РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«6» июня 2011 года г. Самара Мировой судья судебного участка № 28 Самарской области Бредихин А.В., при секретаре Есиной О.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <НОМЕР> по иску по иску Гасановой <ФИО1> в интересах несовершеннолетней <ФИО2> к Министерству здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области, ГУ Самарского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала <НОМЕР> о взыскании расходов на приобретение кресла-коляски,
УСТАНОВИЛ:
Гасанова Н.В. обратилась в интересах несовершеннолетней Гасановой А.М. к мировому судье с иском к Министерству здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области, ГУ Самарского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала <НОМЕР> о взыскании расходов на приобретение кресла-коляски.
В обосновании иска указала, что с <ДАТА2> Гасановой А.М. присвоена группа инвалидности ребенок-инвалид. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р установлен федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями": В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствиис программой реабилитации (заключением). Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы - карта <НОМЕР> к акту освидетельствования <НОМЕР> от <ДАТА5> установлено, что Гасанова A.M. должна быть обеспечена креслом-коляской прогулочной. Уполномоченный орган - ГУ Самарское региональное Отделение ФСС РФ филиал <НОМЕР> (г. <АДРЕС> район) не обеспечило ребенка-инвалида техническим средством - креслом-коляской. Гасанов М.С. (отец ребенка) <ДАТА6> самостоятельно приобрел кресло-коляску «Лиза» в ООО «Доброта.Ру» общей стоимостью 93270,01 руб. Из них 60 000 руб. - это благотворительная помощь городского благотворительного фонда «Фонд <АДРЕС>. При покупке кресла-коляски кассир ООО «Доброта.Ру» пробил два кассовых чека: один на сумму 60 000 руб., второй на сумму 33 270 руб. и выдал товарный чек на всю сумму. Чек на сумму 60 000 руб. передан городскому благотворительному фонду «Фонд <АДРЕС> в подтверждении того, что благотворительная помощь использована по прямому назначению. На основании изложенного следует, что Гасанов М.С. потратил собственных денежных средств при покупку кресла-коляски в сумме 33 270 руб. 26.05.2009 г. от Гасанова М.С. было направлено заявление с просьбой возместить частично расходы на приобретение кресла-коляски для ребенка-инвалида Гасановой А.М. При обращении в ГУ Самарское региональное Отделение ФСС РФ филиал <НОМЕР> (г. <АДРЕС> район) к руководителю в устной форме был получен отказ от возмещения данных денежных средств, по причине отсутствия в ИПР записи о том, что ребенку требуется именно кресло-коляска для детей инвалидов «Лиза». Заявление возвращено на руки. <ДАТА8> она (Гасанова Н.В.) повторно обратилась с заявлением о частичном возмещением расходов на приобретение кресло-коляски для детей инвалидов «Лиза». <ДАТА9> <НОМЕР> в частичном возмещении расходов на приобретение кресло-коляски для детей инвалидов «Лиза» отказано. Основанием для отказа явилось то, что: якобы кассовые и товарные чеки не дают основания подтверждения приобретения данной кресло-коляски; не читаемый кассовый чек; в товарном чеке не отражено, что кресло-коляска является прогулочной. <ДАТА10> она (Гасанова Н.В.) в очередной раз обратилась в ФСС РФ филиал <НОМЕР> с заявлением о частичном возмещением расходов. <ДАТА11> Исх.<НОМЕР>/01/43л ФСС РФ филиал <НОМЕР> указал, что с <ДАТА12> обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами возложена на Министерство здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области. <ДАТА13> <НОМЕР> Министерство здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области отказало в выплате на приобретение кресло-коляски для детей инвалидов. Она (<ФИО3>) и Гасанов М.