Решение по делу № 4-492/2020 от 24.07.2020

Дело № 5-492/2020                                                                                         

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

24 июля 2020 года                                                                                                          п. Плесецк

Мировой судья судебного участка № 2 Плесецкого судебного района Архангельской области Королева В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении:

Каменева Алексея Владимировича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> привлекавшегося к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ,

Каменеву В.В. разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, положения статьи 51 Конституции РФ, права понятны, отводов нет.

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении №10/2020 от 19 мая 2020 года, составленного главным инспектором аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области <ФИО1>, контрольно-счетной палатой Архангельской области, являющейся органом внешнего государственного финансового контроля, на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты <ФИО2> от 20.05.2019 № 23-р «О назначении контрольного мероприятия» проведено контрольное мероприятие по проверке законности и эффективности использования средств областного бюджета при направлении министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство) бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства, в результате которого выявлено следующее.

В ходе проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета при направлении министерством бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства в рамках соглашения о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 01- 37/7 от 24.01.2018 заключенному с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Каменевым А.В. исследованы сведения о заявленных к субсидированию объемах молока, в результате чего установлено следующее:

1) объемы производства молока, указанные в справках-расчетах как отпущенные населению (с автомобиля с цистерной), не подтверждены какими-либо документами, в том числе ВСД, содержащими сведения о его производстве. Отсутствуют ВСД как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом проверкой установлено наличие сведений об объемах произведенного молока, в том числе в ФГИС «Меркурий», реализованного ООО МЗ «Каргопольский» и ФКУ ИК-29 УФСИН (таблица № 2 на стр. 15 акта проверки) (выполнение требований пункта 11 ТР ТС 033/2013),

2) на молоко, указанное в справках-расчетах как отпущенное населению (с автомобиля с цистерной), отсутствует информация о его реализации на рынке, в том числе на сельскохозяйственном рынке (согласно письму от 04.06.2019 МП МО «Мирный» «Муниципал-сервис» по договору оказания услуг по предоставлению торгового места для осуществления торговли сырым молоком в период 2017-2018 гг. указанные услуги главе К(Ф)Х Каменеву А.В. не оказывались),

3) отсутствуют документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, отпущенного населению (отсутствуют ветеринарные справки как на бумажном носителе, так и в электронном виде):

- в ходе проверки был сделан запрос в государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Станция по борьбе с болезнями животных» от 06.06.2019 № 01-02/722. Из полученного ответа (исх. № 128 от 14.06.2019) следует, что Главе К(Ф)Х Каменеву А.В. за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года для реализации на территории Плесецкого района с автомашины УАЗ (регистрационный номер Н 335 РР 29) сырого молока ветеринарные сопроводительные документы не выдавались, ветеринарно-санитарная экспертиза для реализации населению молока сырого не проводилась,

- в ФГИС «Меркурий» данные по реализации населению сырого молока отсутствуют,

- Каменевым А.В. не представлены документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы отпущенного населению сырого молока, заключающейся согласно пункту 2 статьи 20 ТР ТС 021/2011 в установлении соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции и установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных.

Каменевым А.В. представлены договоры от 27.01.2017 № 5/020-с, от 17.04.2018 № 5/055-с с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» на проведение лабораторных исследований сырого молока, протоколы лабораторных испытаний от 05.02.2018 № 97, от 26.03.2018 № 314, от 28.06.2018 № 812, программа производственного контроля животноводческой молочно-товарной фермы в с. Федово, а также ветеринарные справки в количестве 13 шт., выданные ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» в период с 01 сентября 2017 года по 29 сентября 2017 года, то есть до наступления 4 квартала 2017 года, заявленного к субсидированию. В силу изложенных выше норм (пункты 2, 7 Правил, статья 30 ТР ТС 021/2011) документы о проведении лабораторных испытаний молока не могут отождествляться с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, для которой необходимы данные о благополучии в ветеринарном отношении крестьянского (фермерского) хозяйства (о состоянии здоровья животных, о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий и вакцинаций животных), о состоянии емкости с молоком и пр. Результатом проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является выдача ветеринарных справок по форме № 4, утвержденной Правилами. Данные об исследовании молока используются в качестве одной из составляющих для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Кроме того, в результате опроса Потеряевой Н.Н., работающей на ферме Каменева А.В. дояркой (стр. 3 Справки от 24.01.2019 - приложение № 1 к акту проверки), выполненного сотрудникомОЭБиПК ОМВД России по Плесецкому району 19.06.2019, количество надоенного молока за октябрь-декабрь 2017 года составило примерно 400 литров в сутки, в 2018 году в зимнее время   - примерно 400 литров в сутки, в летнее 500-600 литров в сутки. Таким образом, принимая за летний период время с мая по сентябрь, количество произведенного молока за заявленные к субсидированию периоды составляло 174 000 л или (коэффициент перевода 1,026996) 178 697,30 кг, что меньше заявленного к субсидированию объема - 340 481 кг. Анализ журнала надоя молока, представленного Каменевым А.В. в ходе проверки, подтвердил показания доярки об отсутствии заявленного к субсидированию объема молока, а также объема, отпущенного населению. Выборочной проверкой соответствия заявленных объемов молока данным журнала установлено следующее: за март 2018 года надоено 8 030 л., заявлено - 29 375 л, за май 2018 года надоено 12 434 л, заявлено - 32 948,52 л.   

