Дело № 2-158/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Матвеевой Г.А.,
с участием прокурора Колесникова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 30 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Республики Коми «Междуреченское лесничество» о признании незаконными действий по приемке выполненных работ по рубке ухода леса и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что в ходе проведения проверки соблюдения федерального законодательства при выполнении работ в рамках государственных контрактов по охране, защите и воспроизводству лесов, выявлены нарушения лесного законодательства. Должностными лицами ГУ РК «Междуреченское лесничество» в июне 2012 года проведено обследование выделов 1 и 2 квартала 514 <данные изъяты> участкового лесничества, по результатам которого составлены проект рубок ухода и технологическая карта разработки лесосеки рубок ухода за лесом, утвержденные главным лесничим ДД.ММ.ГГГГ, по которым принято решение о необходимости проведения прочисток леса на площади 20 га. Проведение данных работ включено в государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому работы по рубке возложены на ООО «Эколесхоз», а обязанности по приемке работ – на ГУ РК «Междуреченское лесничество». По завершению работ по рубке ухода в молодняках комиссией лесничества эти работы приняты в полном объеме, о чем составлены ведомость аттестации и акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ. При проверке ДД.ММ.ГГГГ указанного выше лесного участка выявлено, что не выполнены работы по рубке ухода в молодняках на площади 3,28 га. Поэтому действия должностных лиц ответчика являются незаконными, а акты и ведомости по приемке выполненных работ недействительными. В связи с этим прокурор просил суд признать указанные действия ответчика незаконными, возложив на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно произвести приемку фактически выполненных работ.
Участвующий в деле прокурор требования иска и доводы в его обоснование поддержал в полном объеме, попросив срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик в лице руководителя ГУ РК «Междуреченское лесничество» Замятин И.С. иск прокурора в целом признал, пояснив, что действительно были допущены недостатки в замерах лесного участка, на котором производились работы по рубке ухода в молодняках. Никаких возражений относительно точности замеров, проведенных в ходе прокурорской проверки, не привел.
Руководитель ГУ РК «Междуреченское лесничество» Замятин И.С., участвующий в деле по доверенности также в качестве представителя третьего лица - Комитета лесов Республики Коми на стороне ответчика, также привел указанные выше доводы.
Третье лицо на стороне ответчика ООО «Эколесхоз» извещено о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 ГПК РФ, судебное извещение на его имя было своевременно направлено в отделение почтовой связи по месту жительства с оставлением извещения о его поступлении. Судебное извещение возвращено в суд с истечением срока хранения в почтовом отделении. Учитывая положения статьи 35 ГПК РФ, согласно которому лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Поскольку извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела третье лицо в судебное заседание не явилось, уважительных причин своей неявки суду не сообщило и своих представителей в суд не направило, суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в судебном заседании.
Заслушав объяснения и доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды определены, в том числе, земли и леса.
В силу положений части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Статьей 61 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно нормам статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 185 утверждены «Правила ухода за лесами», которые устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил уход за лесами осуществляется в целях повышения продуктивности лесов и сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий. Уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.
Согласно пункту 10 Правил в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами: - прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений; - проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев и др.
При проведении всех видов рубок ухода за лесом обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, поврежденных и ослабленных деревьев (пункт 12 Правил).
Пунктом 25 Правил выделяется четыре группы очередности проведения рубок ухода за лесами, к первой группе относятся рубки ухода в молодняках и прореживание в смешанных лесных насаждениях.
В силу пункта 33 Правил отвод лесосек для проведения рубок ухода за лесами осуществляется с отбором деревьев, предназначенных для рубки, их клеймением, перечетом, с закладкой пробных площадей в молодняках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 41 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, согласно пункту 36 которого рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с настоящими Правилами, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.
При использовании лесов, в том числе, не допускается: невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению; иные действия, способные нанести вред лесам (пункт 39 Правил санитарной безопасности в лесах).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом лесов Республики Коми (Заказчик) и ООО «Эколесхоз» (Исполнитель) заключен государственный контракт № на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов вне арендованных для заготовки древесины лесных участков в лесном фонде на территории Республики Коми, закрепленном за ГУ РК «Междуреченское лесничество».
