Решение по делу № 2-156/2018 ~ М-83/2018 от 06.02.2018

Дело №2-156/2018

решение в окончательной форме

изготовлено 26 марта 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г. Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Иноземцевой И.С.,

при секретаре Марковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Андрея Евгеньевича, Кузнецовой Марины Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Валерии Андреевны к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальный отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.Е., Кузнецова М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой В.А., обратились в суд с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма указывая на следующие обстоятельства.

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову А.Е. в связи с прохождением службы в Алейском гарнизоне на состав семьи из трех человек включая супруга Кузнецова А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супругу - Кузнецову М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь - Кузнецову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>. В настоящее время они проживают в указанной квартире и зарегистрированы в ней по месту жительства. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ 1779-р от ДД.ММ.ГГГГ считался закрытым. В соответствии с частью 1 статьи 101 прежнего ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти. По сообщению Архивного отдела Администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и 276 в документах архивного фонда администрации г.Алейска «Постановления главы администрации города» за 2005 год постановлением главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по адресу: <адрес>, включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ о включении свободных жилых помещений в число служебных, предложений общественной комиссии по жилищным вопросам. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «О включении свободных жилых помещений в число служебных» было отменено. Указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ на настоящий момент в установленном порядке отменено не было, из чего следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, к числу служебных отнесено не было. Далее ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру. В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. ДД.ММ.ГГГГ с ними был заключен договор найма служебного жилого помещения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Алейской КЭЧ» жилое помещение по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду. Однако считают, что указанное решение является незаконным по следующим основаниям. Данное решение утверждено начальником Сибирского КФЧ Сиб ВО только ДД.ММ.ГГГГ, на этот момент они уже были заселены и проживали в вышеуказанном помещении. В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ в случае отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и исключения жилого помещения из указанного фонда, Заявитель представляет на согласование соответствующему начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, квартирноэксплуатационного управления военного округа, главного или центрального управления Министерства обороны Российской Федерации заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд (исключении из указанного фонда) Министерства обороны Российской Федерации с копиями документов, предусмотренных пунктом 13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . После согласования указанное заявление (с копиями документов, предусмотренных пунктом 13 «Правил..», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) установленным порядком представляется в УРЖП МО РФ для принятия решения. Решение, утвержденное начальником УРЖП МО РФ направляется Заявителю и в копии начальнику, согласовавшему заявление о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд (исключении из указанного фонда) Министерства обороны РФ, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Информацию о принятом решении заявитель направляет в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленным порядком. Из приведённых правовых норм видно, что ответчиками был нарушен порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений. Полномочий по принятию данного решения у Начальника Алейской КЭЧ не имелось. Данное решение должно считаться принятым с момента его утверждения начальником Сибирского КЭЧ Сиб ВО. Таким образом, исходя из вышеуказанного - в момент принятия решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду, с ними уже был заключен договор найма служебного жилого помещения. Исходя из вышеизложенного, считают, что статус служебного спорному жилому помещению в установленном порядке не присваивался, а решение уполномоченного органа об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду издано в то время, когда квартира уже была заселена, то есть, в части включения спорной квартиры в число служебных, принято с нарушение установленного порядка и прав истцов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Изменения, которые вносятся в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности» был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен. Таким образом, к возникшим между сторонами правоотношениям о пользовании жилым помещением подлежат применению положения о договоре социального найма жилого помещения, так как на момент предоставления жилого помещения решение о включении помещения в число служебных установленным порядком не принималось.

На основании вышеизложенного просят признать за Кузнецовым А.Е., Кузнецовой М.В., Кузнецовой В.А., право пользования жилым помещением, квартирой расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, на условиях договора социального найма.

Истец Кузнецов А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Истец Кузнецова М.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой В.А., в судебном заседаним поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ Абрашкин В.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истцов, поскольку решение о включение жилых помещений в число служебных было вынесено в соответствии с действующим законодательством, стороной истца не оспаривается, как и не оспаривается сам договор найма служебного жилого помещения, оснований для признания за истцами права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма не имеется.

