Решение по делу № 5-588/2021 от 01.07.2021

Дело № 5-588<НОМЕР>

УИД 66МS0039-01-2021-001296-20

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. <АДРЕС>                                                                                               <ДАТА1>

Мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга В.Я. Марчук (620142, <АДРЕС> ул., д. 40, г. <АДРЕС>, тел. 8 (343) 257-04-04, электронный адрес: 2okt@dms66.ru), на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «<ФИО1>», (далее по тексту ФКУ «Уралуправтодор») зарегистрированного по адресу: <АДРЕС> ул., д. 203,                             г. <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации в качестве юридического лица <ДАТА2>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

1. <ДАТА3> государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора отдела надзора УГИБДД УМВД России по ХМАО-Югре, старшим лейтенантом полиции <ФИО2> при надзоре за дорожным движением выявлены следующие нарушения: на участках км 15 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - Ханты- Мансийск. Подъезд к г. <АДРЕС> (съезд кафе и АЗС), км 19 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС>. Подъезд к г. <АДРЕС> (съезд к кафе «Алазан»), км 24 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС>. Подъезд к г. <АДРЕС> (съезд к кафе «Анжелика»), км 696 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> (съезд к кафе «Берег»), км 723 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> (съезд к АЗС «НПС») в нарушении требований п. 13.1 ГОСТ Р 58653-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования» и п. 5.1.11 ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса», п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие «требования» объекты дорожного сервиса не обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством переходно-скоростных полос, а также отсутствует стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток. На участке км 590 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> в нарушении требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в месте установки опоры стационарного искусственного освещения, расположенной на расстоянии 2,34 м от кромки проезжей части, отсутствует дорожное ограждение. На участке км 718 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> в нарушении требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и п. 8.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно дорожное металлическое барьерное ограждение установлено без начального и концевого участка. На участке км 733 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - Ханты- Мансийск» в нарушении требования п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно дублирующий дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» установлен над проезжей частью ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части. На участке км 774 а/д Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> в нарушении требования п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на нерегулируемом наземном пешеходном переходе при движении со стороны города <АДРЕС> в сторону города <АДРЕС> не соблюден треугольник видимости, для условий «Пешеход- Транспорт» при максимально разрешенной скорости движения 90 км/ч размер прямоугольного треугольника составляет 10X27,36 метров при допустимых 10X175 метров. На участке 881 км - 882 км автомобильной дороги Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> района, в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует стационарное электрическое освещение на участке дороги в зоне размещения переходно-скоростных полос на съезде к объекту обслуживания движения (объект придорожного сервиса, площадка отдыха и стоянка автотранспорта, кафе «Караван»), действующему в темное время суток. На участке 917 км автомобильной дороги Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> района, в нарушение требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют дорожные ограждения на обочине прямолинейного участка дороги, в месте установки массивного препятствия в виде опоры для рамки ТПО (табло переменной информации), установленной на расстоянии 3,78 м от кромки проезжей части. На участке 941 км автомобильной дороги Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> района, в нарушение требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют дорожные ограждения в месте установки массивных препятствий в виде отдельно-стоящих железобетонных блоков, установленных на расстоянии 3,02 м от кромки проезжей части. На участке 941 км автомобильной дороги Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> района, в нарушение требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасность дорожного движения. Методы контроля», п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в месте установки опоры стационарного искусственного освещение, расположенной на расстоянии 3,39 м от кромки проезжей части (краевой линии горизонтальной дорожной разметки 1.2), отсутствует дорожное ограждение. На участке 942 км автомобильной дороги Р-404 «<АДРЕС> - Тобольск - <АДРЕС> района, в нарушение требований п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», п. 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в местах установки опоры стационарного искусственного освещение, расположенной на расстоянии 3,34 м от кромки проезжей части (краевой линии горизонтальной дорожной разметки 1.2), отсутствует дорожное ограждение. По выявленным недостаткам <ДАТА3> должностным лицом органа ГИБДД составлены соответствующие акты.

            <ДАТА4> в отношении ФКУ «Уралуправтодор», в присутствие законного представителя юридического лица, уполномоченным должностным лицом составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.

  В судебном заседании защитник юридического лица <ФИО3>, действующая на основании доверенности, вину во вменяемом правонарушении не признала, полагает, что вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1                ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доказана. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить.    

