Дело № 2-730/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2018 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,
при секретаре Демко О.И.,
с участием истца Хнытикова В.Е.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Боготоле Красноярского края (межрайонное) Демко Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хнытикова В.Е. к ГУ УПФ РФ в г. Боготоле) о возложении обязанности пересчитать трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Хнытиков В.Е. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Боготоле Красноярского края (межрайонное) о возложении обязанности пересчитать ему трудовую пенсию по старости, исходя из размера его заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> льнозавода «Боготольский» с месячным должностным окладом <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> межрайонного Боготольского льнообъединения с месячным окладом <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> совхоза «Четский» Боготольского района с месячным окладом <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что осуществляет свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время он не имеет возможности подтвердить начисляемую заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно архивной справки, ведомости начисления зарплаты с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на хранение не поступали. Установление в судебном порядке получения ежемесячной заработной платы в определенном размере имеет для истца юридическое значение, так как в дальнейшем позволит ему получать трудовую пенсию в большем размере.
Истец Хнытиков В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ г. Боготоле Красноярского края (межрайонное) Демко Н.А. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что истец является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года. Истец обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии без учета заработной платы в связи с тем, что не имеет возможности представить сведения о заработной плате. С заявлением об установлении страховой пенсии по старости истец обратился в УПФ РФ 22.12.2015 года, представив следующие документы: паспорт, выписку из военного билета, документ об образовании, справку, СНИЛС, трудовую книжку, вкладыш трудовой книжки. Исчисление расчетного размера трудовой пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке гражданина. Назначение страховой пенсии производилось в соответствии с федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Определение размера пенсии по состоянию на 31.12.2014 за периоды работы до 01.01.2002 осуществляется по нормам ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 10 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 30 Закона № 173-Ф3 расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается. Указанные истцом периоды работы в качестве директора льнозавода «Боготольский» с 17.08.1988-30.04.1991, с 30.04.1991 по 19.05.1992 года в должности директора совхоза не могут быть пересчитаны, так как истцом не представлены архивные справки о среднемесячном заработке. Указанные документы выдаются организацией, в которой работал гражданин, обратившийся за пенсией, на основании первичных документов, содержащих сведения о фактическом среднемесячном заработке - лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных документов по оплате труда. Представленные истцом приказы Агропромышленного комитета Красноярского края, не могут быть использованы для определения среднемесячной заработной платы истца, поскольку не подтверждают индивидуальный характер заработной платы в спорный период.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Вместе с тем ст. 60 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
С 01.01.2015 на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
В силу п. 2 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ определено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.
Согласно п. 26 постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного фонда РФ N 19па от 27.02.2002 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшим до 01.01.2015, среднемесячный заработок застрахованного лица за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с пп. "б" п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н установлено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31.12.2014.
В соответствии с подп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 ст. 30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Письмом Министерства труда и соцразвития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 N 8389-ЮЛ; ЛЧ-06-27/9704 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" разъяснено, что для установления в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников по каждому случаю необходимо проводить проверку данного события и в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, органы пенсионного фонда обязаны разъяснить лицам о необходимости их обращения в суды с оказанием им содействия в подготовки документов, необходимых суду. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работников.
В судебном заседании установлено, что Хнытиков В.Е. является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ Хнытиков В.Е. обратился с заявлением в УПФР в г. Боготоле и Боготольском районе о назначении пенсии без учета заработной платы, так как предоставить заработную плату нет возможности.
ДД.ММ.ГГГГ Хнытиков В.Е. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Боготоле с заявлением об установлении страховой пенсии по старости, предоставив следующие документы: паспорт, выписку из военного билета, документ об образовании, справку Государственного учреждения службы занятости населения, СНИЛС, трудовую книжку, вкладыш в трудовую книжку.
Пенсия Хнытикову В.Е. назначена без учета заработной платы.
ДД.ММ.ГГГГ года Хнытиков В.Е. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в перерасчете пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия правовых оснований для исчисления заработной платы по представленному истцом приказу Агропромышленного комитета Красноярского края от 03.03.1987 № 160 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства»
Согласно сведениям трудовой книжки, истец Хнытиков В.Е. в спорный период:
- с ДД.ММ.ГГГГ. работал в должности <данные изъяты> льнозавода «Боготольский»;
-с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> межрайонного Боготольского льнообъединения;
-с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> совхоза «Четский» Боготольского района.
Согласно архивной выписке, выданной МКУ «Архив Боготольского района», документы по личному составу Боготольского льнозавода и совхоза «Четский» на госхранение в архив не передавались, поэтому предоставить сведения по подтверждению факта работы или предоставление сведений по начислению заработной платы на Хнытикова В.Е. по данным предприятиям не предоставляется возможным.
Согласно представленному истцом в обосновании заявленных требований Приказа Агропромышленного комитета Красноярского края от 03 марта 1987 года № 160 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного» должностной оклад директора 4 группы составлял 250 рублей (Таблица 6 приложения № 12 к постановлению ЦК КПСС Совета Министров ССС и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115).
В соответствие с таблицей 2 приложения № 17 к постановлению ЦК КПСС Совета Министров ССС и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 (Приказ Агропромышленного комитета Красноярского края от 03 марта 1987 года № 160 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного») установлены должностные оклады руководителей, специалистов и служащих совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, должностной оклад директора 4 группы составлял <данные изъяты>.
Разрешением начальника отдела нормирования, организации труда и заработной платы Р.Л.А.., согласованного с председателем крайкома профсоюза работников агропромышленного комплекса и утвержденного первым заместителем председателя крайагропрома 20.09.1989 года, на основании представленных и рассмотренных материалов по переводу на новые условия оплаты труда, в соответствии с постановлением ЦК КПСС Совета Министров ССС и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115, комиссия крайагропрома разрешает перевод льнозавода «Боготольский» на новые условия оплаты труда с 01 сентября 1989 гола, в пределах установленного предприятию фонда заработной платы на 1989 год. Установив для Боготольского льнозавода 4 группу по оплате труда.
Истцом представлено штатное расписание Межрайонного Боготольского льнообъединения на 1991 год, согласно которому директору Хнытикову В.Е. установлен должностной оклад <данные изъяты>.
На основании приказа Боготольского Агропромышленного объединения от ДД.ММ.ГГГГ года, № №, Хнытиков В.Е. назначен директором льнозавода «Боготольский» в порядке перевода ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не представлено достоверных сведений подтверждающих фактический размер заработной платы в спорный период работы, выданных работодателем, архивных сведений, либо косвенных доказательств, подтверждающих конкретный заработок истца. Учитывая, что установление размера его индивидуальной заработной платы на основании данных о должностных окладах руководящих работников и специалистов совхозов, содержащихся в Приказе Агропромышленного комитета Красноярского края, штатного расписания межрайонного Боготольского льнообъединения на 1991 год, невозможно, поскольку заработная плата истца зависела не только от оклада, но и установленных процентных надбавок, суд считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Хнытикова В.Е. к ГУ УПФ РФ в г. Боготоле Красноярского края (межрайонное) о возложении обязанности пересчитать ему трудовую пенсию по старости, исходя их размера его заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> льнозавода «Боготольский» с месячным должностным окладом <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> межрайонного Боготольского льнообъединения с месячным окладом <данные изъяты>; с <данные изъяты>. в должности <данные изъяты> совхоза «Четский» Боготольского района с месячным окладом <данные изъяты>, не имеется.
Доводы истца о невозможности документального подтверждения фактической заработной платы не по вине работника, суд не может принять во внимание, поскольку установление индивидуального размера оплаты труда работника, в силу закона, является обязательным.
Представленные истцом доказательства не содержат каких-либо документальных сведений, свидетельствующих о заработной плате истца, размер которой мог бы повлиять на увеличение размера его пенсии при перерасчете.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хнытиков В.Е. к ГУ УПФ РФ в г. Боготоле о возложении обязанности пересчитать трудовую пенсию по старости исходя из размера заработка в период с ДД.ММ.ГГГГ года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2018 года.
Судья И.В. Гусева