Представители ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, Территориального отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

В возражении на исковое заявление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ указало, что требования истцов не обоснованные и не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. Жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, предоставлено Кузнецову А.Е. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Алейской КЭЧ» жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду. Договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Алейской КЭЧ и Кузнецовым А.Е. сторонами не оспаривался. На основании ч. 3.4 ст. 57, ч. 3.4 ст. 49 ЖК РФ основанием для заключения договора социального найма является принятое уполномоченным органом с соблюдением требований жилищного законодательства, федерального закона, указа Президента РФ или законом субъекта РФ решение о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истцами не доказано, что они проживают в жилом помещении по договору социального найма. Истцы малоимущими не являются и не относятся к категории граждан, которым в соответствии с ЖК РФ предоставляются жилые помещения. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14-173 разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма жилого помещение, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Определением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ дело -КГ14 направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Также в определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14 указано, что основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3.4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным – по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью МО РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сир РФ, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ. На основании вышеизложенного просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в связи с территориальной отдаленностью рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Представитель Территориального отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ в возражении относительно заявленных требований от ДД.ММ.ГГГГ пояснил следующее. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за Алейской КЭЧ. В настоящее время деятельность Алейской КЭЧ как юридического лица прекращена путем реорганизации в форме присоединения согласно приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации». Правопреемником Алейской КЭЧ является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Жилое помещение по адресу: г.Алейск, <адрес> отнесено к специализированному жилищному Фонду на основании Решения Сибирского КЭУ СибВО от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пункту 1 части первой статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно статье 100 ЖК РФ основанием для вселения в служебное жилое помещение является договор найма специализированного жилого помещения, который заключается на основании решения собственников таких помещение (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти илн уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц о предоставлении такого помещения. Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим предусмотрен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 15 указанного Закона государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Как усматривается из переданных при реорганизации Алейской КЭЧ во 2 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» документов («Список распределения жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ Алейская КЭЧ 2007 год») на страницах 167-187 имеется договор найма служебного жилого помещения и документы, послужившие основанием для заключения данного договора. Так, рапортом от ДД.ММ.ГГГГ рядовой Кузнецов А.Е. ходатайствует перед командиром войсковой части 36251 «о постановке в очередь на получение служебной жилой площади в Алейском гарнизоне». Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 36251 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «выделить жилую служебную площадь следующим военнослужащим: ряд. Кузнецов Андрей Евгеньевич, 1980г.р. состав семьи 3 человека: жена Кузнецова Марина Владимировна, 1976г.р., дочь Кузнецова Валерия Андреевна, 2002г.р.». Спорное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры по <адрес>, в городе Алейск было предоставлено военнослужащему рядовому Кузнецову А.Е. на состав семьи в количестве 3 человека и заключен договор найма служебного жилого помещения. Договор в установленные сроки недействительным не признавался, подписываясь под данным договором Кузнецов А.Е. согласился с его условиями, в том числе, со статусом предоставляемого жилого помещения. Как следует из определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие и в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого назначения данного жилого помещения, включение его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая ст. 46 Конституции РФ судебная защита прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилого помещения. Так, Верховный Суд Российской Федерации в решении от ДД.ММ.ГГГГ № ВКПИ 01-10 разъяснил, что "по смыслу ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей". Усматривается явное соответствие назначения и целей предоставления военнослужащим ведомственных жилых помещений в закрытых военных городках назначению и целям предоставления служебных жилых помещений, указанным в нормах ЖК РФ. Обязательным условием, определяющим статус жилого помещения, был ордер и договор найма служебного жилого помещения, свидетельствующие, что жилое помещение является служебным. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. -КГ 14-173). По смыслу указанных норм права служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений, что подтверждается представленными документами. В соответствии с указанием ВрИД начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. исключение служебных жилых помещений из специализированного жилого фонда прекращено. В последующем орган, осуществляющий управление государственным имуществом, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал. Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, суд не вправе входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности. То есть законных оснований для обязания собственника или лица, в управлении которого находится квартира, исключить ее из числа служебных, с закреплением за истцом, не имеется. Решение о предоставление жйлого помещения на условиях социального найма в отношении истцов не принималось, в связи с чем отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных требований. Кроме того, в связи территориальной отдаленностью просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Учитывая мнение истца Кузнецовой М.В., представителя ответчика Абрашкина В.Ю., суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.