Согласно реестрам актов поставки молока за заявленные к субсидированию периоды (помесячные), составленных Каменевым А.В. и направленных в министерство, цена за 1 л отпущенного населению молока составила 23 руб. Между тем согласно пояснениям <ФИО3>, <ФИО4> (данным сотруднику ОЭБиПК ОМВД России по Плесецкому району 21.06.2019 (Справка от 24.01.2019 - приложение № 1 к акту проверки)), покупающим молоко с автомобиля, указанного Каменевым А.В., цена за 1 л молока с 2018 года равнялась 45 руб., что не соответствует заявленной в министерство Каменевым А.В. цене.

Таким образом, результаты опросов и пояснений, представленных сотрудниками ОЭБиПК ОМВД России по Плесецкому району, подтверждают факты завышения объемов реализованного населению молока, а также занижения цены отпущенного молока.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Фактической целью предоставления субсидии на повышение молочной продуктивности является возмещение производителю молока затрат по его производству при реализации (продаже) молока предприятиям, приобретающим его по цене, существенно меньшей рыночной.

Исходя из данных об отпуске сырого молока ФКУ ОИУ ОУДД-2 УФСИН России по Архангельской области и ООО МЗ «Каргопольский» за заявленный к субсидированию период (4 квартал 2017 - 3 квартал 2018), стоимость 1 кг (974 мл) молока находилась в значении от 22 руб. до 27 руб. Стоимость же 1 л молока при отпуске его населению равнялась 45 руб.

Указание Каменевым А.В. недостоверной информации о цене продажи населению молока в реестрах актов поставки молока (23 руб. за 1 кг, то есть ниже отпускной почти в два раза) свидетельствует об умышленном занижении фактической цены молока с целью создания условий для получения субсидии.

Помимо полученных доказательств контрольно-счетной палатой в адрес Инспекции по ветеринарному надзору в Архангельской области 18.03.2020 направлен запрос № 01-02/291, в котором изложена просьба пояснить механизм выдачи ВСД при реализации сырого молока из емкостей населению, были ли обращения Каменева А.В. за выдачей ВСД.

Согласно ответу инспекции от 26.03.2020 № 405-02-19/402 реализация сырого молока в розничную сеть на таможенной территории Таможенного союза не предусмотрена ТР ТС 033/2013, также как не предусмотрена его реализация населению вне рынков, его поставка возможна на молокоприемные пункты или молокоперерабатывающие предприятия. Указанные требования, изложенные в пунктах 10, 11 ТР ТС 033/2013, неоднократно разъяснялись Каменеву А.В. Изложен механизм оформления справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах, на основании которых производителями молока могут самостоятельно оформляться ВСД для его перемещения на молокоперерабатывающие предприятия. Данные ВСД выдавались Каменеву А.В. для отправки молока ФКУ ОИУ ОУДД-2 УФСИН России по Архангельской области и для транспортировки на молокоперерабатывающие предприятия.

Требования вышеизложенных технических регламентов указаны в письме ГБУ АО “Плесецкая районная СББЖ” от 25.03.2020 № 72, данном Каменеву А.В. в ответ на свой запрос. Начальником данного учреждения указано о достаточности результатов исследования КРС на скрытые формы мастита и лабораторных исследований на микробиологический и химический анализ молока для его реализации на молокоперерабатывающие комбинаты. При этом разъясняется о возможности реализации молока на рынках, где проводится ветеринарно-санитарная экспертиза для каждой партии молока, по результатам которой выдаются ветеринарные сопроводительные документы.

Таким образом, учреждением еще раз подтверждено, что для реализации сырого молока населению из емкостей (то есть не подвергшегося термической и иной переработке, не упакованного в специальную тару, имеющую маркировку) недостаточно результатов проведения ежеквартальных или ежемесячных исследований молока, крупного рогатого скота, необходимых для оформления ВСД в случае направления молока для его переработки соответствующими комбинатами.

Из всего изложенного следует, что поскольку главой К(Ф)Х Каменевым А.В. для получения субсидии в объемы реализованной продукции включено отпущенное населению молоко в количестве 292 281 кг, объемы производства которого не подтверждены, а также отпущенного в нарушение требований пунктов 7, 10, 28 ТР ТС 033/2013 и статьи 30 ТР ТС 021/2011 (вне рынков), реализованного без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, что в силу пункта 97 ТР ТС 033/2013 следует расценивать как молоко, не соответствующее техническим регламентам, следовательно, отпущенного не соответствующего по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам (требование пункта 29 Правил предоставления субсидий), получателем субсидии нарушены пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункты 27, 29, 31, 38 Правил предоставления субсидий, пункты 2.1, 3.1.2, 4.3.2, 4.3.7 Соглашения от 24.01.2018, то есть осуществлено нарушение условий предоставления субсидии, что привело к излишнему перечислению средств бюджета в размере 1 110 423,20 руб. (приложение № 2 к акту проверки).

Положения части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривают административную ответственность юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, являющихся получателями субсидии, за нарушение условий ее предоставления.

Таким образом, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Каменевым Алексеем Владимировичем (ИНН 292001621670, ОГРНИП 316290100095461, место регистрации: 164260 Архангельская область, р.п. Плесецк, ул. Ломоносова, д. 5) при представлении в министерство (муниципальное образование) документов, содержащих недостоверные сведения об объемах реализованного молока, и получении субсидии в размере 1 110 423,20 руб., не подтвержденной объемами и качеством реализованного молока, нарушены условия ее предоставления, установленные пунктами 1, 2 статьи 78 БК РФ, пунктами 27, 29, 31, 38 Правил предоставления субсидий, пунктами 2.1, 3.1.2, 4.3.2, 4.3.7 Соглашения от 24.01.2018, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каменев А.В. в судебном заседании, вину в совершении административного правонарушения не признал, представил копии возражений, направленных в контрольно-счетную палату Архангельской области, из которых следует, что в объемы на получение субсидии включено сырое молоко, реализованное без нарушений п. 10 главы IVTR ТС 033/2013 населению в количестве 292 281 кг, с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы, в связи с чем документы, подтверждающие, что реализованное молоко соответствует по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим нормам у главы К(Ф)Х Каменева А.В. имеются. Кроме того, считает, что в ходе проверки инспектором КСП не были запрошены ВСД документы, а также документы, подтверждающие качество реализованного молока государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, а именно Протокола лабораторных испытаний согласно ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции. Также считает незаконным в требовании предоставлении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, считая, что имел право не вести бухгалтерский учет в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ. Заслушав главу крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева А.В., исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему. Между министерством, Главой КФХ Каменевым А.В. и МО «Плесецкий муниципальный район» заключено соглашение о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 01- 37/7 от 24.01.2018 (далее - Соглашение), согласно пункту 1.1 которого министерство предоставляет Главе КФХ Каменеву А.В. денежные средства в виде субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции, в том числе, по направлению повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидии предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы» (далее - Правила предоставления субсидий), В соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения субсидии предоставляются при представлении получателем субсидии в министерство (муниципальное образование) документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии. Пунктами 4.3.2, 4.3.7 Соглашения установлена обязанность получателя субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидий в соответствии с соглашением; обеспечить полноту и достоверность сведений, предоставляемых в министерство в соответствии с настоящим Соглашением. Приложением № 1 к соглашению установлены показатели результативности, в том числе численность занятых в сельском хозяйстве, показатель производства молока. Главой КФХ Каменевым А.В. в министерство были представлены: 1) заявления о предоставлении субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства за 4 квартал 2017 года от 22.01.2017; за 1 квартал 2018 года от 06.04.2018; за 2 квартал 2018 года от 02.07.2018; за 3 квартал 2018 года от 03.10.2018; за 4 квартал 2017 и 1,2,3 квартал 2018 года от 09.11.2018; 2) справки-расчеты для выплаты субсидии по форме, утвержденной постановлением министерства. За 4 квартал 2017 года справка-расчет предоставлена на общую сумму 139 194,30 руб. за 66,283 тонны реализованного молока по ставке 2100,00 руб./т: октябрь - 25,014 тонн, из них: переработчикам 7,917 тонн, в бюджетную сферу - 0, населению области - 17,097 тонн; ноябрь - 20,461 тонн, из них: переработчикам 7,000 тонн, в бюджетную сферу - 0, населению области - 13,461 тонн; декабрь - 20,808 тонн, из них: переработчикам 4,000 тонн, в бюджетную сферу - 3,829, населению области - 12,979 тонн. Министерством на счет Каменева А.В. 26.01.2018 перечислена субсидия в размере 139 194,30 руб. за счет средств областного бюджета (КБК 04050510172220811), что составляет 100 % от расчета субсидии. За 1 квартал 2018 года справка-расчет предоставлена на 76,418 тонны реализованного молока, в том числе: январь: реализовано 21,408 тонн высшего сорта, из них: переработчикам реализовано 3,000 тонны, населению области - 18,408 тонн; февраль: реализовано 24,842 тонны высшего сорта молока населению области; март: реализовано 30,168 тонн высшего сорта, из них: в бюджетную сферу - 4,116 тонн, населению области - 26,052 тонн. Министерством на счет Каменева А.В. 19.04.2018 перечислено 153 260,54 руб. и 20.04.2018 - 72 172,56 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии. За 2 квартал 2018 года по сведениям Каменева А.В., представленным в министерство, реализовано 98,340 тонн молока высшего сорта, в том числе: апрель - 31,649 тонн, из них: в бюджетную сферу - 2,311 тонн, населению области - 29,338 тонн; май - 33,838 тонны, из них: в бюджетную сферу - 1,797 тонн, населению области - 32,041 тонн; июнь - 32,853 тонны, из них: переработчикам - 1,000 тонну, населению области - 31,853 тонн. Министерством на счет Каменева А.В. 09.07.2018 перечислено 197 226,33 руб. и 10.07.2018 - 9 876,67 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии. За 3 квартал 2018 года по сведениям Каменева А.В., представленным в министерство, реализовано 94,930 тонн молока высшего сорта, в том числе: июль - 33,128 тонны населению области; август - 32,053 тонны населению области; сентябрь - 29,749 тонны, из них населению области - 21,029 тонн и переработчикам - 8,720 тонн. Министерством на счет Каменева А.В. 10.10.2018 перечислено 190 387,39 руб. и 12.10.2018 - 89 656,11 руб., что составляет 100 % от расчета субсидии. Постановлениями министерства от 12.11.2018 № 36-п внесены изменения в постановление от 18.01.2018 № 1-п об увеличении ставки субсидии с 2100,00 руб. до 3100,00 руб. за тонну (распространяет свое действие с 01.01.2018). Постановлением министерства от 22.11.2018 № 37-п внесены изменения в постановление от 11.04.2018 № 15-п «Об определении ставки субсидии, направленной на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета в 2018 году» (начало действия с 26.11.2018) - ставка с 850,00 руб. увеличилась до 880,0 руб. за тонну. В связи с изменениями ставок заявителем в министерство были представлены новые заявления, сводные реестры и справки - расчеты на доплату из областного бюджета за 4 кв. 2017 года, 1, 2 и 3 квартал 2018 года по ставке 3100 руб. за тонну и федерального бюджета за 1, 2 и 3 квартал 2018 года по ставке 880,0 руб. за тонну. Всего за 2018 год министерством на счет Каменева А.В. перечислило 1 279 447,98 руб., в том числе: по КБК 040505101R5420811 за счет средств софинансирования 4 А05-1458/2020 областного и федерального бюджетов - 260 998,38 руб. (средства областного бюджета составляют 26 099,84 руб., федерального бюджета - 234 898,54 руб.); по КБК 04050510172220811 за счет средств областного бюджета - 1 018 449,60 руб. Сумма переплаты средств областного бюджета в размере 3039,34 руб. платежным поручением № 30 от 07.03.2019 года возвращена Каменевым А.В. в министерство. Согласно отчету о производственно-финансовых показателях КФХ по состоянию на 01.01.2019 (по форме согласно приложению № 6 к соглашению) объем производства по молоку составил 340,481 тонн, объем реализации молока - 340,481 тонн.Общий объем, заявленный на получение субсидии Каменевым А.В. в министерство, исходя из справок-расчетов, составил 335 971 кг (100 %), из них реализовано населению - 292 281 кг (87 %), ООО МЗ «Каргопольский» - 31 637 кг (9,4 %) и ФКУ ИК - 29 УФСИН - 12 053 кг (3,6 %).

КСП на основании плана работы на 2019 год и распоряжения председателя от 20.05.2019 № 23-р «О назначении контрольного мероприятия» было проведено контрольное мероприятие «Проверка правомерности использования министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы».

В рамках данного мероприятия проверены законность предоставления и эффективность использования средств областного бюджета при направлении министерством бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства.

В ходе проверки КСП выявила следующие нарушения: 1) Каменевым А.В. не представлены первичные учетные документы, а именно формы первичной документации по учету движения продукции животноводства, подтверждающих сведения об объемах производства молока в КФХ; 2) по итогам деятельности КФХ Каменев А.В. за 2018 год в нарушение пункта 4.3.2 Соглашения не обеспечил достижение значений показателей по среднемесячной заработной плате, созданию новых рабочих мест в количестве 6 единиц, по поголовью крупного рогатого скота; 3) в нарушение пункта 4.3.7 соглашения Глава КФХ Каменев А.В. не обеспечил полноту и достоверность сведений, представленных в министерство; 4) ветеринарные сопроводительные документы оформлены в бумажном виде, что влечет нарушение пунктов 10, 11 Правил обращения молока и молочной продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства; 5) в нарушение пункта 4.3.7 соглашения Глава КФХ Каменев А.В. не обеспечил полноту и достоверность сведений по валовому производству молока, представленных в министерство; 6) в объемы на получение субсидии включено сырое молоко, реализованное в нарушение пункта 10 главы IV ТР ТС 033/2013 населению без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы. Следовательно, документы подтверждающие, что реализованное молоко соответствует по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам у главы КФХ Каменева А.В. отсутствуют, при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить потребителям соответствующие документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. В ФГИС «Меркурий» данные по реализации населению отсутствуют; 7) в нарушение пункта 29 Порядка Главой КФХ Каменевым А.В. в объемы для получения субсидии включено реализованное молоко населению в количестве 292 281 кг без ветеринарно-санитарной экспертизы, следовательно, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам. В соответствии с установленными нормами пункта 10 и пункта 11 главы ТР ТС 033/2013 при реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных их материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока. С четом выявленных нарушений, КСП пришла к выводу о переплате субсидий Главе КФХ Каменеву А.В. за 4 квартал 2017 года и 1 - 3 кварталы 2018 года в размере 1 110 423,20 руб. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 17.10.2019 (страницы 5 - 23 акта), акте проверки от 25.06.2019 в отношении Главы КФХ Каменева А.В. В связи с выявленными нарушениями министерство направило Главе КФХ Каменеву А.В. требование от 10.01.2020 № 205-01/41 о возврате средств субсидии в размере 1 110 423,20 руб. в течение 15 рабочих дней со дня предъявления требования. Требование министерства было получено Каменевым А.В. 18.01.2020.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий. Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ). В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя. Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Статьей 8 Областного закона от 15.12.2017 № 581-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» установлено, что из областного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области. Порядок предоставления в 2018 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждается Правительством Архангельской области. Правила предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы». В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий и грантов, является министерство. Предоставление субсидий осуществляется министерством в пределах бюджетныхассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Субсидии и гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с заявителем и органами местного самоуправления муниципального района Архангельской области, на территории которого сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет деятельность (далее - орган местного самоуправления), соглашений о предоставлении субсидий (далее - соглашение) по форме, утверждаемой постановлением министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области.

Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению, является согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению, на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии (подпункт1 пункта 10 Правил предоставления субсидий).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Правил предоставления субсидий в соглашении предусматривается порядок возврата субсидий в областной бюджет в случае нарушения условий, целей и порядка их предоставления. Согласно пункту 27 Правил предоставления субсидий субсидии, направленные на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производства молока, предоставляются министерством за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) путем возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) заявителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока.

 В силу пункта 29 Правил предоставления субсидий субсидия не предоставляется: 1) за молоко, использованное на внутрихозяйственные нужды; 2) за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам; 3) за молоко, не произведенное, а закупленное для последующей реализации; 4) в случае не обеспечения сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, начавших хозяйственную деятельность по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году).

Пунктом 31 Правил предоставления субсидий установлено, что для предоставления субсидии заявитель представляет в органы местного самоуправления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также: 1) сведения о наличии поголовья коров и (или) коз на первое число квартала, заявленного к субсидированию; 2) сведения об объемах производства молока, об объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока по форме № 24-сх «Сведения о состоянии животноводства» - по состоянию на 1 января текущего года и форму № П-1(СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции» - по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом (для юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (кроме субъектов малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств); 3) сведения о молочной продуктивности коров за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей с началом хозяйственной деятельности по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году); 4) реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за период, заявленный к субсидированию. В соответствии с пунктом 32 Правил предоставления субсидий органы местного самоуправления в течение пяти календарных дней со дня представления заявителем документов, указанных в пункте 31 настоящих Правил, направляют в министерство сводный реестр в разрезе заявителей по форме, установленной постановлением министерства. Согласно пункту 38 Правил предоставления субсидий субсидии из федерального бюджета предоставляются ежеквартально получателям субсидий на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию начиная с I квартала текущего года. Субсидии из областного бюджета предоставляются ежеквартально на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году по III квартал текущего года включительно.

В соответствии с пунктом 305 Порядка предоставления субсидий в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством в судебном порядке. Как указано ранее, подпунктом 2 пункта 29 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии не предоставляются за реализованное молоко, не соответствующее по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должны соответствовать продукция животного происхождения, корма и кормовые добавки растительного происхождения, а также продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, производимая организациями и гражданами, реализуемая ими или торговыми организациями на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм. Согласно пункту 1 статьи 30 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность. Ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях: 1) установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 2) установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных. В соответствии с пунктом 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 (далее - ТР ТС 033/2013) сырое молоко - молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более 40°С или обработке, в результате которой изменяются его составные части. Как указано в пункте 7 главы IV ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Соответствие молока и молочной продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований, а также требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 97 главы XIII ТР ТС 033/2013). Согласно пункту 10 главы IV ТР ТС 033/2013 при реализации физическими лицами на рынках, включая сельскохозяйственные рынки, молока и молочной продукции непромышленного изготовления обязательно доведение до потребителей информации любым удобным способом об их безопасности в ветеринарно-санитарном отношении, об их наименованиях, месте производства (об адресе), дате производства. При реализации сырого молока из емкостей специализированных транспортных средств или другой тары, выполненных из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, в тару потребителя продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны иметь документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, выданные уполномоченным органом государства-члена. Процессы реализации сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, а также подвергшихся предварительной термической обработке, в том числе пастеризации, должны соответствовать требованиям, установленным в пункте 10 настоящего технического регламента, и требованиям ТР ТС 021/2011 (пункт 28 главы VI ТР ТС 033/2013). Согласно пункту 11 ТР ТС 033/2013 при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные 11 А05-1458/2020 уполномоченным органом государства- члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок. Учитывая изложенное, сырое молоко подлежит реализации только на рынках, включая сельскохозяйственные рынки, а также поставке на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия. Отклонение от требований ТР ТС 033/2013 в соответствии с пунктом 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о несоответствии молока указанному техническому регламенту. Минсельхозом России разработаны Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (утверждены Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589) (далее - Правила). Согласно пункту 2 Правил ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товарьг, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648. Молоко и продукция молочного происхождения поименованы в данном перечне. В соответствии с пунктом 3 Правил ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) должны оформляться в следующих случаях: 1) при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); 2) при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); 3) при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью). Исключение, упоминаемое в подпункте 1 пункта 1, составляют случаи производства партии подконтрольного товара в предприятии общественного питания в случае последующей реализации партии подконтрольного товара для питания людей на данном предприятии общественного питания, либо в случае последующей реализации партии подконтрольного товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте, а также в перерабатывающих цехах предприятий розничной торговли, если переработанные продукты представляют собой кулинарные изделия или готовые блюда, предназначенные для реализации конечному потребителю на данном предприятии розничной торговли (подпункты «а», б» пункта 15 Правил). Согласно подпункту «в» пункта 15 Правил не требуется оформления ВСД при производстве подконтрольного товара, предназначенного для использования производителем данного подконтрольного товара в целях, не предназначенных для его реализации, в том числе для личного потребления, содержания и (или) кормления животных, принадлежащих производителю подконтрольного товара, использования подконтрольного товара, представляющего собой приманки для охоты и рыбной ловли, производителем подконтрольного товара в процессе охоты или рыбалки, использования подконтрольного товара для удобрения принадлежащих производителю подконтрольного товара или находящихся в его пользовании земельных участков, коллекционирования (хранения коллекций) подконтрольного товара, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно пункту 7 Правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании: сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров; результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации; лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации; данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных); данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар; справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия); иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы (сертификаты, свидетельства и справки) должны оформляться исключительно в электронном виде. С указанной даты все организации, которые имеют дело с продукцией, подконтрольной Госветнадзору, обязаны подключиться к системе «Меркурий». В силу пункта 9.1 Порядка представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденного приказом Минсельхоза России от 30.06.2017 № 318, представление информации о результатах лабораторных исследований подконтрольных товаров осуществляется с использованием компонента ВетИС-Меркурий, предназначенного для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде, сохранения и обработки информации о них. В ходе проверки главы КФХ Каменева А.В. исследованы сведения о заявленных к субсидированию объемах молока, в результате чего установлено следующее: 1) объемы производства молока, указанные в справках-расчетах как отпущенные населению (с автомобиля с цистерной), не подтверждены какими-либо документами, в том числе ВСД, содержащими сведения о его производстве. Отсутствуют ВСД как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом проверкой установлено выполнение требований пункта 11 ТР ТС 033/2013 в отношении объема молока, реализованного ООО МЗ «Каргопольский» и ФКУ ИК-29 УФСИН; 2) на молоко, указанное в справках-расчетах как отпущенное населению (с автомобиля с цистерной), отсутствует информация о его реализации на рынке, в том числе на сельскохозяйственном рынке (согласно письму от 04.06.2019 МП МО «Мирный» «Муниципал-сервис» по договору оказания услуг по предоставлению торгового места для осуществления торговли сырым молоком в период 2017-2018 гг. указанные услуги главе КФХ Каменеву А.В. не оказывались); 3) отсутствуют документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, отпущенного населению (отсутствуют ветеринарные справки на бумажном носителе или в электронном виде): - в ходе проверки был сделан запрос в государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Станция по борьбе с болезнями животных» от 06.06.2019 № 01- 02/722. Из полученного ответа № 128 от 14.06.2019 следует, что Главе К(Ф)Х Каменеву А.В. за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года для реализации на территории Плесецкого района с автомашины УАЗ (регистрационный номер Н 335 РР 29) сырого молока ветеринарные сопроводительные документы не выдавались, ветеринарно-санитарная экспертиза для реализации населению молока сырого не проводилась, - в ФГИС «Меркурий» данные по реализации населению сырого молока отсутствуют. Главой КФХ Каменевым А.В. не представлены документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы отпущенного населению сырого молока, заключающейся согласно пункту 2 статьи 20 ТР ТС 021/2011 в установлении соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции и установления благополучия в ветеринарном отношении хозяйств (производственных объектов) происхождения животных. Каменевым А.В. в ходе проверки были представлены договоры от 27.01.2017 № 5/020-с, от 17.04.2018 № 5/055-с с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» на проведение лабораторных исследований сырого молока, протоколы лабораторных испытаний от 05.02.2018 № 97, от 26.03.2018 № 314, от 28.06.2018 № 812, программа производственного контроля животноводческой молочнотоварной фермы в с. Федово, а также ветеринарные справки в количестве 13 шт., выданные ГБУ АО «Плесецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» в период 01- 29 сентября 2017 года, то есть до периода, заявленного к субсидированию. В силу положений пунктов 2, 7 Правил, статья 30 ТР ТС 021/2011 документы о проведении лабораторных испытаний молока не подменяют проведение ветеринарносанитарной экспертизы, для которой необходимы данные о благополучии в ветеринарном отношении крестьянского (фермерского) хозяйства (о состоянии здоровья животных, о проведении ветеринарно-санитарных мероприятий и вакцинаций животных), о состоянии емкости с молоком и пр. Результатом проведения ветеринарно-санитарной экспертизы является выдача ветеринарных справок по форме № 4,утвержденной Правилами. Исследование молока является составляющим ветеринарно-санитарной экспертизы. Согласно ответу Инспекции по ветеринарному надзору в Архангельской области от 26.03.2020 № 405-02-19/402 реализация сырого молока в розничную сеть на таможенной территории Таможенного союза не предусмотрена ТР ТС 033/2013, также как не предусмотрена его реализация населению вне рынков, его поставка возможна на молокоприемные пункты или молокоперерабатывающие предприятия.

Указанные требования, изложенные в пунктах 10, 11 ТР ТС 033/2013, неоднократно разъяснялись Каменеву А.В. Изложен механизм оформления справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах, на основании которых производителями молока могут самостоятельно оформляться ВСД для его перемещения на молокоперерабатывающие предприятия. Данные ВСД выдавались Каменеву А.В. для отправки молока ФКУ ОИУ ОУДД-2 УФСИН России по Архангельской области и для транспортировки на молокоперерабатывающие предприятия.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что главой КФХ Каменевым А.В. для получения субсидии в объемы реализованной продукции включено молоко в количестве 248 744 кг, отпущенное населению в нарушение требований пунктов 7, 10, 28 ТР ТС 033/2013 и статьи 30 ТР ТС 021/2011, без проведения его ветеринарно-санитарной экспертизы, что в силу пункта 97 ТР ТС 033/2013 свидетельствует о реализации молока, не соответствующего техническим регламентам. Получателем субсидии нарушены пункты 1, 2 статьи 78 БК РФ, пункты 27, 29, 31, 38 Правил предоставления субсидий, пункты 2.1, 3.1.2, 4.3.2, 4.3.7 Соглашения, то есть нарушены условия предоставления субсидии, что привело к излишнему перечислению средств бюджета.

На основании изложенного, мировой судья приходит в выводу о том, что вина главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каменева Алексея Владимировича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, считается установленной.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела: протоколом об административном правонарушении 10/2020 от 19.05.2020, соглашением о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), крестьянскому (фермерскому) хозяйству, индивидуальному предпринимателю производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 01- 37/7 от 24.01.2018, актом по результатам совместной с УЭБиПК УМВД России по Архангельской области проверки, проведенной в ходе контрольного мероприятия «Проверка правомерности использования министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013-2021 года» по вопросу соблюдения порядка, целей и условий предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в крестьянском (фермерском) хозяйстве Каменева Алексея Владимировича от 25.06.2019, другими материалами дела.

Представленные по делу доказательства получены уполномоченным должностным лицом, с соблюдением установленного законом порядка и являются допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, события правонарушения и сведения о нем как о лице, совершившем административное правонарушение, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.

Положения статей 51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ Каменеву А.В. разъяснены, о чем свидетельствует его подпись в протоколе.

Приведенные доказательства признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Каменева А.В. в совершении вменяемого административного правонарушения.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья,

постановил:

Главу крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Каменева Алексея Владимировича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 19.1 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" штраф должен быть уплачен не позднее 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления о наложении административного штрафа.

Штраф надлежит уплатить по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810500000010003 в Отделение Архангельск, получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (контрольно-счетная палата Архангельской области л/сч 04242029570), ИНН 2901219352, БИК 041117001, КПП 290101001, КБК 304 1160115301 9000 140, ОКТМО 11701000.

Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию судебного участка №2 Плесецкого судебного района Архангельской области.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Плесецкий районный суд Архангельской области через мирового судью либо непосредственно в Плесецкий районный суд Архангельской области.   

Мировой судья                                                      В.В. Королева

4-492/2020

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания (Обжаловано)
Ответчики
Каменев А. В.
Суд
Судебный участок № 2 Плесецкого судебного района Архангельской области
Судья
Королева Валентина Викторовна
Статьи

ст. 15.5

Дело на сайте суда
2pls.arh.msudrf.ru
29.05.2020Подготовка к рассмотрению
22.06.2020Рассмотрение дела
09.07.2020Рассмотрение дела
24.07.2020Рассмотрение дела
24.07.2020Административное наказание
28.08.2020Обжалование
28.10.2020Окончание производства
28.10.2020Сдача в архив
24.07.2020
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее