Дело № 2а – 3032/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О., при секретаре судебного заседания Сычуговой А.В.,
с участием помощника прокурора Бережной Ю.П.,
а также административного истца Хрущева И.Ю., представителей административного ответчика Тишкина Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хрущева И. Ю. об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва от 05 июля 2019 года № 4/13 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, возложении рассмотреть вопрос о регистрации в качестве депутата,
УСТАНОВИЛ
Хрущев И.Ю. обратился в суд с административным иском об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва от 05 июля 2019 года № 4/13 об отказе в регистрации, возложении обязанности принять документы, мотивируя свои требования тем, что 05.07.2019 в отношении него было принято постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва от 05 июля 2019 года № 4/13 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Истец считает, что отказ является незаконным, преждевременным, принят без учета обстоятельств, сложившихся у истца, по следующим основаниям. 20.06.2019 истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва. 26.06.2019 истцом дополнительно предоставлен первичный финансовый отчет. 15.07.2019 истцу стало известно, что 05.07.2019 в отношении него принято оспариваемое постановление. Вместе с тем, истцу не было известно о том, что ему предложено устранить выявленные недостатки в ходе проверки документов, поскольку в период с 28.06.2019 по 14.07.2019 он находился на лечение в КГБУЗ «Аннинские воды» и не имел возможности исполнить требования закона, а именно, внести уточнения и дополнения в документы. Принимая во внимание, что в результате действий ответчика нарушены права истца на участие в выборах, истец обратился в суд с названным иском.
Определением судьи от 22.07.2019 к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц избирательная комиссия Хабаровского края, избирательная комиссия городского округа г. Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал, подтвердил изложенные в нем обстоятельства и дополнил, что он просит обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о регистрации истца в качестве кандидата в депутаты, а также опубликовать постановление об отмене оспариваемого постановления в газете «Дальневосточный Комсомольск». Также пояснил, что в период с 27.06.2019 по 14.07.2019 он находился на лечение в санатории Аннинские воды, о том, что предполагается выезд он не знал, поэтому не известил избирательную комиссию. Билеты на проезд приобретали его близкие, не поставив его об этом в известность. В с. Анниские воды отсутствует интернет, а также связь Мегафон, поэтому он не имел возможности знакомиться с электронной почтой, а также не получал сообщения и звонки. Стационарным телефоном по месту лечения у него также не было возможности пользоваться. Также полагает, что выявленные недостатки является несущественными, от него пытаются избавиться конкуренты, поэтому изыскивают причины для отказа. Так, им были указаны лишние сведения, которые законом не предусмотрены, сокращено наименование комиссии; не заполнен 3 столбец финансового отчета, но законом не предусмотрены его определенная форма, он может предоставляться в любой форме. Несмотря на отсутствие в избирательном праве института регулирующего восстановление сроков, просил суд восстановить сроки, применив аналогию права, т.к. причина пропуска срока является уважительной. Здоровье человека является наивысшей ценностью, в связи с чем, необходимо расставлять приоритеты. Не отрицал тот факт, что ранее он баллотировался, но от партии, где пакет необходимых документов совершенно иной, поэтому в данном случае ему не были известны все нюансы.
Председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 15 Тишкин Р.К. возражал против удовлетворения иска, пояснив суду, что истец находился на лечении, но при этом, имел возможность поставить комиссию в известность о намерении выезда. Последний документ он принес в комиссию 26.06.2019 во второй половине дня, а выехал 27.06.2019. Истец лично подписал согласие на его извещение путем направления СМС, почты. Комиссия всеми доступными средствами информировала истца о принятых постановлениях от 01.07.2019 и 05.07.2019. Нормами избирательного права предусмотрены определенные сроки для совершения действий, которые не могут быть восстановлены либо отсрочены.
Председатель избирательной комиссии городского округа г. Комсомольск-на-Амуре Мозоляк И.И. в судебном заседании участие не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Хабаровского края в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Ходатайств об отложении в адрес суда не поступало.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей, что требования истца не подлежат удовлетворению по причине их необоснованности, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями п. 10 ст.239 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Из анализа указанной нормы права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
Как следует из материалов дела, 20.06.2019 Хрущев И.Ю. предоставил документы в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва для регистрации в качестве кандидата в депутаты Комсомольской-на-Амуре городской думы седьмого созыва по одномандатному округу № 15, в том числе, заявление кандидата о согласии баллотироваться, копию паспорта, сведения о профессиональном образовании и копия ИНН.
