Решение по делу № 3-271/2015 от 16.06.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания М.,

с участием представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» Яковлевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управление Росреестра по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым "номер изъят", площадью (данные изъяты), расположенный по "адрес изъят", что подтверждается свидетельством о регистрации права от "дата изъята" .

Участок постановлен на кадастровый учет 5 октября 2004 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) и составила (данные изъяты).

Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Иркутский» (далее по тексту ФГБУ «ЦАС «Иркутский»), как владелец земельного участке на праве постоянного (бессрочного) пользования, представив отчет о рыночной стоимости земельного участка от "дата изъята" , подготовленный оценщиком ООО «Новосибирская оценочная компания» Рульковой Я.Р. и положительное заключение на него НП СО «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов» от "дата изъята" , просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

В судебном заседании представитель истца Яковлева Д.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (часть 1 статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым "номер изъят" относится к землям населенных пунктов. Собственником его является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата изъята" .

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) по состоянию на 1 января 2012 года и составила (данные изъяты).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от (данные изъяты) заявление ФГБУ «ЦАС «Иркутский» отклонено по мотиву не предоставления документов, подтверждающих права заявителя на указанный земельный участок.

Суд не может принять во внимание решение названной комиссии.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание в суде сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Заявленные требования ФГБУ «ЦАС «Иркутский» подлежат рассмотрению судом в порядке, предусмотренном главой 23 ГПК РФ.

Согласно статье 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами. В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (части 3 и 4 статьи 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (часть 2 статьи 249 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, ФГБУ «ЦАС «Иркутский» в подтверждение своих прав на земельный участок представлены:

- постановление Главы администрации Иркутского района Иркутской области от 25 августа 1992 года № 442 «О выдаче Государственному предприятию Проектно-изыскательского центра агрохимической службы «Иркутский» государственного акта на право пользования землей»;

- государственный акт о предоставлении Государственному предприятию Проектно-изыскательского центра агрохимической службы «Иркутский» в бессрочное пользование земельного участка площадью (данные изъяты) для производственной базы;

- постановление Главы Иркутского района Иркутской области от 3 сентября 1998 года № 711 «О передаче части земельного участка Государственного учреждения Центр агрохимической службы «Иркутский» Бирюкову С.А., Васильковой Е.В. для индивидуального жилищного строительства», которым указано « выдать Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей (данные изъяты) (другие земли) Государственному учреждению Центр агрохимической службы «Иркутский» для производственной базы»;

- документы, связанные с переименованием учреждения;

- выписка из реестра федерального имущества с указанием на принадлежность истцу спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- документы об уплате налога на землю.

Из кадастровой выписки от "дата изъята" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" следует, что участок является ранее учтенным (внесен в государственный кадастр недвижимости 5 октября 2004 года), относится к государственной собственности.

В ходе судебного разбирательства представитель ФГБУ ЦАС «Иркутский» Яковлева Д.С. суду пояснила, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, после уменьшения его размера, выдан не был. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждение зарегистрировать не может, поскольку не согласованы границы. Вместе с тем, земельный участок находится в их владении, истец уплачивает налог, а потому результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Совокупность представленных и дополнительно приобщенных к материалам дела доказательств однозначно свидетельствует о принадлежности земельного участка с кадастровым "номер изъят" заявителю и, следовательно, о наличии у него права на основании статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности на оспаривание кадастровой стоимости данного земельного участка.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу могут являться, в том числе письменные доказательства, заключения экспертов.

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Поскольку предметом заявленных требований является установление рыночной стоимости земельного участка, суд с учетом законодательства об оценочной деятельности устанавливает величину такой стоимости на основании отчета об оценке.

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости является для юридических лиц условием для обращения в суд с требованием о ее пересмотре и не может быть предметом оспаривания при рассмотрении таких заявлений.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о признании недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", утвержденные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, удовлетворению не подлежат. Более того, комиссия не утверждала кадастровую стоимость спорного земельного участка. Как указано выше, кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) по состоянию на 1 января 2012 года.

Оценивая предоставленный ФГБУ ЦАС «Иркутский» отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, положительное экспертное заключение к нему, суд принимает во внимание следующее.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не представлено, в письменных отзывах Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области, Правительством Иркутской области, Росимуществом относительно спорной стоимости возражений не содержится.

Для определения рыночной стоимости земельных участков оценщиком мотивированно использовался метод сравнительных продаж, в связи с чем, проведен подробный анализ объектов-аналогов к объектам оценки и обоснование их выбора.

Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки - сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным и другим характеристикам, определяющих их стоимость: месторасположение, площадь, вид разрешенного использования, назначение.

Подробно экспертом в заключениях мотивировано обоснование применения корректировок значений единицы сравнения для объектов- аналогов.

Истец, будучи владельцем земельного участка с кадастровым "номер изъят", по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФГБУ «ЦАС «Иркутский» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

Установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, расположенного по "адрес изъят", по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

Дата подачи Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр агрохимической службы «Иркутский» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области - 8 апреля 2015 года.

В удовлетворении требований о признании недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", утвержденные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания М.,

с участием представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» Яковлевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области, Управление Росреестра по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым "номер изъят", площадью (данные изъяты), расположенный по "адрес изъят", что подтверждается свидетельством о регистрации права от "дата изъята" .

Участок постановлен на кадастровый учет 5 октября 2004 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) и составила (данные изъяты).

Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Иркутский» (далее по тексту ФГБУ «ЦАС «Иркутский»), как владелец земельного участке на праве постоянного (бессрочного) пользования, представив отчет о рыночной стоимости земельного участка от "дата изъята" , подготовленный оценщиком ООО «Новосибирская оценочная компания» Рульковой Я.Р. и положительное заключение на него НП СО «Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов» от "дата изъята" , просил суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

В судебном заседании представитель истца Яковлева Д.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица, будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (часть 1 статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым "номер изъят" относится к землям населенных пунктов. Собственником его является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата изъята" .

Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) по состоянию на 1 января 2012 года и составила (данные изъяты).

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от (данные изъяты) заявление ФГБУ «ЦАС «Иркутский» отклонено по мотиву не предоставления документов, подтверждающих права заявителя на указанный земельный участок.

Суд не может принять во внимание решение названной комиссии.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание в суде сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Заявленные требования ФГБУ «ЦАС «Иркутский» подлежат рассмотрению судом в порядке, предусмотренном главой 23 ГПК РФ.

Согласно статье 246 ГПК РФ указанные дела рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, другими главами ГПК РФ и другими федеральными законами. В частности, по делам такой категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (части 3 и 4 статьи 246 ГПК РФ), может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, подвергнуть штрафу должностных лиц, не исполняющих требований суда о представлении доказательств (часть 2 статьи 249 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, ФГБУ «ЦАС «Иркутский» в подтверждение своих прав на земельный участок представлены:

- постановление Главы администрации Иркутского района Иркутской области от 25 августа 1992 года № 442 «О выдаче Государственному предприятию Проектно-изыскательского центра агрохимической службы «Иркутский» государственного акта на право пользования землей»;

- государственный акт о предоставлении Государственному предприятию Проектно-изыскательского центра агрохимической службы «Иркутский» в бессрочное пользование земельного участка площадью (данные изъяты) для производственной базы;

- постановление Главы Иркутского района Иркутской области от 3 сентября 1998 года № 711 «О передаче части земельного участка Государственного учреждения Центр агрохимической службы «Иркутский» Бирюкову С.А., Васильковой Е.В. для индивидуального жилищного строительства», которым указано « выдать Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей (данные изъяты) (другие земли) Государственному учреждению Центр агрохимической службы «Иркутский» для производственной базы»;

- документы, связанные с переименованием учреждения;

- выписка из реестра федерального имущества с указанием на принадлежность истцу спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- документы об уплате налога на землю.

Из кадастровой выписки от "дата изъята" на земельный участок с кадастровым "номер изъят" следует, что участок является ранее учтенным (внесен в государственный кадастр недвижимости 5 октября 2004 года), относится к государственной собственности.

В ходе судебного разбирательства представитель ФГБУ ЦАС «Иркутский» Яковлева Д.С. суду пояснила, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, после уменьшения его размера, выдан не был. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждение зарегистрировать не может, поскольку не согласованы границы. Вместе с тем, земельный участок находится в их владении, истец уплачивает налог, а потому результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.

В силу статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Совокупность представленных и дополнительно приобщенных к материалам дела доказательств однозначно свидетельствует о принадлежности земельного участка с кадастровым "номер изъят" заявителю и, следовательно, о наличии у него права на основании статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности на оспаривание кадастровой стоимости данного земельного участка.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу могут являться, в том числе письменные доказательства, заключения экспертов.

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

Поскольку предметом заявленных требований является установление рыночной стоимости земельного участка, суд с учетом законодательства об оценочной деятельности устанавливает величину такой стоимости на основании отчета об оценке.

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение комиссии об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости является для юридических лиц условием для обращения в суд с требованием о ее пересмотре и не может быть предметом оспаривания при рассмотрении таких заявлений.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования о признании недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", утвержденные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" не могут быть признаны обоснованными и, как следствие, удовлетворению не подлежат. Более того, комиссия не утверждала кадастровую стоимость спорного земельного участка. Как указано выше, кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15 ноября 2013 года «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления № 239-пп от 5 мая 2014 года) по состоянию на 1 января 2012 года.

Оценивая предоставленный ФГБУ ЦАС «Иркутский» отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, положительное экспертное заключение к нему, суд принимает во внимание следующее.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не представлено, в письменных отзывах Управления Росреестра по Иркутской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области, Правительством Иркутской области, Росимуществом относительно спорной стоимости возражений не содержится.

Для определения рыночной стоимости земельных участков оценщиком мотивированно использовался метод сравнительных продаж, в связи с чем, проведен подробный анализ объектов-аналогов к объектам оценки и обоснование их выбора.

Объекты-аналоги для расчета рыночной стоимости выбраны в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки - сходные с объектом оценки по основным экономическим, материальным и другим характеристикам, определяющих их стоимость: месторасположение, площадь, вид разрешенного использования, назначение.

Подробно экспертом в заключениях мотивировано обоснование применения корректировок значений единицы сравнения для объектов- аналогов.

Истец, будучи владельцем земельного участка с кадастровым "номер изъят", по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости непосредственно затрагивает законные интересы истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФГБУ «ЦАС «Иркутский» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят" в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

Установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 196-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр агрохимической службы «Иркутский» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "номер изъят", площадью (данные изъяты), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, расположенного по "адрес изъят", по состоянию на 01 января 2012 года в размере рыночной стоимости - (данные изъяты).

Дата подачи Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр агрохимической службы «Иркутский» заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области - 8 апреля 2015 года.

В удовлетворении требований о признании недействительными результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым "номер изъят", утвержденные решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от "дата изъята" отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова

3-271/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ФГБУ "Центр агрохимической службы "Иркутский"
Другие
Правительство Иркутской области
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Южно-Сибирская организация Профессиональных оценщиков и экспертов"
Администрация Иркутского районного муниципального образования
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Администрация Дзержинского муниципального образования
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
ООО "Новосибирская оценочная компания"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
16.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2015Передача материалов судье
19.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2015Судебное заседание
07.09.2015Судебное заседание
14.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2015Дело оформлено
07.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее