АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-20290/09-59/266
«21» сентября 2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.
рассмотрев в судебном заседании заявление
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ейском городском поселении Краснодарского края, г. Ейск (наименование заявителя)
к Долженко Юрию Владимировичу, г. Ейск (наименование ответчика)
о взыскании 386 руб. штрафа
при участии:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчиков: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ :
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ейском городском поселении Краснодарского края (далее заявитель, управление) обратилось с требованиями к Долженко Юрию Владимировичу (далее предприниматель, ответчик) о взыскании штрафа в сумме 386 руб. за нарушение срока представления сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в систему индивидуального (персонифицированного) учета за 2008г.
Заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать ввиду следующего.
Суд установил, что Долженко Юрий Владимирович, 17.11.1967 года рождения, уроженец г. Ейска, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Краснодарскому краю за основным государственным регистрационным номером 304230607000104, ИНН 230602419474, место жительства: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Либнехта, 267 а, кв. 11.
По факту непредставления сведений определенных статьей 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) до 01.03.09 заявителем составлен акт от 23.03.09 № 1318 о нарушении пенсионного законодательства.
В акте проверки указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 6.04.09, направлен в адрес ответчика 24.03.09. Доказательств его получения заявитель не представил.
28.04.09 вынесено решение № 1318 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение пенсионного законодательства, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в виде штрафа в сумме 386 руб.
Требованием от 28.04.09 № 1318 ответчику предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в срок до 16.05.09.
В указанный срок ответчиком задолженность по финансовым санкциям не погашена, что явилось поводом для обращения управления в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому указанной статьи индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - застрахованными лицами.
Закон №27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Закона № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 ФЗ № 27 устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
Следовательно, Закон № 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 вышеуказанного закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле эти обстоятельства фондом не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом №27-ФЗ, не относится.
В Законе № 27-ФЗ отсутствует обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ежегодно являться для сверки до 1 марта в орган Пенсионного фонда и представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.
Ссылки управления на пункт 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 318 не приняты судом, поскольку в Законе № 27-ФЗ отсутствуют отсылочные нормы, уполномочивающие Правительство РФ установить срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Следовательно, пункт 38 названной инструкции противоречит Закону № 27-ФЗ и не применяется судом в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 386 руб. следует отказать ввиду отсутствия события правонарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Однако в деле отсутствуют доказательства получения акта ответчиком.
Рассмотрение материалов проверки назначалось на 6.04.09, решение вынесено 28.04.09. Само по себе вынесение решения другой датой не свидетельствует о его незаконности, но при этом заявитель должен доказать, что рассмотрение материалов проверки действительно состоялось в назначенное время. Доказательств того, что рассмотрение материалов проверки состоялось 6.04.09, а также того, что предприниматель уведомлялся о перенесении даты рассмотрения дела или заявителем не представлено.
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ данные нарушения являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований управления.
Руководствуясь статьями 1, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьями 13, 65, 110, 123, 156, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.