С. - законные представители Гасановой A.M. не согласны с отказами по следующим основаниям: Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р установлен федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В соответствии с перечнем инвалидам предоставляются кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные. В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами(кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями": В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, - инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы. В соответствии с Приказом <НОМЕР> Федерального Медико-Биологического Агентства Федерального Государственного Учреждения Главного Бюро Медико-Социальной Экспертизы по <АДРЕС> области от <ДАТА14> г.: в реабилитационных программах реабилитации запись рекомендованных технических средств реабилитации производить без указания моделей, модификаций и торговых марок технических средств. Индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы - карта <НОМЕР> к акту освидетельствования <НОМЕР> от <ДАТА5> установлено, что Гасанова A.M. должна быть обеспечена креслом-коляской прогулочной. Уполномоченный орган - ГУ Самарское региональное Отделение ФСС РФ филиал <НОМЕР> (г. <АДРЕС> район) не обеспечило ребенка-инвалида техническим средством - креслом-коляской. Законодательством РФ не установлен перечень документов подтверждающих расходы на приобретение технических средств для инвалидов. Так же законодательством не предусмотрен перечень оснований для отказа в выплате компенсации за приобретение технических средств для инвалидов. Основание для отказа в выплате компенсации за приобретение кресла-коляски «Лиза» - «не читаемый кассовый чек» является необоснованным. Исходя из аналогии закона (ст. 18 Закон РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> "О защите прав потребителей") отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Основание для отказа в выплате компенсации - «кассовые и товарные чеки не дают основания подтверждения приобретения данной кресло-коляски; в товарном чеке не отражено, что кресло-коляска является прогулочной» также являются необоснованным в силу Приказа <НОМЕР> от <ДАТА14> г. и паспорта кресла-коляски «Лиза». Основанием для отказа в выплате компенсации - не прошел срок пользования ранее приобретенной коляской, не является обоснованным.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и положения нормативно правовых актов, истица просила взыскать с ответчиков расходы на приобретенную для Гасановой А.М. кресло-коляску для детей инвалидов «Лиза» в сумме 33 270 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 1 108 руб. 10 коп. В судебном заседании представитель истицы - Никифорова Т.А., действующая на основании доверенности 63 АА 0405335 от 15.02.2011 г., заявленные требования поддержала в полном объёме, по изложенным в исковом заявлении основаниям. В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области - Митрусова Н.В., действующая на основании доверенности № 127 от 30.05.2011 г., возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В судебное заседание представитель ГУ СРО ФСС РФ в лице филиала № 10 не явилась, представилаходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, с указанием на то, что с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Допрошенная в судебно заседании в качестве специалиста <ФИО4>, являющаяся врачом реабилитологом филиала <НОМЕР> Главного бюро медико-социальной экспертизы по <АДРЕС> области пояснила, что в программе реабилитации указывается всё, что необходимо для ребёнка инвалида. Ребенок инвалид Гасанова А.М. нуждается в прогулочной и комнатной креслах-колясках. Сроки пользования ранее предоставляемыми креслами-колясками они не отслеживают, т.к. это в их компетенцию не входит. В индивидуальную программу реабилитации Гасановой А.М. от <ДАТА19> была вписана прогулочная кресло-коляска, а в индивидуальную программу от <ДАТА20> вписаны как прогулочная, так и комнатная крелса-коляски. На комиссии законный представитель указывает на перечень средств реабилитации необходимых ребёнку инвалиду, если эти средства предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, то в этом случае данные средства записываются в индивидуальную программу реабилитации.
Мировой судья, выслушав участников процесса, допросив специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <ФИО3> и <ФИО5> являются родителями Гасановой А.М. <ДАТА21> рождения, которая является ребенком-инвалидом.
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Также установлено, что на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (Гасановой А.М., <ДАТА21> рождения) к акту освидетельствования <НОМЕР> от <ДАТА22>, а также на основании заявления <ФИО5> от <ДАТА23>, Филиал <НОМЕР> ГУ СРО ФСС РФ по платежной ведомости <НОМЕР> произвел оплату на почтовое отделение <НОМЕР> по месту жительства <ФИО5> - 23 650 руб. в счёт возмещения расходов за кресло-коляску прогулочную ИИ2104, приобретенную <ДАТА24> для Гасановой А.М.