  Заслушав пояснения защитника юридического лица, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе, автозаправочные станции.

В ч. 6 ст. 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В ч. 10 ст. 22, ч. 8 ст. 26 данного Федерального закона установлено, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

Требования по размещению объектов дорожного сервиса на автодорогах общего пользования определены ГОСТ 33062-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса (введен в действие Приказом Госстандарта от <ДАТА5> N 1163-ст).

В соответствии с п. 1 ГОСТ 33062-2014 настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

 В соответствии с требованиями 5.5.8. ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от <ДАТА6> N 270-ст) (ред. от <ДАТА7>) для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы.

15 км автодороги Р-404 «<АДРЕС>, подъезд к г. <АДРЕС> (съезд к кафе и АЗС) - владельцу объекта дорожного сервиса ФКУ «Уралуправтодор» выдано согласие (письмо <НОМЕР> от <ДАТА8>), технические требования и условия на капитальный ремонт существующего примыкания (км 14+107 справа), которыми предусмотрено следующее: п.3 - для обеспечения безопасности движения транзитного автотранспорта предусмотреть проектом обустройство примыкания переходно-скоростными полосами по параметрам дороги I технической категории в соответствии с СП 34.13330.2012; п. 11 - в проекте предусмотреть устройство стационарной линии освещения переходно-скоростных полос в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 52766-2007, ВСН 25-86, СП 52.13330-2011; 19 км автодороги Р-404 «<АДРЕС>, подъезд к г. <АДРЕС> (кафе «Алазан») -  владельцу объекта дорожного сервиса направлено письмо <НОМЕР> от <ДАТА9> о направлении договора на оказание услуг по присоединению объекта дорожного сервиса ИП <ФИО4> (км 18+537 справа) и получении согласия в письменной форме, содержащего технические требования и условия для устранения нарушений, указанных в акте; согласие (<НОМЕР> от <ДАТА10>), технические требования и условия на капитальный ремонт существующего примыкания, которыми предусмотрено: п.3 -  для обеспечения безопасности движения транзитного автотранспорта предусмотреть проектом обустройство примыкания переходно-скоростными полосами по параметрам дороги II технической категории в соответствии с СП 34.13330.2012; п. 11 - в проекте предусмотреть устройство стационарной линии освещения переходно-скоростных полос в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, СП 52.13330-2011;  км 23+752 автодороги Р-404 «<АДРЕС>, подъезд к г. <АДРЕС> (кафе «Анжелика») - владельцу объекта дорожного сервиса направлено письмо <НОМЕР> от <ДАТА11> о получении технических условий ИП <ФИО5> для исправления нарушений, указанных в акте. В настоящее время обращения от ИП <ФИО5> о продлении технических условий не поступало; км 696 автодороги Р-404 «<АДРЕС> - владельцу объекта дорожного сервиса выданы согласие (<НОМЕР> от <ДАТА12>), технические требования и условия на капитальный ремонт существующего примыкания (км 695+448 справа), которыми предусмотрено следующее: п.3 - для обеспечения безопасности движения транзитного автотранспорта предусмотреть проектом обустройство примыкания переходно-скоростными полосами по параметрам дороги I технической категории в соответствии с СП 34.13330.2012; п. 11 - в проекте предусмотреть устройство стационарной линии освещения переходно-скоростных полос в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 52766-2007, ВСН 25-86, СП 52.13330-2011; км 723 автодороги Р-404 «<АДРЕС> - владельцу объекта дорожного сервиса выданы согласие ( <НОМЕР> от <ДАТА13>), технические требования и условия на капитальный ремонт существующего примыкания (км 722+382 справа), которыми предусмотрено следующее: п.3 - для обеспечения безопасности движения транзитного автотранспорта предусмотреть проектом обустройство примыкания переходно-скоростными полосами по параметрам дороги I технической категории в соответствии с СП 34.13330.2012; п. 11 - в проекте предусмотреть устройство стационарной линии освещения переходно-скоростных полос в соответствии с требованиями СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 52766-2007, СП 52.13330-2011.

В связи с изложенным, строительство, ремонт, содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос входят в обязанности владельцев объектов дорожного сервиса и осуществляются за его счет.

Пункт 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 не содержит требования о наличии барьерного ограждения на обочинах, а указывает лишь на требования к минимальным уровням удерживающей способности ограждений в случае, если такие ограждения установлены.

