О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
с. Карпогоры 14 июня 2022 года
Мировой судья судебного участка № 2 Пинежского судебного района Архангельской области Николаева Е.В. изучив в порядке подготовки к рассмотрению дело об административном правонарушении в отношении Кушнир Ольги Алексеевны, привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Мировому судье из административной комиссии Северного территориального округа администрации городского округа «Город Архангельск» поступил протокол об административном правонарушении №3-22 от 08.06.2022 года по ч. 1 ст.20. 25 КоАП РФ в отношении Кушнир О.А.
Нахожу протокол и материалы дела об административном правонарушении подлежащими возвращению составителю по следующим основаниям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).
Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или обязательные работы, во всех случаях является необходимым.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
При этом следует учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста или обязательных работ.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось, либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Указанное согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4 (2016) (вопрос 4) и п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».
Таким образом, отсутствие лица на рассмотрении протокола в судебном участке относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Санкция ст.20.25 ч.1 КоАП РФ предусматривает назначение лицу административного наказания в виде административного штрафа, административного ареста, и обязательных работ.
В нарушение указанного, Кушнир О.А. не была извещена о месте и времени рассмотрения дела в судебном участке 14 июня 2022 года, также она не была доставлена к мировому судье для рассмотрения дела. Сведения о том, что ей не может быть назначено наказание в виде административного ареста или обязательных работ, по иным основаниям, (характеризующие данные, семейное положение, совершение в течение года однородных правонарушений) или в соответствии с ограничениями, предусмотренными ч.2 ст.3.9, ч.3 ст.3.13 КоАП РФ или по состоянию здоровья, в материалах дела не представлены.
Номера телефона, по которому можно было бы связаться с Кушнир О.А. и известить её о времени и месте судебного заседания в день поступления протокола, в материалах дела не имеется.
По смыслу ч.2 ст.28.8 КоАП РФ обязанность по обеспечению явки лица в отношении, которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении.
Отложение рассмотрения дел об административном правонарушении данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Кушнир О.А. подлежат возврату административной комиссии Северного территориального округа администрации городского округа «Город Архангельск».
Руководствуясь п.4 ст.29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
о п р е д е л и л :
Протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Кушнир Ольги Алексеевны о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ возвратить административной комиссии Северного территориального округа администрации городского округа «Город Архангельск».
Постановление о возвращении протокола об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором в течение 10 дней в Пинежский районный суд Архангельской области.
Мировой судья Е.В. Николаева