Также истцом была подписана расписка о согласии на уведомление о проведении окружной избирательной комиссией избирательных процедур и направлении документов на номер телефона истца, также в качестве извещения истцом указана его электронная почта и адрес, по которому возможно направление почтовой корреспонденции. При этом, истец обязался ежедневно просматривать электронную почту и поступление СМС уведомлений.
26.06.2019 в 15-15 часов Хрущев И.Ю. предоставил первый финансовый отчет.
01.07.2019 в адрес Хрущева И.Ю. направлено извещение о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Комсомольской-на-Амуре городской Думы по одномандатному избирательному округу № 15.
Как указано в названном извещении, Хрущевым И.Ю. в заявлении о согласии баллотироваться не неверно указано наименование избирательной комиссии и отсутствует подтверждение рода занятий; отсутствуют сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию; в сведениях о размере и источниках доходах, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности о счетах в банках, ценных бумагах, воспроизводятся слова, не предусмотренные Избирательным кодексом Хабаровского края; в графе имущество по состоянию на определенную дату, указана дата не соответствующая требованиям Избирательного кодекса Хабаровского края; в столбце «доходы за 2018 год» не указаны источники выплаты дохода; в первом финансовом отчете не заполнен 3 столбец отчета, отсутствуют сведения об остатке средств на дату отчета.
Согласно указанному извещению, в срок до 04.07.2019 кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы.
05.07.2019 окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 15 по выборам депутата Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва принято постановление № 4/13 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Комсомольской-на-Амуре городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.
Проверяя законность оспариваемых действий, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Хрущев И.Ю. находился в период с 27.06.2019 по 14.07.2019 в с. Анненские Воды, где проходил лечение в санатории.
Как следует из пояснений истца и не оспаривалось представителем ответчика, о принятии постановлений истцу стало известно 15.07.2019 по возвращению из санатория.
Вместе с тем, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что у него отсутствовала возможность сообщить о выезде и своевременно устранить недостатки.
Как следует из материалов дела, справка о приобретение билетов на имя истца выдана 24.06.2019.
Кроме того, зная о процедуре необходимой проверки документов, истец должен был заранее предусмотреть и предпринять меры для его надлежащего уведомления, в частности, приобрести сим-карту иного оператора.
Как следует из материалов дела, административным ответчиком были предприняты все возможные действия для извещения истца о принятых постановлениях, а частности, направление постановлений по почте, по электронной почте и СМС уведомления, которые обозревались в ходе судебного разбирательства. В соответствии с п. п. 1, 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 …статьи 33 настоящего Федерального закона…..При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с ч.1,8 ст. 50 Избирательного кодекса Хабаровского края, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона….В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
Из анализа указанных норм права следует, что законом установлены сроки совершения действий и не предусмотрена процедура по переносу сроков по рассмотрению документов кандидатов.
В соответствии с п.п. 4,7 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Административное исковое заявление подано в суд 18.07.2019, то есть за пределами процессуального срока, что в силу ч. 10 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Также в своих доводах истец ссылается на то, что выявленные недостатки являются несущественными.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 43 Избирательного кодекса Хабаровского края, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены, в частности, сведения о размере и об источниках доходов кандидата на выборах в Думу, органы местного самоуправления, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на выборах в Думу, органы местного самоуправления на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 2 к настоящему кодексу. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в Думу, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: 1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; 2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В данном случае документы со стороны истца были предоставлены не по установленной форме.
Доводы административного истца о том, что предоставленный первый финансовый отчет может быть предоставлен в любой форме, противоречит нормам права.
В приложении № 3 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств …., утвержденной постановлением избирательной комиссии городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» от 28.02.2019, утверждена общая форма финансового отчета как первого, так и итогового, а также порядок оформления.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, административный истец должен был предоставить первый финансовый отчет, с указанием всех необходимых сведений, при этом, отсутствие сведений может расцениваться как не предоставление сведений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что среди документов, представленных истцом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований закона.
Принимая во внимание, что со стороны административного истца выявленные нарушения не были устранены, административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 50 Избирательного кодекса Хабаровского края принято решение об отказе в регистрации кандидата.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку административным ответчиком были соблюдены требования закона при рассмотрении предоставленных истцом документов, решение принято в установленные сроки, содержит законное обоснование.
Руководствуясь ст.ст.175-180,244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2019 ░░░░ № 4/13 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░