Кроме того, в соответствии с действующим проектом организации дорожного движения на данном участке дороги установка барьерного ограждения не предусмотрена (км 590).

Км 718 - расстояние до массивного препятствия составляет 8,75 м при высоте насыпи 1,1 - 1,7 м, ФКУ «Уралуправтодор» выполнены мероприятия по демонтажу барьерного ограждения с внесением изменений в проект организации дорожного движения.

Защитник в судебном заседании пояснила (км 733), что ГОСТ 52289-2019 утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <ДАТА14> <НОМЕР>, с <ДАТА15>, взамен ранее действовавшего ГОСТ 52289-2004. Дорожные знаки были установлены в соответствии с действовавшим на момент установки пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, где требования о размещении знака отсутствовали, абз. 4 п. 5.1.6: «На дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением в тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью (в соответствие с Изменениями <НОМЕР> 3, утв. Приказом Росстандарта от <ДАТА7> <НОМЕР> 2221-ст».

Вместе с тем, знак 5.19.1 «Пешеходный переход» установлен над проезжей частью ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части, что является нарушением требования п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Км 774 - в рамках заключенного государственного контракта                                                <НОМЕР> от <ДАТА16> на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Свердловской и Тюменской областях, <АДРЕС> автономном округе - Югре предусмотрено устройство модульного надземного пешеходного перехода, сроком реализации до <ДАТА17>

Несмотря на нарушение требований п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, следует учесть, что в рамках своих полномочий, в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения ФКУ «Уралуправтодор» на указанном участке автомобильной дороги реализуется проект по строительству надземного пешеходного перехода. 

Км 881,882 - согласно выданным ФКУ «Уралуправтодор» техническим условиям            <НОМЕР> ТУ -14-19-01 от <ДАТА18>, на указанном участке автодороги располагается объект дорожного сервиса, владелец ИП <ФИО6> В соответствии с данными техническими условиями заявитель разрабатывает и представляет перспективный план дополнительного обустройства отдыха и стоянки автотранспорта, в том числе поэтапное обеспечение освещения территории площадки отдыха, переходно-скоростных полос, реконструкции сооружений в целях улучшения условий эксплуатации и расширения предоставляемых услуг. Как уже было указано, строительство, ремонт, содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос входят в обязанности владельцев объектов дорожного сервиса и осуществляются за его счет.

Км 917 - из п. 8.1.5 ГОСТ 52289-2004 не следует, что обочины прямолинейных участков, на которых массивные препятствия находятся на расстоянии менее 4 метров от кромки проезжей части должны быть оборудованы барьерными ограждениями. В данном пункте содержится требование к минимальным уровням удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на автомобильных дорогах в случае, если такие ограждения установлены. Кроме того, в пункте 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 указано, что дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289. Требования о наличии барьерного ограждения на обочинах данный пункт также не содержит.

Км 941, 942 - пункт 8.1.4 ГОСТ Р 52289-2019 не содержит требования о наличии барьерного ограждения на обочинах, а указывает лишь на требования к минимальным уровням удерживающей способности ограждений в случае, если такие ограждения установлены. Пункт 6.5.1 как было указано выше, требования о наличии барьерного ограждения на обочинах данный пункт не содержит.

Установленные в судебном заседании нарушения требований некоторых вышеизложенных пунктов соответствующих ГОСТ, подтверждены имеющимися в материалах дела допустимыми доказательствами, отражены в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.

           Содержание представленных доказательств по делу об административном правонарушении не вызывает у суда сомнений, поскольку все документы составлены уполномоченными на то должностными лицами и согласуются между собой.

   Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со          ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем полно отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.  

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В соответствии с п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В судебном заседании установлено, что в результате совершения правонарушения общественно-опасных последствий не наступило, в силу чего существенного нарушения охраняемых общественных отношений ФКУ «Уралуправтодор» причинено не было, а также с учетом того, что ФКУ «Уралуправтодор» совершает необходимые действия в целях соблюдения  соответствующих требований ГОСТ, направляет соответствующие письма, в целях разъяснения применения соответствующих пунктов ГОСТ, мировой судья полагает, что деяние может быть расценено как малозначительное.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном          ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «<ФИО1>» прекратить, на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

        Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через мирового судью судебного участка <НОМЕР> Октябрьского судебного района г. <АДРЕС>.

        Мировой судья В.Я. Марчук