Решение по делу № 5-6/2021 (5-2542/2020) от 30.12.2020

АдминистративноеДело 5-2542/20

                                                                                                                                                  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Великий Устюг                                                                                                                                              30 декабря   2020 года

Мировой судья Вологодской области по судебному участку 28 Созоновская В.А. ,  

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2  ст. 19.20 КоАП РФ  в отношении Автономного учреждения социального обслуживания Вологодской области  «Красавинский психоневрологический интернат»,

УСТАНОВИЛ:

                Согласно протоколу об административном правонарушении от 19 ноября 2020 года 65/20 , составлен главным специалистом отдела контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора Вологодской области Кирсановой Я.С. установлено следующее:

          в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Вологодской области в отношении АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» в период с 23.09.2020 по 20.10.2020 на основании поручения Заместителя председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой от 03.02.2020 ТГ-П12-580, поручения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 19.02.2020 № 02ВП-7/20, от 23.07.2020 01ВП-51/20, приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Вологодской области И.Б. Малафеевой от 17.09.2020 № 140-Пр/20 по адресу осуществления деятельности учреждения установлено, что при осуществлении медицинской деятельности АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» лицензионные требования установленные Постановлением от 16.04.2012 N 291 в полном объеме не выполнялись.

Так, в ходе проверки АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, а именно:

1. В нарушение подпункта «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» у заместителя директора АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат», ответственного за осуществление медицинской деятельности И.Н., отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Согласно трудовому договору от г. №119, И.Н. принята на работу в АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» заместителем директора по медицинской части. И.Н. имеет диплом о высшем образовании от 09.06.2008 г. № ВСГ, согласно которому ей присуждена квалификация - менеджер по специальности «сестринское дело», и сертификат специалиста от 01.06.2019 г. по специальности «управление сестринской деятельностью».

2. В нарушение требований пункта 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» в состав врачебной комиссии АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» включен врач-офтальмолог В.В., не являющийся работником АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат».

3. В нарушение статьи 90 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. «и» пункта 4, пп «б» пункта 5

Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», пункта 6 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 07.06.2019 №381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности», отсутствует/не представлено Положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат».

4. В нарушение подпункта/«б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - не представлены/отсутствуют документы, подтверждающие проведение внутреннего контроля качества на 1 уровне контроля - экспертные карты оценки работы общего отделения.

5. В нарушение части 2 статьи 48 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 16 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» отсутствуют/не представлены протоколы решений врачебной комиссии от 09.01.2020 г., 10.01.2020 г., 20.01.2020г., 28.01.2020 г., 06.02.2020 г., 10.02.2020 г. - 14.02.2020 г., 20.02.2020 г. - 21.02.2020 г., 03.03.2020 г. - 06.03.2020 г., 10.03.2020 г. - 13.03.2020 г., 16.03.2020 г., 10.04.2020 г., 13.04.2020г., 14.04.2020 г., 16.04.2020 г., 17.04.2020 г., 20.04.2020 г., 28.04.2020 г., 10.05.2020 г. - 14.05.2020 г., 20.05.2020 г., за июнь 2020 года, от 10.07.2020 г.-15.07.2020 г., 17.07.2020 г., 20.07.2020г., 28.07.2020 г., за август 2020 года, от 03.09.2020 г. - 06.09.2020 г., 10.09.2020 г. - 13.09.2020 г., 24.09.2020 г., 26.09.2020 г. 6. В нарушениепункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2.1 Раздела II Приложения к приказу Министерства здравоохранения РФ от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) не вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента. Указанное нарушение выявлено в историях болезни " обезличено"           

Таким образом, при осуществлении медицинской деятельности АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» допущены нарушения, выразившиеся в неисполнении обязательных требований действующего законодательства РФ о здравоохранении и лицензировании или осуществлении лицензируемого вида деятельности, в связи с чем в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 19.20 ч.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении N 65/20 по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ составлен 6 октября 2020 года. Адрес совершения правонарушений: по адресу фактического осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат»: Дата и время выявления правонарушений: 20.10.2020, 16 часов 00 минут.

В судебном заседании представитель АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» И.Н. участия не приняла,  о дне и месте рассмотрения дела - извещена.

При рассмотрении дела 29 декабря 2020 г. представитель учреждения И.Н.  с протоколом согласилась. Суду показала,  что часть документов, перечисленных в протоколе, была дослана  в Росздравнадзор. Следовательно, нельзя признать, что документы  отсутствовали в их учреждении.

Так были досланы  следующие документы: сертификат специалиста Е, сертификат К, Положение  о порядке организации и проведения внутреннего  контроля качества и безопасности медицинской деятельности; документы, подтверждающие  проведение  внутреннего контроля качества на 1 уровне  контроля- копии экспертных карт первого уровня контроля; копии протоколов  решений врачебных комиссий, копии карт на всех пациентов. указанных в протоколе ( п.9).

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Статья 19.20 часть 2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу п.п. 46 п. 1 ст. 42 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат»  осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии ЛО-35-01-002719 от 04.03.2019, выданной департаментом здравоохранения Вологодской области.

В силу ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.

Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Постановление от 16.04.2012 N291).

Подпункт «в» п. 4 Постановления от 16.04.2012 N 291 устанавливает, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является наличие: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности,

-              высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".

Подпунктом   «и» пункта . 4 и подпунктом  «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 N 291 устанавливают, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются:

-              наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

-              соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 87 ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно ст. 90 ФЗ N 323-ФЗ, органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

С учетом вышеизложенного, задачами внутреннего контроля в силу требований п. 3 ч. 1, п. 1,4 ч. 2 ст. 87, ст. 90 Федерального закона N 323-ФЗ являются:

1)            обеспечение контроля за соблюдением обязательных требований к качеству медицинской деятельности;

2)            обеспечение контроля за соблюдением обязательных требований к безопасности медицинской деятельности;

3)            обеспечение персонифицированной оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. Согласно частей 1 и2 ст. 64 ФЗ N 323-ФЗ, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии счастью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019г. N381H "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности". Согласно указанных требований, внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций, а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности. В силу п. 6 Министерства здравоохранения РФ от 7 июня 2019 г. N381H, В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее: функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля; цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля; основания для проведения внутреннего контроля; права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля; порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля; порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 48 ФЗ N 323-ФЗ, в медицинской организации создается врачебная комиссия в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

В силу п. 12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", в состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 79 ФЗ N 323-ФЗ, медицинская организация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 73 ФЗ N 323-ФЗ, медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 14 января 2019 г. N 4н. Согласно п. 3 данного Порядка, сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента.

Кроме того, в соответствии с п.п. «к» п. 2.1 раздела 2 Критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. N 203н, критериями качества в амбулаторных условиях являются: назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком, оформление протокола решения врачебной комиссии медицинской организации; внесение записи в амбулаторную карту при назначении лекарственных препаратов для медицинского применения и применении медицинских изделий по решению врачебной комиссии медицинской организации.

В судебном заседании установлено, что при осуществлении медицинской деятельности АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» лицензионные требования установленные Постановлением от 16.04.2012 N 291 в полном объеме не выполнялись.

Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ от 24.11.2020 г.; Актом проверки территориальным органом Федеральнойслужбы по надзору в сфере здравоохранения по Вологодской области 51 от 20.10. 2020 г. с прилагаемыми к нему документами, и всеми материалами дела  в их совокупности.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что вина АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ полностью установлена исследованными в судебном заседании доказательствами.

При назначении АУ СО ВО «Красавинский психоневрологический интернат» административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, характер и общественную опасность выявленных нарушений,  отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность. Оснований для  применения  при назначении наказания ст. 2.9 КоАП РФ либо прекращения производства по делу - судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч. 1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья,

постановил:

признать  Автономное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Красавинский психоневрологический интернат» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Великоустюгский районный суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мировой судья -                                                                                       Созоновская В.А.

По состоянию на 12.01.2021 не вступило в законную силу.