений детям-сиротам.
Пунктом 8 Порядка обеспечения предусмотрено, что после распределения построенных (приобретенных) жилых помещений детям-сиротам, они в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам по договорам социального найма. Подп. 4 п. 3 ст, 12 Областного закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-03 «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» устанавливает, что основной уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет в порядке, предусмотренном федеральными и областными законами, передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. В соответствии с п. 1, пп. 16 п. 8 «Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области» (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. N 714-ПП, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и осуществляет передачу объектов государственной собственности Свердловской области в государственную собственность Российской Федерации и в муниципальную собственность. Действие указанных пунктов Положения приостановлено Постановлением Правительства Свердловской области от 23декабря 2011 г. № 1778-ПП, однако пунктом 5 данного постановления установлено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет полномочия основного уполномоченного органа по управлению государственным имуществом Свердловской области, уполномоченного органа по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области, указанные в пункте 3 статьи 12, пункте 3 статьи 13 и статье 67 Областного закона от 10 апреля 1995 г. № 9-03 "Об управлении государственной собственностью Свердловской области".
Постановлением Правительства свердловской области от 26 апреля 2012 года № 2012 года Министерство строительства и архитектуры Свердловской области было реорганизовано в Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области.
Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов о распределении жилых помещений осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области после получения от СОГУП “Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства” сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (п. 12).
Согласно ч. 2 ст. 50, частей 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться по месту жительства лица (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.
В соответствии с постановлением Главы Артинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ “Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе” на территории Артинского городского округа установлена норма предоставления жилого помещения в размере не менее <данные изъяты> кв. метров.
Указанные нормы, по сути, описывают механизм обеспечения истца жильем, при том, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в данном случае подлежит возложению на орган местного самоуправления, как орган, осуществляющий учет и постановку на учет соответствующую категорию лиц, но за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае – Свердловской области.
Поскольку никто из ответчиков не оспаривал само право истца на предоставление жилого помещения, оспаривалась лишь конкретная обязанность того, либо иного субъекта, и время, то при установлении обязанности органа местного самоуправления предоставить жилое помещение с учетом описанного выше механизма предоставления жилья, жилое помещение на условиях социального найма подлежит предоставлению ФИО2
Правовой механизм по обеспечению истца жильем, по предоставлению жилья разработан, утвержден и действует в Свердловской области. Таким образом, требования закона в этой части исполнены в полной мере. Вместе с тем, существует безусловная обязанность органа местного самоуправления учесть всех нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Вследствие чего обязанность по предоставлению жилья с учетом разработанного правового механизма подлежит возложению на орган местного самоуправления.
Учитывая, что обязанность органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения указанным лицам должна быть реализована совместно с обязанностью о приобретении такового жилого помещения, суд в целях реального исполнения судебного решения считает необходимым также возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению социального жилья для лиц, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст.ст. 193, 197, 198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Артинского района Свердловской области, представляющего интересы ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации Артинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить полностью.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести жилое помещение не меньше <данные изъяты> кв. метров, благоустроенное, в черте поселка <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств областного бюджета для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Возложить на муниципальное образование “Артинский городской округ” Свердловской области обязанность после приобретения указанного жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и передачи в муниципальную собственность жилого помещения, предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на условиях договора социального найма вне очереди жилое помещение площадью не меньше <данные изъяты> кв. метров, благоустроенное, в черте поселка <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Свердловской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Цивилев И.А.
Копия верна Цивилев И.А.