Получателем работ по данному контракту является ГУ РК «Междуреченское лесничество», которое при отсутствии замечаний оформляет и подписывает ведомости аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. На основании этих ведомостей исполнитель работ составляет акты приемки выполненных работ, которые являются основанием для оплаты принятых работ. В срок до ДД.ММ.ГГГГ Получатель предоставляет Заказчику отчет о выполнении работ по данному контракту. Источником финансирования работ являются средства республиканского бюджета и субвенции из федерального бюджета. Цена настоящего контракта составляет <данные изъяты> рублей. Расчеты за выполненные работы производятся Заказчиком ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет Исполнителя на основании акта приемки выполненных работ (пункты 1.3, 1.4, 3.1, 3.3, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 Контракта).
Согласно технологической карте разработки лесосеки рубок ухода за лесом и проекта рубок ухода, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ главным лесничим ГУ РК «Междуреченское лесничество», в выделах 1 и 2 квартале 514 <данные изъяты> участкового лесничества должна быть произведена рубка в молодняках без заготовки ликвидной древесины на площади 20 га.
На основании ведомости аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг, руководителями ГУ РК «Междуреченское лесничество» и ООО «Эколесхоз» ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки выполненных работ №, согласно которому запланированные в рамках государственного контракта работы по рубке ухода за лесом выполнены в полном объеме, т.е. на площади 20 га. в выделах 1 и 2 квартале 514 Селэгвожского участкового лесничества. Стоимость указанных работ по рубке ухода за лесом составила <данные изъяты> рублей.
Однако, согласно акту проверки указанного лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № проведенной комиссионно в составе помощника прокурора района, руководителя районного комитета по охране окружающей среды, руководителей ГУ РК «Междуреченское лесничество» и «Удорское лесничество», было установлено, что указанные выше работы в выделах 1 и 2 квартале 514 <данные изъяты> участкового лесничества, фактически не выполнены на участке общей площадью 3,28 га. Таким образом, государством уплачены денежные средства за работы, которые фактически выполнены не в полном объеме.
Из объяснений директора ООО «ЛесМастер» ФИО5, работающего по совместительству инженером лесного хозяйства в ООО «Эколесхоз», под руководством которого производились работы, следует, что данные нарушения вызваны «человеческим фактором» и заключаются в ошибках и недочетах, допущенных лицами, непосредственно производившими работы.
Сыктывкарским природоохранным прокурором руководителю Комитета лесов Республики Коми внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений лесного законодательства, которое рассмотрено на совещании от ДД.ММ.ГГГГ, однако сведений об устранении указанных нарушений не представлено.
Исследованные судом материалы позволяют суду сделать вывод о том, что выявленные нарушения создают угрозу к повреждению и уничтожению лесов, что в свою очередь, представляет собой опасность здоровью и безопасности населения и ведут к ущемлению экологических прав граждан, а также снижают эффективность мероприятий по охране, защите и восстановлению лесов, приводят к необоснованным тратам бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суд признает требования иска прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14.02.2002 № 4-П прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации, и в качестве лица, участвующего в деле, пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с исковым заявлением об обязании устранить нарушения лесного законодательства, прокурор действует в защиту государственных интересов Российской Федерации и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Республики Коми в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному учреждению Республики Коми «Междуреченское лесничество» о признании незаконными действий по приемке выполненных работ по рубке ухода леса и возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц ГУ РК «Междуреченское лесничество», выразившееся в подписании ведомости аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг от ДД.ММ.ГГГГ и акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № по рубке ухода леса в выделах 1 и 2 квартала 514 <данные изъяты> участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество» на площади 3,28 га.
Признать недействительным ведомость аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг от ДД.ММ.ГГГГ и акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № по рубке ухода леса в выделах 1 и 2 квартала 514 <данные изъяты> участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество» в объеме 20 га.
Обязать ГУ РК «Междуреченское лесничество» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно произвести приемку фактически выполненных работ по рубке ухода в молодняках в выделах 1 и 2 квартала 514 <данные изъяты> участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество» в соответствии с условиями Положения об аттестации (приемке) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг, утвержденных Рослесхозом 06.05.1994.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 31 марта 2015 года в Удорском районном суде.