Решение по делу № 2-1787/2012 ~ М-1674/2012 от 31.07.2012

Дело № 2-1787/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Амурск Хабаровский край 03 сентября 2012 года

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

при секретаре Грицан Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску Фоломыгиной Л.П. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Фоломыгина Л.П. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в его жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды).

Считает, что действия ответчика нарушают ее права как потребителя и противоречат действующему законодательству.

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, требуя:

- признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Фоломыгиной Л.П., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>;

-возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Фоломыгиной Л.П., исключив СУММА. из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес>;

- признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по адресу: <адрес>;

- запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Фоломыгиной Л.П. по адресу <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

Заявленные требования мотивировала тем, что ответчиком незаконно был установлен общедомовой прибор учёта электрической энергии (ОДПУ), после чего ОАО «ДЭК» также незаконно стало выставлять ей счета на оплату электроэнергии с учётом электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, что причинило ей убытки.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д.18,59).

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по исковому заявлению не представил, не представил сведения о причинах неявки в судебное заседание, не сообщил суду об уважительных причинах неявки (л.д.61).

Представитель третьего лица, извещенный судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на указанное заявление, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.19).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца, ответчика, третьего лица.

Ответчик доказательств и возражений в установленный судом срок суду не представил, что не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель третьего лица представил письменный отзыв, в котором указал, что не согласен с исковыми требованиями по тем основаниям, что Фоломыгина Л.П. является собственником жилого помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>.

Целью договора управления многоквартирным домом <адрес>, заключенного ДД.ММ.ГГГГ является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников и нанимателей, надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.

В соответствии с п. 2.1.2 договора управления МКД, заключенному между Собственником жилого помещения и ООО УК «Наш дом», управляющая компания обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственники помещений МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

Из анализа данной правовой нормы следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг управляющей компанией.

Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 5, ст. 13 данного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до 01.07.2012 г. собственники помещений в мно­гоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагаются установить общедомовой прибор учета электроэнергии.

Установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.

Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключатся с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.

ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения , подписала Акт ввода в эксплуатацию (обследовании) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и подписала акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п.1.1. Договора Управляющая компания передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании управляющей компании по договору управления МКД.

Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз.2 п. 7 Правил собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного, горячего водоснабжения; газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 9).

Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. Формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав (л.д.20-21).

В судебном заседании установлено, что истец действительно является собственником квартиры расположенной по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 6).

Дом, в котором проживает истец, управляется ООО «УК «Наш дом», действующего на основании устава, являющегося юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законом (л.д.23-34); договором управления многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-41).

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, филиал ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - «Хабаровскэнергосбыт», являющийся частью единого производственно-хозяйственного комплекса ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по сбыту энергии, действует на основании положения, утвержденного приказом Генерального директора ОАО «ДЭК» А от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-58).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО УК «Наш дом» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения , однако указанный договор суду не представлен.

При таких обстоятельствах судом вышеуказанный договор не может быть принят во внимание как имеющий отношение к настоящему делу.

За указанный истцом период ей начислялись и выставлялись к оплате счета, в том числе за электроэнергию, потребленную на ОДН, в размере, указанном в исковом заявлении.

Данное обстоятельство подтверждается квитанциями (л.д. 7-12) и не оспаривается ответной стороной.

Ст.151 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.

В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.

Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В данном случае:

- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией, обязанность поставлять в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, коммунальный ресурс – электрическую энергию,

- в силу положений вышеуказанных правовых норм исполнителем коммунальной услуги электроснабжения многоквартирного дома является управляющая компания ООО УК «Наш дом»,

- истец является потребителем указанной услуги.

Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за электроэнергию, потребленную на ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться за потребленную многоквартирным домом электроэнергию с ОАО «ДЭК».

ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истцу квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.

Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст.162 ЖК РФ).

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.

При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).

Эта обязанность предусмотрена п. 89 названных Правил, а также п.п.«в» п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:

- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;

- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);

- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом п. 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.

Однако с учетом содержания п. 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно ст. ст. 161, 162 ЖК РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований п. 4 ст.12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу по лицевому счету и оплаченные им начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истцом размере подлежат возврату истицу.

Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный договор энергоснабжения (Если он имеет отношение к дому, в котором проживает истец. Доказательств этому ответной стороной не предоставлено; отложение же судом по собственной инициативе судебного заседания для понуждения судом ответчика к представлению доказательств, ему же необходимых, приведёт к необоснованному затягиванию рассмотрения дела и не будет соответствовать конституционным принципам судопроизводства (ст. 123 Конституции РФ), как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи управляющей компанией энергоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК»).

Поскольку судом установлено, что исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома, соответственно, и с истцом, расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме за указанный истцом период, подлежат удовлетворению требования истца о:

- признании незаконными действий ОАО «ДЭК» по начислению истцу и взиманию с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,

- наложении запрета ОАО «ДЭК» на начисление истцу, и взимание непосредственно с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.

Иные доводы, содержащиеся в возражениях третьего лица на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.

Поскольку, как следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ему ОАО «ДЭК» счетам за электроэнергию за ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ истцом фактически внесены указанному ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, израсходованную на ОДН МКД, СУММА.; исходя из вышеуказанных установленных судом обстоятельств, ответчиком ОАО «ДЭК» указанные средства получены непосредственно с истца незаконно, требование истца о возложении обязанности на ответчика о перерасчете платы за электрическую энергию на общедомовое потребление и зачете уплаченной истцом суммы на общедомовое потребление электроэнергии в счет будущих платежей, об исключении СУММА. из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

Требование истца о признании установки ОДПУ по адресу: <адрес> суд находит подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

Истцом не указано, установку какого счетчика, когда, где, в каком блоке и подъезде дома установленного, он просит признать незаконной. Как установлено в ходе судебного разбирательства соответствующий ОДПУ используется и иными лицами, в связи с чем удовлетворение требования о признании установки указанного прибора незаконной, безусловно, повлечёт нарушение прав иных, не участвующих в деле лиц.

Согласно действующему законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно п. 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, сама по себе установка ОДПУ для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установке счетчика истцом не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истец не ссылается.

Отказывая истцу в удовлетворении указанного требования суд исходит из того, что удовлетворение данного требования нарушило бы права и законные интересы других собственников помещений указанного многоквартирного дома. Признание установки ОДПУ незаконной повлечет демонтаж данного счетчика и повторную установку аналогичного. Как следует из отзыва третьего лица, установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии по <адрес> производилась силами и за счет средств ОАО «ДЭК» и в отношении собственников и нанимателей указанного дома носило безвозмездный характер. Требование возместить расходы по стоимости счетчика и стоимости его установки к собственникам помещений не предъявлялось, т.е. счетчик был установлен безвозмездно, доказательств иного истцом суду не представлено. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его стоимость и установку всеми собственниками помещений данного дома в принудительном, а не добровольном порядке.

Также суд учитывает, что в соответствие с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. установка ОДПУ является обязанностью собственников помещений, а не правом, и такие счетчики должны быть установлены независимо от волеизъявления собственников помещений.

С учетом того, что до 01.07.2012 собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика.

Таким образом, удовлетворение требования о признании незаконной установки прибора учёта в данном случае приведёт к неоправданному и несоразмерному нарушению баланса интересов истца и иных лиц.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию СУММА руб.

По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Фоломыгиной Л.П. к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить частично.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Фоломыгиной Л.П. произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Фоломыгиной Л.П., исключив СУММА. из начислений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес>.

Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Фоломыгиной Л.П. по адресу <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным установки общедомового прибора учета электроэнергии по адресу: <адрес>.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района государственную пошлину в размере СУММА руб.

Копию решения в пятидневный срок направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения.

Судья Н.В. Хасанова

2-1787/2012 ~ М-1674/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фоломыгина Любовь Петровна
Ответчики
ОАО"Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
ООО "УО"Наш дом"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Хасанова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
amursky--hbr.sudrf.ru
31.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2012Передача материалов судье
01.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2012Судебное заседание
11.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2012Дело оформлено
05.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее