Дело № 5-578/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
с. Шатрово «19» ноября 2021 года
Мировой судья судебного участка № 27 Шатровского судебного района Курганской области Папулова Ксения Валерьевна,
рассмотрев по адресу: ул. Кирова, д. 12, каб. 6, с. Шатрово Шатровского района Курганской области, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Черепанова Андрея Александровича, <ДАТА2>
У С Т А Н О В И Л:
08 октября 2021 года инспектором ДПС (дислокация с. Шатрово) группы ДПС ГИБДД МО МВД России «Каргапольский» <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении 45 ОЕ <НОМЕР>, согласно которому <ДАТА4> в 11 часов 30 минут в районе дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> с. <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО2>, в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской <ФИО3> (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской <ФИО3> от <ДАТА5> <НОМЕР>), управлял самодельным трактором, без государственного регистрационного знака, в состоянии алкогольного опьянения (л.д. 1).
При рассмотрении дела Черепанов А.А. вину в совершении правонарушения признал. Пояснил, что выпил пива, после чего поехал в магазина на самодельном устройстве, сделанном на основе мотоблока с прикрепленной к нему тележкой. Также указал, что не имеет водительского удостоверения, в том числе, не имеет удостоверения тракториста-машиниста (тракториста).
Частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно протоколу 45 АМ <НОМЕР> от <ДАТА4> Черепанов А.А. был отстранен от управления транспортным средство (л.д. 2).
Как следует из записи теста выдоха и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 45 АА <НОМЕР> от <ДАТА4>, у Черепанова А.А. было установлено состояние опьянения; с результатом освидетельствования согласился (л.д. 3, 4).
На видеозаписи, представленной к протоколу об административном правонарушении, зафиксировано отстранение Черепанова А.А. от управления транспортным средством, в связи с наличием оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения, прохождение им освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (результат освидетельствования составил 0,289 мг/л), а также его согласие с результатом данного освидетельствования (л.д. 6).
Черепанов А.А. не имеет право управления автомототранспортными средствами (л.д. 7).
Между тем, согласно статье 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений пункта 2.3.2 Правил дорожного движения и диспозиции части 3 статьи 12.8 Кодекса Российской <ФИО3> об административных правонарушениях, субъектом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, является водитель.
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, статьей 2 <ФИО3> закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «О безопасности дорожного движения» водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством); транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
При этом в силу примечания к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской <ФИО3> о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской <ФИО3> от <ДАТА5> <НОМЕР> «О Правилах дорожного движения», в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской <ФИО3> (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской <ФИО3>, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.
В соответствии с техническими характеристиками бензинового двигателя «FZ168F-2» его рабочий объем составляет 196 кубических сантиметров (л.д. 29).
Как следует из показаний специалиста - государственного инженера-инспектора гостехнадзора <АДРЕС> района <АДРЕС> области <ФИО4>, согласно представленных в материалы дела фотографий, механизм, которым управлял Черепанов А.А., собран на основе мотоблока, которому установили «крылья» и бампер, заменили колеса на автомобильные, и при помощи штатного прицепного устройства прикрепили к нему прицеп. При этом, мотоблок, по всей видимости, российского производства, но на нем установлен двигатель от другого мотоблока. В случае обращения <ФИО2> в инспекцию Гостехнадзора с заявлением о постановке данного механизма на учет, ему было бы отказано, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины. Выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) на право управления мотоблоками законом не предусмотрена. Также указал, что Черепанова А.А. он не знает, ссор, конфликтов с ним не было, непризнанные отношения к нему не испытывает.
Государственную регистрацию наземных самоходных устройств категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской <ФИО3>, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств (Постановление Правительства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской <ФИО3>.
Между тем, механизм, которым управлял Черепанов А.А., исходя из понятий, сформулированных в Приложении <НОМЕР> к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), не относится к наземным самоходным устройствам категорий "L", "M", "N".
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены Постановлением Правительства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР>. Данным нормативным актом предусмотрено, что государственной регистрация на территории Российской <ФИО3> подлежат самоходные машина (трактора, самоходные дорожно-строительных машина, коммунальные, сельскохозяйственные машина, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской <ФИО3>, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской <ФИО3> о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (пункт 1).
Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской <ФИО3>, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники… (пункт 3).
Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской <ФИО3> от <ДАТА9> <НОМЕР>.
Согласно данным Правилам, под самоходными машинами, на право управления которыми предусмотрена выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской <ФИО3>, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской <ФИО3> о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (пункт 2).
При этом, в силу Инструкции о порядке применения указанных Правил, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от <ДАТА10> <НОМЕР>, под самоходными машинами в настоящей Инструкции понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, тракторы (кромемотоблоков), самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3, не относящиеся к автомототранспортным средствам (пункт 3).
Таким образом, к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской <ФИО3> об административных правонарушениях, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса, транспортным средством признано быть не может.
А значит, Черепанов А.А. не являлся водителем транспортного средства и субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 29.9. КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 29.9, 24.5 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 12.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░░░░░><░░░░░░░░░░>