Согласно п. 1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> (в редакции распространяющей свои действия на правоотношения возникшие до <ДАТА25>), настоящие Правила определяют порядок обеспечения: лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид" (далее - инвалиды), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от <ДАТА26> N 2347-р (далее - технические средства) …
Также положениями данных Правил предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление); в случае необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (далее - именное направление), для осуществления проезда в порядке, установленном пунктом 12 настоящих Правил. Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением). Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если инвалид (ветеран) произвел ремонт технического средства (изделия) за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация.
Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:
по истечении установленного срока пользования при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида (ветерана) техническим средством (изделием), выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду (ветерану);
при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.
Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.
Установлено, что <ДАТА5> Гасановой А.М., <ДАТА21> рождения, выдана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, карта <НОМЕР> к акту освидетельствования <НОМЕР> от <ДАТА5>, на срок до <ДАТА20>, в которой также предусмотрена кресло-коляска прогулочная.
На основании вышеуказанной программы реабилитации директором Филиала <НОМЕР> ГУ СРО ФСС РФ <ДАТА27> выдано уведомление о постановке Гасановой А.М. на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации.
<ДАТА6> законными представителями Гасановой А.М. самостоятельно приобретена кресло-коляска прогулочная «ЛИЗА» HR3208_Х Gr.2 стоимостью 93 720 руб., при этом часть указанной сумму в размере 60 000 руб. является благотворительной помощью, полученной от ГБФ «Фонд <АДРЕС>.
При обращении Гасановой Н.В. к ответчикам за компенсацией расходов на приобретения вышеуказанной кресла-коляски в сумме 33 270 руб., ей ответили отказом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ <НОМЕР> утверждены сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены. Срок пользования для кресла-коляски с ручным приводом: комнатных не менее 6 лет, прогулочных не менее 4 лет, для кресла-коляски активного типа не менее 4 лет, для кресла-коляски с электроприводом не менее 5 лет, для кресла-коляски малогабаритные не менее 1 года 6 месяцев.
Таким образом, установлено, что на дату выдачи индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, карта <НОМЕР> к акту освидетельствования <НОМЕР> от <ДАТА5>, Гасанова А.М. уже была обеспечена креслом-коляской прогулочной - ИИ2104, срок пользования которой не истек, и которая, согласно утверждениям истицы находится в рабочем состоянии, что также подтверждается отсутствием заявок на её ремонт или замену.
Анализируя положения вышеуказанных нормативно правовых актов, мировой судья приходит к выводу о том, что возможность обеспечения ребенка-инвалида новым аналогичным техническим средством реабилитации в случае, когда ранее представленное аналогичное техническое средство реабилитации находится в исправном состоянии или не истек срок его эксплуатации, законодательно не предусмотрена.
Довод истицы о том, что ранее приобретенная кресло-коляска является комнатной, не может быть принят во внимание, поскольку опровергается материалами дела.
Довод истицы о том, что ранее приобретенная кресло-коляска является громоздкой и её неудобно использовать при прогулках, также не может быть принят во внимание, поскольку в силу действующего законодательства РФ, данное обстоятельство не является основанием для предоставления (либо компенсации за приобретение) нового аналогичного по назначению технического средства реабилитации с иными параметрами.
На основании изложенного, мировой судья приходит к выводу о том, что заявленные требования являются не обоснованными, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198, ГПК РФ, мировой судья,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Гасановой <ФИО1> в интересах несовершеннолетней <ФИО2> к Министерству здравоохранения и социального развития <АДРЕС> области, ГУ Самарского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала <НОМЕР> о взыскании расходов на приобретение кресла-коляски отказать в полном объёме.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинский районный суд г. Самара через мирового судью судебного участка № 28 Самарской области в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда. В окончательной форме решение изготовлено 10.06.2011 г. Мировой судья А.В.<ФИО6>