Выслушав истца Кузнецову М.В., представителя ответчика Абрашкина В.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо имеет право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно абзацам 4,6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 указанного закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно абзаца 13 пункта 1 указанного закона военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как усматривается из материалов дела, истец Кузнецов А.Е. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракт войсковой части 41659.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.Е. обратился с рапортом в войсковую часть 36251 о постановке в очередь на получение служебной жилой площади в Алейском гарнизоне.

Членами жилищной комиссии войсковой части 36251 была проведена проверка жилищных условий Кузнецова А.В., о чем составлена соответствующая справка.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 36251 от ДД.ММ.ГГГГ год было принято решение о выделении жилой служебной площади рядовому Кузнецову А.Е. на состав семьи, состоящий из трех человек: военнослужащего – Кузнецова А.Е., жены – Кузнецовой М.В., дочери Кузнецовой В.А.

В связи с прохождением службы в Алейском гарнизоне на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецову А.Е. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г.Алейск, <адрес>, находящаяся в государственной собственности, на период прохождения службы в Алейском гарнизоне, на состав семьи, состоящей из жены – Кузнецовой М.В. и дочери – Кузнецовой В.А.

Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ДД.ММ.ГГГГ ВРИО начальником Алейского гарнизона генерал – полковником Хоптяр А. согласовано решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Алейской КЭЧ, в п. 13 которого указана спорная квартира. Указанное решение утверждено Начальником КЭУ СИБВО – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает разные основания и порядок предоставления жилых помещений по видам жилищного фонда.

Так, в соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. При этом согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением наличия основания для внеочередного предоставления жилья.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Положением п. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 42 от 26 января 2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилое помещение занято по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Как указано выше спорное жилое помещение предоставлено истцу Кузнецову А.Е. в качестве служебного жилого помещения на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о включении этого помещения в состав служебных жилых помещений согласовано ДД.ММ.ГГГГ.

При указанных обстоятельствах, несмотря на то, что утверждение решения начальником КЭУ СИБВО состоялось 02 ноября 2007 ода, после предоставления жилого помещения истцу, прав истца данное обстоятельство не нарушает, поскольку истцу жилое помещение предоставлено именно в качестве служебного жилого помещения. Несущественное нарушение сроков в утверждении документов по использованию жилого помещения в качестве служебного не могли повлиять на использование истцом предоставленного помещения по назначению.

Сведений о том, что у истца Кузнецова А.Е. и членов его семьи имелись основания для предоставления спорного жилого помещения в ином порядке, в том числе на основании договора социального найма, а также о том, что истец относится к числу лиц нуждающихся в предоставлении жилого помещения, поставлен на учет в качестве такого лица, в деле не имеется.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

При этом следует учитывать также п.п. «в» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которому нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Кузнецову А.Е. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Такая позиция согласуется с практикой Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 27 января 2015 года № 18-КГ14-173.

На основании вышеизложенного суд не усматривает оснований для признания права истцов на пользование жилым помещением по договору социального найма.

При указанных обстоятельствах, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Алейской КЭЧ» прав истцов не нарушало, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кузнецова Андрея Евгеньевича, Кузнецовой Марины Владимировны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой Валерии Андреевны к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальный отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Алейский городской суд Алтайского края.

Судья И.С.Иноземцева

Решение не вступило в законную силу

2-156/2018 ~ М-83/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Марина Владимировна, в интересах себя и интересах Кузнецовой Валерии Андреевны
Кузнецов Андрей Евгеньевич
Ответчики
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений"
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Территориальный отдел №2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Иноземцева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
06.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2018Передача материалов судье
08.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
21.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2018Дело оформлено
27.04.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее